Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:55, реферат
Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
Существует применимый
к любой организации процесс
управления, заключающийся в реализации
функций, которые должен выполнять
всякий руководитель. В настоящее
время в управленческой литературе
существует тенденция рассматривать
управление как реализацию функций.
Можно лишь сказать, что нет единого
мнения по вопросу о том, что это
за управленческие функции. Большинство
экспертов в области управления
принимают следующее
• УПРАВЛЕНИЕ - это
процесс планирования, организации,
мотивации и контроля, необходимый
для того, чтобы сформулировать и
достичь целей организации.
Питер Ф. Друкер, которого
многие считают ведущим теоретиком
в области управления и организации
в мира, предлагает иное определение. "Управление
-это особый виде деятельности, превращающий
неорганизованную толпу в эффективную,
целенаправленную и производительную
группу". Управление как таковое является
и стимулирующим элементом социальных
изменений, и примером значительных социальных
перемен. И, наконец, именно управление
в большей степени, чем что-либо другое,
объясняет самый значимый феномен нашего
века: взрыв образования. Чем больше имеется
высокообразованных людей, тем в большей
мере зависят они от организации. Практически
все люди, имеющие образование выше средне
школьного, во всех развитых странах мира
в Соединенных Штатах эта цифра составляет
более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве
служащих управляемых организаций и не
смогут жить и зарабатывать себе на жизнь
вне организаций».
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
• К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
• К руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
• К руководителю по отношению к подчиненным;
• К администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.
Рассмотрим каждую из них несколько подробнее.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:
4. Где мы находимся в настоящее время?
5. Куда хотим двигаться?
6. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования
руководство стремится
ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.
МОТИВАЦИЯ. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.
Исследования в
области поведенческих наук продемонстрировали
несостоятельность чисто
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
КОНТРОЛЬ. Непредвиденные
обстоятельства могут заставить
организацию отклониться от основного
курса, намеченного руководством первоначально.
И если руководство окажется неспособным
найти и исправить эти
ПЛАНИРОВАНИЕ - Это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Понятие "планирование" имеет 2 смысла:
1. Общеэкономический с точки зрения общей теории фирмы
2. Управленческий (одна
из функций менеджмента,
Принципы планирования.
1. Принцип единства.
Поскольку организация это
2. Принцип участия.
Означает, что каждый член организации
становится участником
3. Принцип непрерывности.
Означает, что процесс планирования
на предприятиях должен
4. Принцип гибкости.
Он заключается в обеспечении
возможности изменять
5. Принцип точности.
Любой план должен быть
Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии:
1. Разработки стратегии фирмы.
2. Определение тактики.
Разработки стратегии фирмы. Перед началом организации процесса необходимо убедиться в готовности организации к стратегическому планированию. Например, если стратегическое планирование применяется впервые, то нужно начинать плавно. Возможно, в организации происходит слишком много нового, и поэтому нужно временно отложить стратегическое планирование. Важно понять, что стратегическое планирование дает лучший эффект при соблюдении следующих условий:
1. В организации отлажена система управления.
2. Организация имеет
отработанные каналы
3. Организация открыта для новых идей.
4. В организации
отсутствует господство
Так как не существует
единственно правильного
Начало организации
Стратегическое планирование
начинается с составления плана,
то есть перед началом процесса нужно
определить последовательность действий.
Для организации процесса нужно
рассмотреть несколько
• Кто будет заниматься стратегическим планированием?
• Что мы предполагаем сделать?
• Как мы это сделаем?
Организация процесса стратегического планирования включает следующие шаги:
• Определение ожиданий и информирование всех вовлеченных в разработку стратегического плана. Какие вопросы должны быть затронуты? Получение от генерального директора или президента четкой формулировки того, что он ожидает от стратегического планирования. Доведение этой информации до сведения всех участников процесса.
• Сбор информации для
плана, например, миссия организации
на данный момент, основные цели, планы,
уже выполненные. Опрос основного
управленческого состава и
• Определение цели стратегического плана. Определение периода планирования. В общем случае, времени должно быть достаточно для перевода направленности деятельности организации в нужную сторону. Какая организационная цель плана? Включает ли план всю организацию или только определенные подразделения?
• Достижение соглашения по поводу работы процесса планирования. Определение степени участия групп заинтересованных лиц (stakeholders) в процессе. Подготовка набора шагов, которые будут направлять процесс.
• Завершение формирования комитета планирования. Кто участвует? Кто управляет процессом? Распределение ответственности и определение требований к ресурсам.