Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:26, курсовая работа
В данной работе представлены наиболее ценные идеи традиционного подхода, а также новый подход к управлению с целью заинтересовать студентов в использовании положений менеджмента в практической деятельности.
Цель моей работы–понять что такое менеджмент.Какие проблемы менеджмента встречаются на предприятиях.Какие основы функции менеджмента.Мне интересно что изменилось за все это время напредприятиях и какие введены новые понятия.
Современный менеджмент переживает настоящую революцию. Традиционные подходы к управлению привлекают внимание, прежде всего, к контролю над людьми, достижению стабильности и эффективности производства, использованию правил и процедур, созданию вертикальной структуры управления сотрудниками и достижению запланированных результатов (прибыли). Новый подход к менеджменту предполагает использование энтузиазма и творческих возможностей людей, поиск общих взглядов, норм и ценностей; открытый доступ к информации, поощрение командного труда, сотрудничества и партнерства; адаптацию организаций к внезапным изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности.
В данной работе представлены
наиболее ценные идеи традиционного
подхода, а также новый подход
к управлению с целью заинтересовать
студентов в использовании
Цель моей работы–понять что такое менеджмент.Какие проблемы менеджмента встречаются на предприятиях.Какие основы функции менеджмента.Мне интересно что изменилось за все это время напредприятиях и какие введены новые понятия.
1) свойства, функции, структура
менеджмента, взаимодействие
2) объективные закономерности,
присущие менеджменту,
В качестве основной гипотезы, определяющей существо курса «Менеджмент», может быть использована следующая: имеется некая методология, позволяющая исследовать существующие тенденции в области применения общей теории менеджмента, выявлять отклонения в их функционировании, определять критерии эффективности, формулировать принципы построения оптимальных структур.
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека,
объединялись в стремлении достичь какой, либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие люди пытались решить её но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивалось и управление.
Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века управление приобрело новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.
Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина , это , наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления.
1. Само понятие и основы понятия «Менеджмент»
В конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. Административно- командная система управления ушла в прошлое. Существенно возросла роль управляющих структур. Поэтому знание менеджмента сегодня необходимо для управленцев разных уровней. Но, прежде чем начать изучать его различные направления необходимо разобраться в содержании термина.
Можно ли одной фразой определить, что такое менеджмент? Это ничуть не проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент – необычно сложное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от спорта до социальных движений). Термин трактуется очень широко. Дело в том, что как социально-экономическое учение менеджмент возник только в конце прошлого века. Промышленная революция XVII-XIX веков сделала необходимым научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно новое явление в истории бизнеса. Первые попытки привести в систему имеющиеся знания в сфере управления экономикой и производством связывают с именем
Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле энд Таун Манифактуринг”. В 1886 году он писал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу. Таун отмечал, что у менеджеров нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы и теории. В истории менеджмента выделяют три основных школы теории управления:
. Классическая школа (представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретт, А.Файоль и М. Вебер). Школа человеческих отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).Школа науки управления (Барнард Ч.И. и др.). Эти школы возникли в разные исторические периоды. Все они первоначальнобыли ориентированны только на производственно-хозяйственную сферу деятельности, их открытия использовались в текущей управленческой практике.Но сегодня принципы научного управления применяют далеко за пределамипроизводства. Произошла интеграция понятия “менеджмент”. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.
В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается следующее определение: “Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей”
Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.
Встречаются и более упрощенные определения менеджмента. Например:”Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других” .Такое определение не подойдет менеджерам в условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.
Можно встретить и такое определение: “Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм” . Но – в чем его цель и практическое приложение? Дадим правильное определение на русском языке, в котором слово “менеджмент” используется сравнительно недавно. Глагол “управлять” применяется у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где требуется управление как таковое. Но, если задуматься, вряд ли все приемы и методы, с помощью которых управляют на заводе или фабрике, будут хороши в управлении деятельностью парламента или в правительственной сфере. А управление автомобилем существенно отличается от управления коллективом. В англоязычных странах разделение соблюдается более четко:
To manage – управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая
база и т.д.).
To govern – управлять в политической сфере (правительство, региональное
руководство и т.д.).
To control – управлять в сфере техники (машинами, техническими
комплексами и т.д.).
В настоящее время в России слова “менеджмент” и “управление” часто
применяют как синонимы. Значение термина “менеджмент” недопонимается. С точки зрения логики мы не можем назвать “менеджмент” просто управлением, наукой или только искусством управления. Попытаемся выделить конкретные, устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е. определим истинный объем и содержание данного понятия.
Понятие “менеджмент”.Понятие – это форма абстрактного мышления, в которой отражаются признаки одно-элементарного класса однородных предметов. Формирование понятия.
Основными логическими
приемами формирования понятий
Не вызывает сомнения, что менеджмент – это отрасль управленческой деятельности. Но менеджмент – не единственное понятие, которое можноотнести к управлению. Чтобы составить понятие о нем, произведем анализ, разберем его составные части. Итак,
Менеджмент – это
1. Стадия управленческого процесса;
2.Совокупность принципов, форм, методов, приемов средств научного управления;
3. Имеет практическую цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшего использовани ресурсного потенциала;В данной социальной группе (организации, фирме,компании).
Задача дать правильное определение понятию “менеджмент” затруднена тем, что оно включает в себя два одновременно идущих процесса:
1.Научное исследование, теория управления;
2.Практическое применение полученных знаний.
Итак еще раз приведем итоги.Менеджмент это-Отношение тождества: А - менеджмент,В - процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения,
2. Отношение пересечения: А – наука, В – управление, С – менеджмент.
3. Отношение подчинения: В – управление, А – менеджмент.
4. Отношение соподчинения: А – управление производством,В – маркетинг,
С – менеджмент.
5. Отношение противоположности: А – менеджмент 1-го уровня, В – менеджмент среднего уровня, С – менеджмент высшего уровня.
6. Отношение противоречия: А – научное управление.
1.1Функции и виды менеджмента.
Специфические особенности
менеджмента, т.е. творчества менеджеров,
реализуются с помощью
Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).
Функции управления бывают:
общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности; конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса; специальные – подфункция конкретной функции.
При этом объективно необходимые функции – это: организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства); социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов). Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы: ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт; содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет; цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка; стадии жизненного цикла продукта.
Для достижения некоторой цели необходимо реализовать содержание процесса управления (вариантов здесь может быть 1x5), ресурсное обеспечение (1x8), цикл принятия решения (пусть возможных вариантов 2). Тогда необходимо 1x5x8x2 – 80 функций.
В примере представлен вариант подхода к формированию полного набора управленческих решений при функциональной структуризации целей предприятия.
Планирование
Планирование – управленческая
деятельность, отражаемая в планах
и фиксирующая будущее
Содержание планирования
как функции менеджмента
Задачи планирования:
обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;
перспективная ориентация и
раннее распознавание проблем
координация деятельности структурных
подразделений и сотрудников
организации. Координация осуществляется
как предварительное
создание объективной
базы для эффективного контроля. Наличие
планов позволяет производить
стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;
информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
Необходимость планирования состоит в определении:
конечных и промежуточных целей;
задач, решение которых необходимо для достижения целей;
средств и способов решения задач;
требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.
В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.