Региональный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:25, реферат

Описание работы

Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.
Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.

Содержание

Введение 3
Сущность и задачи регионального управления 4
Принципы и методы регионального управления 8
Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях 9
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

региональный менеджмент.docx

— 28.99 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ  ПВО «Оренбургский Государственный Аграрный Университет»

Институт управления

Кафедра «Коммерции и организации экономической деятельности»

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Региональная экономика»

на тему: «Региональный менеджмент»

 

 

 

 

 

                                                                                          Проверил: Кайсина Т.В.

Выполнила:  Рысаева Л.У.

41-ком.

 

 

 

Оренбург-2012

Содержание

Введение 3

Сущность  и задачи регионального управления 4

Принципы  и методы регионального управления 8

Разделение  функций, ресурсов и ответственности  на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях 9

Заключение 14

Список  использованных источников 15

 

 

Введение

Противоречия и неурегулированность  взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

Можно выделить следующие  условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в  современных российских условиях.

1. Система новых отношений  создается в условиях, когда планово-директивные  методы управления региональным  хозяйством разрушены, а рыночные  находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе  региональных и муниципальных  субъектов управления приходится  постоянно адаптироваться к новым  условиям и принципам функционирования.

2. В новых условиях  субъекты Федерации сосредоточили  большую часть властных и хозяйственных  функций. Регион является основным  субъектом собственности, который  делегирует функции собственника  широкому кругу хозяйствующих  субъектов. В этих условиях  естественно возникает стремление  к большей экономической самостоятельности  региональных и муниципальных  образований. 

3. Упразднение государственной  отраслевой системы управления  экономикой диктует необходимость  формирования новых, партнерских  отношений в системах: субъект  Федерации — муниципалитет; муниципалитет  — основное производственное  звено; субъект Федерации —  основное производственное звено. 

4. В этих условиях меняются  регулирующая и стимулирующая  функции субъектов регионального  управления, которые, с одной стороны,  поощряют любое предпринимательство,  стимулируя субъекты хозяйствования  этой сферы деятельности, а с  другой — вынуждены формировать  механизм взаимодействия с предприятиями  и организациями всех форм  собственности на взаимовыгодных  условиях юридически равных партнеров.

5. Чтобы обеспечить заинтересованность  субъектов Федерации в развитии  рыночных отношений в производственной  и социальной сферах, необходимо  законодательно закрепить их  функции, компетенцию и ресурсы  в строгом соответствии с целями  регионального управления и объемом  решаемых задач. 

Сущность и задачи регионального  управления

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента  представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия  на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной  российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной  системы управления хозяйством региона  к региональному менеджменту  состоит в таких изменениях, как:

ориентация развития региона  на решение социальных проблем, на воспроизводство  условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности  человека как наивысшей ценности общества;

формирование организационно-экономических  условий для реализации всеми  хозяйствующими субъектами региона  принципов экономической свободы  и хозяйственной самостоятельности;

ориентация инвестиционной и структурной политики региона  на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных  потребителей и организация производства тех видов продукции, которые  пользуются спросом на межрегиональном  и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности  региона;

формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

переход от региональной статистики к региональному мониторингу  с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

оценка конечного результата регионального менеджмента в  зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона  и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).

Региональный менеджмент можно рассматривать как науку  и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального  менеджмента — это система  научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента  в нашей стране находятся в  стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной  организации России с ее огромными  пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента  в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа  нашего собственного опыта и практики, а также для использования  некоторых его элементов в  формирующейся системе регионального  менеджмента в России.

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с  законами развития рыночной системы  хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование  социально-экономических процессов  в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

Задачи и объект регионального  управления. Задачи регионального менеджмента  многообразны и обусловлены особенностями  переходного периода.

В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования  хозяйства региона разрушаются  вертикальные связи, зарождаются и  стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом  части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального  управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной  и иерархической структур. Резко  возрастает роль опосредованных методов  взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные  связи, отношения по поводу использования  собственности и т.д. Все это  служит объективной основой для  становления и развития регионального  менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы  территориального управления. В число  основных задач регионального менеджмента  входят:

обеспечение расширенного воспроизводства  условий жизнедеятельности населения  региона, высокого уровня и качества жизни;

экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона  и муниципальных образований;

обеспечение экологической  безопасности в регионе, защита окружающей среды;

формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим  основным признакам.

Принадлежность объекта  к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность  субъекта Федерации).

Характер продукции или  услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция  имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

Характер и степень  воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические  и другие процессы в регионе.

Воспроизводство условий  жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы  производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и  культуре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации  объектов позволяет сделать вывод  о том, что к объектам регионального  менеджмента можно отнести все  хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального  менеджмента являются предприятия  и организации, отнесенные к собственности  субъектов Федерации, а также  инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство  условий жизнедеятельности населения  вне сферы производства. На указанные  объекты региональный менеджмент оказывает  прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное.

Принципы и методы регионального  управления

Содержание регионального  менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.

К основным принципам регионального  менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность  и адаптивность, а также принцип  выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации  заключается в перемещении принятия решений от центральных органов  управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию  регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу  субъектов хозяйствования в регионе  и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование  функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической  соподчиненности по вертикали. Он диктует  правила поведения объектов и  субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как  юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается  в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте  через формирование механизмов перераспределения  финансовых ресурсов в целях обеспечения  минимальных государственных социальных стандартов для всего населения  региона, а также минимальной  бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности  и адаптивности является способность  системы регионального управления чутко реагировать на изменения  внешней среды. Этот принцип проявляется  через постоянную трансформацию  функциональной и организационной  структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения  функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального  управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение  функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное  обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции  более детально будет рассмотрен ниже.

Методы регионального  менеджмента также обусловлены  системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента  принято понимать совокупность приемов  и средств воздействия на хозяйствующие  субъекты региона. В практике регионального  менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них  в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности  субъектов Федерации, вторые — по всем другим объектам.

Информация о работе Региональный менеджмент