Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование понятия и сущности организации в менеджменте.
Реализация этой цели потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:
дать характеристику природы и сущности организации;
раскрыть сущностные характеристики организации как открытой системы;
Введение………………………………………...……………………….…..… 4
Глава I Теоретические аспекты природы и сущности организации…....… 6
1.1. Определение понятия организации …………………………........ 6
1.2. Черты и свойства организаций………………………………....... 13
1.3. Основные модели организаций………………………………...... 17
1.4. Системные свойства организации …….…......................................... 21
1.5. Открытые и закрытые системы …...................................................... 22
1.6. Внешняя среда организации …............................................................ 24
1.7. Внутренняя среда организации …....................................................... 31
Глава II. Анализ организационной структуры предприятия на примере ООО «Экстрим»……………………………………………………..…………. 44
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………..…………. 44
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности…………………………………..…………. 48
Заключение
Список использованной литературы
1)
представляет собой базис,
2)
создает уверенность, что
3)
помогает сосредоточить усилия
работников на выбранном
4)
вызывает понимание и
Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает: предлагаемые продукты или услуги; место и роль в системе рыночных отношений; цели организации (выживание, рост, доходность); технологию (процессы, инновации); философию (базовые взгляды, ценности, мотивации); внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания); внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).
Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности (табл.1.1). Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т.д.
Таблица 1.1
Классификация целей организации
Критерии классификации | Группы целей | ||
Период установления | Стратегические Тактические | Оперативные | |
Содержание | Экономические Организационные Научные | Социальные Технические Политические | |
Структурные | Маркетинговые Инновационные Кадровые | Производственные
Финансовые Административные |
|
Среда | Внутренние | Внешние | |
Приоритетность | Особо приоритетные Приоритетные | Прочие | |
Измеримость | Количественные | Качественные | |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) | Разовые | |
Иерархия | Цели организации | Цели подразделений | |
Стадии жизненного цикла | Проектирование и создание объекта Рост объекта | Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
1.3 Основные модели организаций
Современная теория организации рассматривает несколько моделей, содержание которых приведено в табл.1.2 и основано на классификации, предложенной профессором А.И. Пригожиным .
Организация, представленная механической моделью, действует как единый механизм, но она не учитывает мотивацию людей, работающих в организации. Работник рассматривается как механизм по исполнению функций, а сама организация - как инструмент решения задач.
Общинная модель функционирования организации демонстрирует ее как общность людей. Самоуправляющаяся община построена на принципах взаимных симпатий человека и группы, групповых интересах, групповых нормах поведения, поскольку взаимодействие людей вырабатывает свои специфические связи и определяет стихийную самоорганизацию. В подобных моделях неформальная структура малодоступна управлению, которое в большей степени ориентировано на мотивирование исполнителей.
Таблица 1.2
Основные модели организации
Наименование | Основное содержание | Особенности | |
Механическая | Глубокое разделение труда в области управления; связи и функции подробно прописаны | Работает как "часы", но не учитывает мотивацию работников | |
Общинная | Организация как община (общность взаимодействующих людей) | Руководитель как отец; общий досуг; совместное решение общих проблем | |
Социотехническая | Соединение технологических и социальных аспектов | Быстрое внедрение нововведений с учетом социальных изменений | |
Системная | Организация как целое, состоящее из огромного числа подсистем | Не учитывает несистемные факторы - поведение людей | |
Органическая | Организация как организм, в котором есть "сердце, голова, руки, ноги" и т.д. | Все должно быть уравновешено как в естественной природе | |
Бюрократическая | Рационализация
поведения работника и |
Гарантии эффективности обеспечиваются через стандарты деятельности | |
Естественная | Самоорганизация как ответная реакция на воздействие внешних и внутренних факторов | Организация как специфическое социальное явление, развивающееся по своим собственным законам | |
Политическая | Управление путем согласования политики по вертикали и по горизонтали | Переговоры
и выработка согласованных |
|
Организация как "дело" | Организация как цепь взаимодействий | Все процессы подчинены "делу" | |
Социотехническая модель организации основана на взаимозависимости внутригрупповых связей от технологии производства, равно как и на влиянии на производительность труда отношений в группе. Данная модель как бы сочетает в себе общинную и техническую составляющую организации, что позволяет оперативно внедрять изменения в организации, поскольку наряду с техническими изменениями предусматриваются и учитываются изменения социальные.
Системная модель организации позволяет учесть все факторы, которые воздействуют на организацию, однако человек в силу его несистемного поведения вносит искажения и помехи в системную работу организации, что приходится учитывать в других моделях. Эта модель организации ориентирована на упорядоченность как на типичное состояние системы, позволяющую ей поднастраиваться по мере выявления рассогласования и осуществления регулирующих воздействий с помощью обратной связи.
Органическая модель организации позволяет через метафоры описывать происходящие процессы (зарождение, рост, стабильное функционирование, болезнь, смерть) и объяснять то или иное поведение организации во внешней среде. Взаимодействие людей и других элементов организации должно носить уравновешенный естественный характер (например, границы формальных и неформальных групп совпадают - так формируются команды, из системы которых состоит вся организация).
В основе бюрократической модели организации лежат рационализация поведения человека в коллективе и стандартизация его деятельности. Власть в организации строится на принципах компетентности и рационального ее распределения между работниками организации.
Естественная модель свидетельствует о том, что организация объективно функционирует как составная часть всеобщей природы и самоорганизуется в ней сообразно целям своего развития.
Политическая
модель организации заключается
в выработке и согласовании политики
ее деятельности, что достигается
путем переговоров. В центре жизнедеятельности
организации находятся
Организация
как "дело" имеет свою логику функционирования,
которая подчинена
Приведенные модели, с одной стороны, отражают только отдельные стороны организаций вообще, а с другой - могут сочетаться одновременно в отдельно взятой организации.
Но при всей кажущейся заданности, организации имеют собственную логику развития, направленную на преодоление противоречий между планомерностью и спонтанностью, индивидуальным и общим, разделением и объединением.[7]
2. Организация как открытая система
2.1 Системные свойства организации
Система - это некая совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающая свойствами целостности, эмерджентности и устойчивости. С этой точки зрения понятие "организация" как упорядоченное состояние целого тождественно понятию "система". Однако понятие "организация" несколько шире понятия "система", так как отражает не только состояние порядка, но и процессы по упорядочению. Именно эта двойственность природы понятия "организация" делает его трактовку намного содержательнее. Любая система может рассматриваться как результат организационных преобразований, сменяющих одно ее состояние равновесия другим.
Представление
организации как системы
Известное аристотелевское положение "Целое больше суммы его частей" до сих пор остается важнейшей характеристикой организованной целостности. Создание целого осуществляется посредством интеграции. Интеграция - это объединение частей в единое целое.
Понятие целостности неразрывно связано с понятием эмерджентности. Эмерджентностью называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. Однако объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.
Организация, будучи целостным, системным образованием, обладает свойством устойчивости, т.е. всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения.[8]
2.2 Открытые и закрытые системы
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода. Система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.
Хотя организации распадаются на отдельные части или составные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.
Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.
Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов.
Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами, рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.
2.3 Внешняя среда организации
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т.п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты. Одна из таких черт - это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение.