Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления поведением людей.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.07 Кб (Скачать)

    1.  Содержание  менеджмента

    1.1 Развитие взглядов  на менеджмент  как науку и  практику управления

    Менеджмент  представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального  использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал  развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался  в теорию управления поведением людей.

    Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда  зародилось искусство и наука  управления. Менеджмент в той или  иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как  правило, в трех сферах человеческого  общества:

    •политической - необходимость установления и поддержания  порядка в группах;

    •экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

    •оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

    Основные  этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.).

    Практика  управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно  очень древняя. На глиняных табличках  датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о  коммерческих сделках и законах  древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления.  По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

    Рассматривая  основные этапы развития теории и  практики управления, выделяют несколько  исторических периодов:

    - период развития менеджмента - древний период. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

    Первые, самые простые, зачаточные формы  упорядочения и организации совместного  труда существовали на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами  рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов  деятельности того периода.

    Примерно  в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

    В Древнем Египте был накоплен богатый  опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

    Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

    Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

    Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

    Приведенные материалы не охватывают всех событий  и дат, которые так или иначе  характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, анализируя события развивающиеся в древнем периоде можно говорить о зарождении менеджмента как науки.

    - период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

    Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

    Первый  переворот в теории и практике управления связан с созданием и  использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

    - период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

    В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена  промышленной революции в XIX в. Возникновение  фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения  работой больших групп людей  означали, что индивидуальные владельцы  больше не могли наблюдать за деятельностью  всех работников. Для этих целей  обучали лучших работников - обучали  для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом  веке.

    - период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

    Формализация  ряда управленческих функций, сочетание  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра структурных элементов  организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые  элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оценки многоцелевых управленческих решений.

    В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

    Исследование  управления как процесса привело  к широкому распространению системных  методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте  был связан с применением общей  теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

    Главная идея системной теории управления состоит  в том, что ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуаций, когда решение  в одной области превращается в проблему для другой.

    На  базе системного подхода разрабатывались  задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой  оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы  проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

    В 70-е гг. появилась идея открытой системы  управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться  к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

    Таким образом, следуя теории систем, можно  предположить, что любая формальная организация должна иметь систему  функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

    •систему  результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад  в групповые действия;

    •систему  власти;

    •систему  логического принятия решений.

    С точки зрения экономики организации  наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в  рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит  в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно  варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации, т.е. центральное  место должна занимать ситуация. Это  конкретный набор обстоятельств, которые  сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей  организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

    Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней и  внутренней среды организации. Используя  ситуационный подход, менеджеры могут  понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации. 

    1.2 Принципы и закономерности  менеджмента.

    Закономерности  менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся  тенденции, которые в свою очередь  отражают относительно устойчивые взаимосвязи  между элементами управления в организации.

    К числу важнейших закономерностей  менеджмента следует отнести:

    1) развитие теории и практики  менеджмента в соответствии с  трансформацией форм и методов  организации экономики;

    2) определяющее влияние состояния  внешней среды в выборе и  формировании системы управления  организацией;

    3) соответствие социального содержания  управления формам собственности  на имущество организации;

    4) соотносительность управляющей  и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления);

    5) использование преимущественно  сознательного (планомерного) управления;

    6) концентрация и динамичное изменение  функций управления в организации;

    7) оптимизация (рационализация) уровней  управления организацией;

    8) рациональное использование в  процессах управления функций  контроля, учета и анализа.

    Закономерности  имеют объективный характер, а  реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится  и к закономерностям менеджмента. Под воздействием проявления закономерностей  в организациях формируются принципы менеджмента.

    Принципы  менеджмента, синтезируя объективные  закономерности управления, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя  собой общие правила, принципы формируют  требования к системе управления организацией – функциям, методам  и организационной структуре  управления.

Информация о работе Сущность менеджмента