Сущность, цели и задачи менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Работа содержит 1 файл

Сущность.docx

— 97.92 Кб (Скачать)

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом  эффективного планирования, но они  не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решений  и поведения. Цель устанавливает, что  организация хочет достичь и  когда она хочет получить желаемый результат. Однако метод достижения цели не разрабатывается с такой  тщательностью, что может привести к приложению усилий в неправильных направлениях. Чтобы избежать такого рода ошибок, руководство должно разрабатывать  конкретные указания по обеспечению  достижения целей и налаживать процесс  реализации стратегического плана. Центральная идея заключается в  согласовании действий по достижению намеченных целей между собой. Для  этого используются такие компоненты формального планирования, как тактика, политика, процедуры и правила.

Определение тактики  Подобно тому, как руководство  вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся  с долгосрочными, и облегчающее их достижение, оно также разрабатывает краткосрочные планы для достижения этих целей, поддерживающие долгосрочные планы организации. Такие краткосрочные планы называются тактиками. Характеристики тактических планов:

n Тактика разрабатывается в развитие стратегии.

n Тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена, тогда как стратеги почти всегда вырабатывается на высших уровнях руководства.

n Тактика рассчитана на более короткие интервалы времени, чем стратегия.

n Тактические результаты, как правило, легко соотносятся с конкретными действиями и быстро проявляются, тогда как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет.

План – это  документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и  финансовой деятельности за установленный  период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.

Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределенностью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме  того, в планах могут быть ошибочные  решения, и их необходимо корректировать.

Планы организации  различают по назначению, содержанию и периодам действия.

По назначению выделяются планы:

определяющие стратегию  развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;

разрабатывающие тактику  деятельности организации на конкретный период.

По содержанию планы  отражают:

основные направления  развития организации;

отдельные проблемы;

детальную программу  производственно – хозяйственной  деятельности.

По периодам действия планы могут быть: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

На предприятиях РФ действует система планов, которая  включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный  план-график; бизнес-план.

Так и планирование имеет свои виды:

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет  и более;

2. Среднесрочное  планирование - сроком от года  до пяти;

3. Краткосрочное  планирование:

• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

1. Планирование производства;

2. План сбыта;

3. План материально-технического  снабжения;

4. Финансовое планирование.

С точки зрения организационной  структуры предприятия:

1. Общее планирование  деятельности фирмы;

2. Планирование деятельности  отдельных подразделений;

3. Планирование деятельности  дочерних предприятий и филиалов.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач:

1. Стратегическое  или перспективное планирование;

2. Среднесрочное  планирование;

3. Тактическое (текущее  или бюджетное).

Стратегическое планирование заключается в определении главных  целей фирмы и конечных результатов  с учетом средств и способов достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование может включать следующие мероприятия:

1. Разработка новых  возможностей фирмы;

2. Расширение производственной  мощности;

3. Изменение профиля  фирмы - "диверсификация"

4. Радикальное изменение  технологий.

Таким образом стратегическое планирование служит для установления целей организации.

Планирование как  функция управления представляет собой  процесс.

Процесс стратегического планирования состоит из различных элементов (этапов), которые можно представить в виде модели.

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Успех организации  решающим образом зависит также  от сил, внешних по отношению к  организации и действующих в  глобальном внешнем окружении. В  сегодняшнем сложном мире для  эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных, которые  и описываются в настоящей  главе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА

Исследователи первых школ управления уделяли мало внимания факторам, находящимся вне организации. Они акцентировали внимание в  первую очередь на тех аспектах, которые должны были обеспечить успешное функционирование организации. Так, школа  научного управления сосредоточилась, в основном, на задачах и технологии управления, школа административного  управления - на создании структуры, обеспечивающей достижение целей организации, школа  человеческих отношений - на людях в  организации. В определенном смысле каждая школа поступала правильно, концентрируясь на внутренних вопросах, поскольку они были относительно важнее для эффективности и выживания  организации. Однако современным организациям приходится приспосабливаться к  изменениям во внешнем окружении  и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя.

Значение внешней  среды

В управленческой мысли  представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать  силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов. Это  стало одним из важнейших вкладов  системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость  для руководителя рассматривать  организацию как целостность, состоящую  из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями  с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой  наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными  внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и  влияющими на нее соответствующим  образом.

Сегодняшние изменения  во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее  внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку  от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на его  организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.

Организации, подобно  биологическим организмам, должны приспосабливаться  к своей среде, чтобы выжить и  сохранить эффективность.

Определение внешней  среды

Первой проблемой  при рассмотрении организации как  открытой системы является определение  внешней среды. Учет внешнего окружения  необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит  успех организации. Например, по словам Джеральда Белла, внешняя среда  организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные  учреждения, поставщики, финансовые организации  и источники трудовых ресурсов. 

СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  В СРАВНЕНИИ СО СРЕДОЙ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Одним из способов определения  окружения и облегчения учета  его влияния на организацию состоит  в разделении внешних факторов на две основные группы - силы прямого  и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия, согласно Элбингу, включает факторы, которые  непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести  поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под  средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать  прямого немедленного воздействия  на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ 

Многие факторы  внешней среды могут влиять на организацию. Раньше руководители концентрировали  внимание преимущественно на экономических  и технических обстоятельствах, однако изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил  и сферы юридической ответственности  заставили расширить спектр требующих  учета внешних воздействий.

Взаимосвязанность факторов внешней среды

ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ - это уровень  силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой  внутренней переменной может сказываться  на других, изменение одного фактора  окружения может обусловливать  изменение других. Например, в 70-е  годы снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры  и целей других стран, оказало  сильное воздействие на общее  состояние экономики США. Рост цен  на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен  на все. Это же изменение стало  катализатором серии правительственных  акций, как то: попыток регулирования  температуры в общественных местах, распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран.

Факт взаимосвязанности  особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы  уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются. Специалисты даже ввели понятие  “хаотичных изменений” (hyperturbulence) для описания внешней среды 80-х годов, которая характеризовалась еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью по сравнению с предшествующим периодом. В дальнейшем темп изменений будет продолжать увеличиваться и выживание организации окажется решающим образом связанным с уровнем знаний организации о ее окружении.

Сложность внешней  среды

Под СЛОЖНОСТЬЮ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ понимается число факторов, на которые организация обязана  реагировать, а также уровень  вариативности каждого фактора.

Организация, на которую  оказывают прямое давление государственные  постановления, заключение договоров  с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и  быстрые технологические изменения, находится в более сложном  окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных  условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое  развитие, чем организация, которой  все это не касается. В менее  сложном окружении нужна и  менее сложная организационная  структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим  количеством параметров, необходимых  для принятия решений. 

Информация о работе Сущность, цели и задачи менеджмента