Сущность и значение бенчмаркинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы стало: исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятии.
Предметом исследования в данной контрольной работе является Теоретические и методологические основы бенчмаркинг.
Объктом данной работы является бенчмаркинг, его история, основные понятия, виды.

Содержание

Введение. 3
1.Теоретические и методологические основы бенчмаркингового исследования 4
1.1Сущность и содержание понятия бенчмаркинг. 4
1.2 Методологические аспекты бенчмаркинга 12
2. Проведение конкурентной разведки 20
2.1. Цели и задачи проведения конкурентной разведки 20
2.2. Методы и принципы конкурентной разведки 23
2.3. Инструменты и технология конкурентной разведки 25
3. Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях 28
Заключение. 34
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

СтрМене. Яна.docx

— 103.84 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт  управления производственными  и инновационными программами

Кафедра менеджмента 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Стратегический  менеджмент» 
 

    Сущность  и значение бенчмаркинга 
     
     

студентка 5 курса

группа 702-01

шифр 8703021088

Ершова  Я.Ю.

Научный руководитель:

Акентьева П.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2012
 
 
 

Оглавление 

Введение. 3

1.Теоретические  и методологические  основы бенчмаркингового  исследования 4

1.1Сущность  и содержание понятия  бенчмаркинг. 4

1.2 Методологические  аспекты бенчмаркинга 12

2. Проведение конкурентной  разведки 20

2.1. Цели и задачи  проведения конкурентной  разведки 20

2.2. Методы и принципы  конкурентной разведки 23

2.3. Инструменты и  технология конкурентной  разведки 25

3. Особенности применения  бенчмаркинга на  малых и средних  предприятиях 28

Заключение. 34

Список  использованной литературы 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

     Переход нашей страны на новую систему  хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия  не являлись собственностью начальника или директора.

     Ныне  же политика предприятия полностью  изменилась и руководство вынуждено  включать в аппарат управления службу маркетинга. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и  осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения  товара на рынке. Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере  предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке  товаров и услуг с учетом состояния  внутренней и внешней среды. В  этом представлении маркетинговая  деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и  программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях  повышения производительности фирмы  и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя  или клиента.

     Развитие  предпринимательства в России сопровождается углублением экономических преобразований, что предопределяет повышенный интерес  к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные 4 P (Product, Price, Place, Promotion), становится недостаточным, так как не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы. В связи с этим в монографии рассматриваются и другие направления и тенденции развития современного маркетинга. К ним относятся: маркетинг взаимодействия, стратегическая ориентация маркетинга, бенчмаркинг.

     Данная  тема актуальна тем, что бенчмаркинг является новым направлением развития бизнеса. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства, чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и производительнее.

     Цель  данной контрольной работы стало: исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятии.

     Предметом исследования в данной контрольной  работе является Теоретические и методологические основы бенчмаркинг.

     Объктом данной работы является бенчмаркинг, его история, основные понятия, виды.

     Можно сказать, что в данной работе была хорошо рассмотрена основная информация по бенчмаркингу. Но в курсовой работе сложно уместить все аспекты данного направления в маркетинге. Для полного изучения данного предмета существуют специальные курсы.

1.Теоретические и методологические основы бенчмаркингового исследования

1.1. Сущность и содержание понятия бенчмаркинг.

 

     Принято считать, что родиной бенчмаркинга (Benchmarking) являются США. Однако история свидетельствует о более раннем использовании понятия «бенчмаркинг». В Японии Benchmarking соотносится по содержанию с японским словом «dantotsu», означающим «усилие, беспокойство, желание лучшего (лидера) стать еще лучшим (лидером)»1. В Китае, например, известно правило китайского генерала Сун Тзу, который писал: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн». В настоящее время бенчмаркинг, использование его главного принципа «от лучшего к лучшему» возвращают к жизни, к успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы.

     Бенчмаркинг впервые появился в 1972 г. Тогда исследовательская и консалтиновая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль) установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В 1979 г. американская компания «Ксерокс» притупила к проекту «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. Проект имел большой успех.

     Сегодня такие известные компании, как  «НР», «Dupont”, “Motorola”, “Chase” стали доверительно относиться к опыту сравнительного анализа, к обмену навыками. Бенчмаркинг является настолько динамичным, а совокупность его познаний увеличивается столь быстро, что трудно определить его точную характеристику. В Центре производительности и качества (Вестингхаус – Германия) бенчмаркинг рассматривают как процесс постоянного исследования наилучшей практики, которая определяет наиболее высокую характеристику конкурентноспособности.

     Цель  бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства2. Для большинства компаний бенчмаркинг не является новшеством, так как он осуществляется в рамках конкурентного анализа. Хотя бенчмаркинг является более детализированной, формальной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа, это необходимое условие успеха любой организации.

     Следует отметить, что использование бенчмаркинга многонаправленно. Так, бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемные ситуации в логистических системах, в сферах, близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке. Бенчмаркинг показывает маркетинг-директору, где на его фирме или на рынке возникли проблемы с затратами и качеством, не утратила ли его фирма позиций в конкурентной борьбе. По мнению G. Reves и E.Pfleger, бенчмаркинг вскрывает проблемы в работе и конкретизирует их. Кроме того, бенчмаркинг должен быть постоянным процессом, нацеленным не только на соответствие конкуренции, но и на победу над ней. В рамках бенчмаркинга предпринимательские функции анализируются как процессы, создающие товар или услугу и продвигающие их на рынок. Сфера применения бенчмаркинга включает разработку стратегии, операции, управленческие функции, однако основным источником сведений о конкурентах и о рынке остается покупатель3.

     В настоящее время бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке. Имеется опыт использования бенчмаркинга для установления успеха предприятия. При этом в центре внимания находятся следующие вопросы:

  • кто, какая фирма находится на вершине конкуренции?
  • почему собственное предприятие не является лучшим?
  • что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы оно стало лучшим?
  • как выстроить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

     При осуществлении бенчмаркинга сотрудники работают в командах, состоящих из представителей разных предприятий. Важнейшими составляющими деятельности сотрудников и организации являются планирование с ориентацией на создание ценностей, а также компетентность в области работы с клиентами, технологии и культуры предпринимательской деятельности.

     Анализ  содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление маркетинговых исследований. Положение бенчмаркинга в системе маркетинговых исследований показано на рис. 1.1. 

       

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     Определяя эффект, который может обеспечить бенчмаркинг, следует иметь в виду, что никогда и никем не подвергался сомнению факт выгодности обмена опытом и его изучения. Правда, не следует забывать, что перекрестное опыление плодотворно не для всякого предприятия. Поэтому необходимость проведения бенчмаркинга должна быть доказана.

     Польза  бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда на предприятии исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других предприятий или отраслей. Это приведет к повышению прибыльности предпринимательства, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей. Причины сегодняшней популярности бенчмаркинга:

     1) глобальная конкуренция. Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

     2) вознаграждение за качество. В последние годы все большее распространение получают проходящие на национальном уровне кампании по определению и вознаграждению фирм – лидеров качества. Условия участия в подобных программах предполагают, помимо демонстрации компаниями-участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией.

     3) необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.

Информация о работе Сущность и значение бенчмаркинга