Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:57, реферат
Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.
1. Понятие и виды менеджмента
Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.
Основными составляющими любой организации являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения которых данная организация существует; в) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.
Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента - США - менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это - теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Необходимо отметить, что
употребляя понятие «менеджмент», мы
следуем давно установившейся традиции
в мировой литературе по управлению,
дающей ему очень широкую трактовку.
Так в фундаментальном
В словаре иностранных
слов менеджмент переводится на русский
язык как управление производством
и как совокупность принципов, методов,
средств и форм управления производством
с целью повышения
Сегодняшнее понятие менеджмент, имеет ряд значений.
Во-первых, это хозяйственное
управление организацией, действующей
в условиях рынка в «автономном
плавании», связанное с необходимостью
поиска путей ее развития и принятия
оперативных решений по любым, самым
неожиданным и сложным
Во-вторых, под менеджментом
понимается управление некоторой самостоятельной
сферой хозяйственной деятельности.
Так, в настоящее время широкое
распространение получил
В-третьих, понятием «менеджмент»
в настоящее время
В-четвертых, менеджмент - учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.
В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы.
На мой взгляд - это наиболее полное определение понятия «менеджмент». Следует обратить внимание на то, что «русское слово «управление «и английское слово «менеджмент «считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент «, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление «не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент «потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.
Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.
Тем ни менее, государственные,
общественные и иные организации
также должны использовать принципы
и методы менеджмента, если хотят
достичь своих целей при
Вышеизложенные определения
понятия менеджмент, дают основания
полагать, что менеджмент пронизывает
всю организацию, затрагивает практически
все сферы ее деятельности. Однако
при всем многообразии взаимодействия
менеджмента и организации
1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.
2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента
Сущность любого явления - это то главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
Безусловно, конечной целью
менеджмента как практики эффективного
управления является обеспечение прибыльности
предприятия путем рациональной
организации производственного (торгового)
процесса, включая управление производством
(коммерцией) и развитие технико-технологической
базы. Следовательно, важнейшей задачей
менеджмента является организация
производства товаров и услуг
с учетом спроса потребителей на основе
имеющихся ресурсов. При этом к
задачам менеджмента также
· переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
· стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
· разработка стратегии развития организации и реализация;
· определение конкретных целей развития организации;
· постоянный поиск и освоение новых рынков;
· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
· осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.
Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:
- планирование;
- организовывание;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.
Функцией менеджмента
«номер один» общепризнано считается
планирование. Реализуя ее, предприниматель
или управляющий на основе глубокого
и всестороннего анализа
План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.
Сам процесс планирования
позволяет более четко
Органической составной частью планирования при этом становиться составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
Реализацию планов берут на себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.
В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.
Для многих организаций и (прежде всего государственных) эта задача является новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабатываемые централизованно для различных отраслей. Поскольку они были жестко связаны со штатным расписанием, то не стремились к их изменению, которое могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что многие организации отходят от функционального принципа построения структур, сокращают так называемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.
Второй, не менее важной задачей
данной функции является создание условий
для формирования такой культуры
внутри организации, которая характеризуется
высокой чувствительностью к
изменениям, научно - техническому прогрессу,
единым для всей организации ценностям.
Здесь главное - это работа с персоналом,
развитие стратегического и
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.