Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Работа содержит 1 файл

менеджмент понятие.docx

— 33.66 Кб (Скачать)

1. Понятие и  виды менеджмента

Подавляющее большинство  членов общества входит в одну или  несколько организаций. Эти организации  могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными  словами, общество состоит из огромного  количества различных организаций, и большинство людей почти  всю свою сознательную жизнь связаны  с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Основными составляющими  любой организации являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения которых данная организация  существует; в) управление, которое  формирует, мобилизует и приводит в  движение потенциал организации  для решения стоящих перед  ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.

Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента - США - менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это - теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

Необходимо отметить, что  употребляя понятие «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. Так в фундаментальном Оксфордском  словаре английского языка менеджмент определяется как: «способ, манера обращения  с людьми; властью и искусство  управления; особого рода умелость и административные навыки; орган  управления, административная единица».

В словаре иностранных  слов менеджмент переводится на русский  язык как управление производством  и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством  с целью повышения эффективности  производства и его прибыльности.

Сегодняшнее понятие менеджмент, имеет ряд значений.

Во-первых, это хозяйственное  управление организацией, действующей  в условиях рынка в «автономном  плавании», связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым  неожиданным и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском  Союзе в условиях командно - административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а  направлялось государственной властью.

Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной  сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое  распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов  деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.

В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее время характеризуется  группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке ему соответствует  термин «руководство».

В-четвертых, менеджмент - учебная  дисциплина, преподавание которой в  колледже одного из городов США начал  в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.

В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой совокупность научных  знаний и практического опыта  в области управления, имеющих  междисциплинарный характер. Здесь  используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы.

На мой взгляд - это  наиболее полное определение понятия  «менеджмент». Следует обратить внимание на то, что «русское слово «управление  «и английское слово «менеджмент  «считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент «, мы следуем установившейся в международной  практике традиции, согласно которой  под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление  «не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент «потому, что  в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к  управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации  также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят  достичь своих целей при минимуме затрат. С учетом изложенного в  работе, термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».

Вышеизложенные определения  понятия менеджмент, дают основания  полагать, что менеджмент пронизывает  всю организацию, затрагивает практически  все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его  отдельные виды:

1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

 

2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы  менеджмента

Сущность любого явления - это то главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

Задачами менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и  методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную  работу коллектива (индивидуума) путем  выпуска конкурентоспособного товара.

Безусловно, конечной целью  менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической  базы. Следовательно, важнейшей задачей  менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к  задачам менеджмента также относятся:

· переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

· стимулирование сотрудников  организации путем создания для  них соответствующих условий  труда и системы его оплаты;

· определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

· разработка стратегии развития организации и реализация;

· определение конкретных целей развития организации;

· постоянный поиск и освоение новых рынков;

· выработка системы мероприятий  для достижения намеченных целей;

· осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов  и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или  заменить точными количественными  оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники  и коммуникаций способствовало повышению  эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

Цели и задачи менеджмента  и менеджеров являются отправным  моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые  являются составными частями любого процесса управления вне зависимости  от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той  или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных  функций, а именно:

- планирование;

- организовывание;

- мотивация;

- контроль;

- координация.

Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.

Функцией менеджмента  «номер один» общепризнано считается  планирование. Реализуя ее, предприниматель  или управляющий на основе глубокого  и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится  фирма, формулирует стоящие перед  ней цели и задачи, разрабатывает  стратегию действий, составляет необходимые  планы и программы.

План становится основой  деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так  как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать  целевые установки организации  и использовать систему показателей  деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию  усилий структурных подразделений  и таким образом укрепляет  взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный  процесс изучения новых путей  и методов совершенствования  деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Органической составной  частью планирования при этом становиться  составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой  в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее и  стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых  организуется работа предприятия.

Реализацию планов берут  на себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

Для многих организаций и (прежде всего государственных) эта  задача является новой, так как в  прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабатываемые  централизованно для различных  отраслей. Поскольку они были жестко связаны со штатным расписанием, то не стремились к их изменению, которое  могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации  формируют структуру управления в соответствии собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что  многие организации отходят от функционального  принципа построения структур, сокращают  так называемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.

Второй, не менее важной задачей  данной функции является создание условий  для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется  высокой чувствительностью к  изменениям, научно - техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное - это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада склонных к творчеству, нововведениям  и не боящихся рисковать и брать  на себя ответственность за решение  тех или иных проблем предприятия.

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его  мнению, должен это сделать. Если выбор  этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить  свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.

Информация о работе Сущность менеджмента