Сущность и значение бенчмаркинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы стало: исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятии.
Предметом исследования в данной контрольной работе является Теоретические и методологические основы бенчмаркинг.
Объктом данной работы является бенчмаркинг, его история, основные понятия, виды.

Содержание

Введение. 3
1.Теоретические и методологические основы бенчмаркингового исследования 4
1.1Сущность и содержание понятия бенчмаркинг. 4
1.2 Методологические аспекты бенчмаркинга 12
2. Проведение конкурентной разведки 20
2.1. Цели и задачи проведения конкурентной разведки 20
2.2. Методы и принципы конкурентной разведки 23
2.3. Инструменты и технология конкурентной разведки 25
3. Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях 28
Заключение. 34
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

СтрМене. Яна.docx

— 103.84 Кб (Скачать)

     в

     е

      р

     ш

     е

      н

     с

     т

      в

     о

     в

      а

     н

     и

     е

     

                           время 

           Рис. 1.2. тапы развития бенчмаркинга8 

     Как показывает рис. 1.2 первое поколение  бенчмаркинга интерпретируется как реинжиринг или ретроспективный анализ продукта. Второе поколение – бенчмаркинг конкурентноспособности, получило развитие как наука в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы “Ксерокс”. Третье поколение бенчмаркинга развивается в 1982-1986 гг., когда предприятия – лидеры качества понимают, что учиться проще у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов. Четвертое поколение бенчмаркинга – это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характерисик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров. Пятое поколение – глобальный бенчмаркинг, который рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства. Существует множество видов бенчмаркинга, в частности:

     Внутренний бенчмаркинг – бенчмаркинг процесса, осуществляемый внутри организации, сопоставляет характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.

     Бенчмаркинг конкурентноспособности – измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследование специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов.

     Функциональный  бенчмаркинг – сравнение определенной функции двух или более организаций в том же секторе.

     Бенчмаркинг процесса – деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.

     Глобальный бенчмаркинг – расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также аасоциативный бенчмаркинг.

     Общий бенчмаркинг – бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.

     Существуют  также бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг клиента, стратегический бенчмаркинг, оперативный бенчмаркинг, а также ассоциативный бенчмаркинг – бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе. Протокол этой кооперации содержится в Кодексе проведения бенчмаркинга.

1.2 Методологические  аспекты бенчмаркинга

 

     Определив главное содержание бенчмаркинга, рассмотрим принципы, объекты исследования, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркинга, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркинга, основные источники информации, контроль в системе бенчмаркинга, а также подходы к обучению на основе бенчмаркинга.

     Факторы успеха, которые определяют этот процесс, можно классифицировать следующим  образом9:

  1. “жестские” (объективные) факторы:
  • определение четких границ проекта;
  • точное планирование времени;
  • соблюдение стандартов качетва;
  • принятие во внимание бюджетных ограничений.
  1. “мягкие” (субъективные) факторы:
  • благоприятный климат для сотрудничества;
  • положительный настрой – ориентация на достижение результата;
  • осознание важности качества;
  • заинтересованность;
  • творческий подход;
  • этика предпринимательства (анализ превосходства – это непромышленный шпионаж).

     Эта концепция является вспомогательным  средством для сбора информации, требующейся предприятию, чтобы  постоянно повышать производительность улучшать качество и быть впереди конкурентов. Анализ превосходства используется как рычаг, чтобы сломать закостенелую структуру предпринимательства, ориентируясь, например, на лучшие результаты других предприятий.

     Анализ  превосходства – это взгляд на внутренние функции, деятельность, опыт со следующими целями:

  • определить лучшие результаты;
  • проанализировать свою работу;
  • выявить недостатки в функционировании;
  • устранить слабые места;
  • создать мотивацию к постоянному изучению.

     Чтобы предприятие чувствовало себя успешным в окружении множества противников  и при ужесточении конкурентной борьбы, подразделения организации  должны подвергаться конкуренции для  повышения производительности труда. Следовательно, общая цель звучит так: “Постоянное обеспечение выживаемости предприятия с целью создания покупательской полезности, превышающей  затраты на ее производство”.

     Таким образом, существует возможность выявить, проанализировать и устранить слабые места на своем предприятии. Такое  определение своего уровня по сравнению  с конкурентами можно применить  практически ко всему: начиная с  базовых покупателей (например, товарооборот на одного работника) и до удовлетворенности  покупателя. Итак, анализ превосходства:

  • непосредственно нацелен на повышение оперативной/стратегической производительности предприятия;
  • ведет к ориентации культуры предпринимательской деятельности на такие ценности, как способности к обучению, повышение собственного потенциала и достижений, что , в свою очередь, является толчком для процесса развития.

     Успешность  предприятия можно принимать  как функцию “покупательской  полезности” и “производительности”. При этом, первостепенные цели анализа превосходства не связаны со “слабыми” субъективными факторами на предприятии, так как трудовые взаимоотношения предпринимательстве являются вторичными, подчинены целям, а значит, не занимают центральное положение в анализе. Анализ всегда отражает точку зрения покупателя. Кроме того, эта концепция устанавливает равновесие между стабильностью и обновлением. Она показывает, как другие организации эффективно осуществляют свои права и функции. Отсюда вытекают те цели, которые определяют, что должно быть изменено, а что сохранено.

     Исследование  нескольких отраслей, проведенное Университетом  Эрланген-Нюрнберг, выявило цели, которые преследуют немецкие предприятия при помощи инструментария анализа превосходства:

     - улучшить позицию по отношению  к конкурентам – 28%;

  • снизить затраты – 26%;
  • укрепить конкурентную позицию – 12%;
  • повысить степень удовлетворенности покупателей 12%;
  • увеличить эффективность – 9%;
  • определить слабые места процесса – 7%;
  • разработать новые идеи – 5%;
  • улучшить организацию – 5%.

     Выбор объектов исследования определяется самим  предприятием и его сотрудниками. Анализ производства можно применить  к товарам, функциям, стратегиям, процессам  и т.д. Если речь идет о стратегических вопросах, то необходимо выяснить, какие  факторы особенно важны для реализации конкурентных преимуществ, установить критерии измерения, полностью описывающие  эти факторы, и выделить фирмы, явно добивающиеся наилучших результатов  в этом секторе. Затем нужно найти  те методы, которые приводят к наилучшим  результатам. Так, для типографии может  быть интересно узнать, как в других отраслях подготавливают и существляют охрану окружающей среды или мероприятия по связям с общественностью.

     С аналитической точки зрения различают  три основных типа анализа:

  1. внутренний анализ превосходства (сравнение внутри организаций, например, между отделами, подразделениями или товарными группами);
  2. внешний анализ превосходства (сравнение сходных видов деятельности в различных областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных рынках);
  3. функциональный анализ превосходства – это третья и, вероятно, самая интересная разновидность. Здесь сравнивают похожие функции или процессы в различных отраслях.

     Идея  заключается в том, чтобы искать наилучшие результаты везде, где  они встречаются. Возможности практического  применения этой концепции в систематической  форме наглядно отражает нижеприведенная табл.1.1.

     Помимо  необходимости осуществить проект по анализу превосходства планомерно и шаг за шагом, следует также  обязательно соблюдать следующие  правила:

  • руководители предприятия должны быть поглощены идеей анализа превосходства;
  • сотрудники должны быть проинформированы о целях и необходимости проекта.
  • рабочая программа должна иметь простую, пошаговую и понятную структуру;
  • ход проекта должен быть подробно задокументирован.

     Соблюдение  такого порядка имеет такое большое  значение потому, что анализ превосходства  часто инициирует важные, а иногда даже драматические изменения на предприятии. Даже когда эти процессы в принципы выгодны, они всегда порождают  некоторое беспокойство или сопротивление. Часто речь идет не о том, чтобы  внедрить новую организационную  модель, так как сами сотрудники и руководители предприятия становятся целью мероприятий по изменению  структуры10.

     Кроме того, анализ превосходства дает инновационные  импульсы для процесса разработки новых  методов работы. 
 

     Таблица 1.1.

     Возможности практического применения анализа превосходства

Виды Объекты исследования Возможные партнеры
Внутрен-ний отрасли промышленности;

оптимизация результатов;

производительность, отнесенная к основным фондам и численности  сотрудников.

Предприятия, сопоставляющие показатели баланса
Внешний снижение риска  по долговым обязательствам;

внедрение системы планирования и управления производством;

установление  графика работы/ гибкость;

обучение  внешнему обслуживанию;

внедрение стандартов ИСО, начиная с 9000 и дальше;

оптимизация политики закупок;

уменьшение  выброса сточных вод;

использование внешних поставщиков (вместо производства на данном предприятии);

развитие  организации;

введение  бригадного метода работы;

повышение эффективности рекламных мероприятий  непосредственно среди потребителей;

разделение  обязанностей между сотрудниками;

снижение  доли простоя;

улучшение послепродажного обслуживания;

эффективное оформление покупок, осуществляемое по телефону

создание  единой компьютерной сети с покупателями;

цифровое  кодирование первоначальной стадии.

Клиенты и поставщики, а также предприятия других отраслей, с которыми можно познакомиться  на конгрессах и семинарах
Функциональный система расчетов;

учет  расходов на охрану окружающей среды;

контроль  за сроками выполнения работ;

организация транспортного хозяйства;

улучшение процесса выписки счетов-фактур;

рассмотрение  претензий;

составление экологического баланса.

Эталонные предприятия;

Целлюлозно-бумажная промышленность, изготовители красок;

Покупатели  и поставщики

Поставщики;

Покупатели  и поставщики;

Предприятия по оказанию услуг других отраслей.

Информация о работе Сущность и значение бенчмаркинга