Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:39, реферат
Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства и жизни людей, является поступательное социально-экономическое развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации – росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
Введение
Глава 1. Методологические основы региональной экономики
1.1. Предмет региональной экономики
1.2 Объект и методы региональной экономики
Глава 2. Регион как объект хозяйствования и управления
2.1. Сущность региона как объекта управления
2.2 Структура региона
2.3 Региональный хозяйственный комплекс
2.4 Специализация регионального хозяйственного комплекса
Глава 3. Основы регионального менеджмента ( управления)
3.1. Сущность и цели регионального управления
3.2 Принципы регионального управления
3.3 Методы регионального управления
3.4 Региональные интересы в управлении
3.5 Система органов управления субъектами РФ
3.6 Приоритетные сферы управления
Заключение
Методы экономико-математического моделирования представляют собой совокупность способов (приемов) расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики. Достаточно распространенными моделями региональной экономики являются модели региона, модели размещения, межрегиональные модели национальной экономики. Их применение позволяет выявить взаимосвязи в экономике региона, обосновать изменение социально-экономических показателей, осуществлять многовариантные расчеты региональных прогнозов, программ и других разработок и выбрать из них оптимальный.
Центральное место в моделировании региональной экономики занимают модели региона – межотраслевой баланс и его модификации. Методология разработки таких балансов является достаточно отработанной.
Моделирование размещения можно представить моделями транспортировки грузов (классическая транспортная задача), размещения производства (модель размещения сельскохозяйственного производства, производственно-транспортные модели), миграции населения. К межрегиональным моделям национальной экономики относятся: межрегиональный межотраслевой баланс, модель экономического взаимодействия регионов.
В условиях перехода регионов к рыночным условиям, для которого характерны неустойчивость экономических процессов, непоследовательная экономическая политика, создаются определенные трудности для моделирования. В то же время выдвигаются новые требования к моделированию в связи с появлением необходимости количественной оценки кризисных ситуаций, последствий распада, сложившихся хозяйственных связей и т. д. С этой целью создаются новые теории, математический аппарат, модели. В настоящее время проведение работы по моделированию затрудняется по причине недостаточности информации: имеются серьезные проблемы с получением информации о частном секторе, о развитии теневой экономики, с динамическими рядами сопоставимых данных, отсутствующих в связи с переводом статистики на новую методологию. Благоприятным условием для развития моделирования региональной экономики является компьютеризация.
Регион – целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов.
В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Помимо ядра-комплекса в границы региона входит периферия – тяготеющие территории.
Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
• системообразующая база;
• системообслуживающий комплекс;
• экология;
• население;
• инфраструктура рынка.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек – органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.
Устройство региональной экономической системы в большей степени зависит от организации национальной экономической системы в целом. В административно-плановой системе СССР регион (административно-
Переход к рыночной экономике и построение реального федеративного государства сопровождается тем, что каждый регион – субъект Федерации становится самостоятельной экономической подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих структурных элементов, отношения с федеральными регулирующими системами, с другими регионами и внешним миром имеют преимущественно экономическую основу.
Всякому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое формирует его материально-производственная основа – хозяйственный (производственный) комплекс региона. Являясь подсистемой, частью национального комплекса страны, региональный хозяйственный комплекс представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.
Успешное функционирование регионального хозяйственного комплекса зависит от максимального учета региональных факторов и особенностей. Факторы формирования и функционирования региональной экономики – это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определяющих развитие и размещение производительных сил на территории региона. Выделяют следующие основные группы факторов: природные, экономические, демографические. Природные факторы – это наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка; климатические условия, экологические условия. Экономические факторы – это экономико-географическое положение региона (положение по отношению к развитым районам, транспортным путям). Демографические факторы включают численность населения, его расселение, половозрастную структуру населения, численность трудовых ресурсов, половозрастную структуру трудовых ресурсов, квалификацию трудовых ресурсов.
Наличие этих факторов и условий, характер их сочетания на данной территории оказывают прямое влияние на формирование и развитие экономики региона, определяют специализацию региона, специфические особенности управления производством, социальными процессами.
Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:
• по производству товаров: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров;
• по оказанию рыночных услуг: транспорт, связь, шоссейное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, организации, обслуживающие сельское хозяйство, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство;
• по оказанию нерыночных и слуг: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление.
Совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями, представляет собой отраслевую структуру региона. Отраслевая структура региональной экономики и динамика ее изменения позволяют оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда. Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом.
В соответствии с общественным территориальным разделением труда в составе регионального хозяйственного комплекса выделяют функциональные группы отраслей – специализирующие и обслуживающие.
Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона, составляют основу регионального хозяйственного комплекса.
Специализация регионального комплекса обусловлена территориальными особенностями, в первую очередь возможностями эффективно производить массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая, будучи дешевой, имела бы значительную долю в общегосударственном (зональном) балансе. Удешевление ее в районах специализации происходит за счет использования благоприятных природных и экономических условий. Особо важную районообразующую роль выполняют главные отрасли специализации, имеющие высокий удельный вес в производстве региона и дающие, как правило, наибольший экономический эффект (иногда их называют профилирующими). Продукция отраслей специализации участвует в межрегиональном обмене, удовлетворяя также потребности своего региона.
Отрасли специализации характеризуются следующими признаками:
• выделением в национальном и региональном производстве;
• формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев;
• наличием высокой степени концентрации производства в регионе (в отличие от отраслей местного значения, которые сравнительно равномерно размещены на территории);
• производством в больших масштабах важнейших видов дешевой или дефицитной продукции, влиянием на уровень развития всех других отраслей;
• участием в межрегиональном обмене.
Различают сложившуюся и эффективную специализацию.
Под сложившейся специализацией региона понимают концентрацию на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности в продукции, но и потребности других регионов. Под эффективной специализацией региона следует понимать преимущественное развитие в регионе определенных, как правило, крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективно использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики. Эффективность региональной специализации должна оцениваться с позиций наиболее рационального территориального разделения труда в масштабе страны и наиболее производительного использования ресурсов региона. Специализация определяет производственную направленность региона, его роль в территориальном разделении труда.
Обслуживающие отрасли обеспечивают потребности основных отраслей хозяйства и населения региона. К ним относятся прежде всего такие отрасли материального производства, как строительство, транспорт, связь, торговля, рыночная инфраструктура (банки, биржи и пр.), а также отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, просвещение, здравоохранение и т.д. Кроме указанных повсеместных (инфраструктурных) отраслей можно выделить локальные отрасли промышленности и сельского хозяйства, имеющие в различных регионах местное значение и удовлетворяющие их нужды в экономически оправданных масштабах.
В целях более четкого отражения роли регионального комплекса, его элементов и взаимосвязей в системе общественного воспроизводства и территориального разделения труда необходимо различать в нем не только традиционные отрасли специализации (ведущие) и обслуживания (местные), но и по особенностям объединения (сочетания) – взаимосмежные и параллельные.
Взаимосмежные отрасли сопутствуют друг другу при размещении, их объединяют тесные производственные связи, например металлургия – коксохимия (сопряженные технологически), горнодобывающая промышленность – легкая (дополняющие друг друга по использованию мужского и женского труда). Значение этой группы отраслей возрастает с развитием техники и увеличением масштабов концентрации, комбинирования и кооперирования производства.
Параллельные (взаимозамещаемые) отрасли развиваются относительно изолированно на базе общих природных и экономических условий (ресурсов). Они зачастую не имеют между собой тесных производственных связей (например, черная металлургия и сельское хозяйство), их объединяет совместное освоение общерегиональных (межотраслевых) ресурсов, называемых также многоцелевыми (рабочая сила, топливо, вода, земля и т. д.). Это означает, что развитие (размещение) некоторых отраслей в данном регионе ограничивается или исключается возможностями развития других, более эффективных производств. Так, одну и ту же землю можно использовать под сельское хозяйство или построить на ней металлургический комбинат. Проблема размещения параллельных отраслей, которые могут как бы замещать друг друга, имеет объективную основу для правильного решения только при государственном регулировании хозяйства, в том числе рыночного. Характер сочетания отраслей, степень их возможного тяготения определяют существенные особенности региональных комплексов, их виды.
В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.