Сущность, цели и задачи менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Работа содержит 1 файл

Сущность.docx

— 97.92 Кб (Скачать)

Сущность, цели и  задачи менеджмента

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения  других людей.

Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек  зрения:

1. Менеджмент - это  вид деятельности по руководству  людьми, т.е. функция;

2. Менеджмент - это  область человеческих знаний, т.е.  наука, помогающая осуществить  эту функцию; 

3. Менеджмент - это  категория людей (менеджеров), социальный  слой тех, кто осуществляет  работу по управлению.

Менеджмент - это  самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального  использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики  означает:

• ориентацию фирмы  на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех  видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме  намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов  с меньшими затратами;

• хозяйственную  самостоятельность, обеспечивающую свободу  принятия решений тем, кто несет  ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

• выявление конечного  результата деятельности фирмы или  ее хозяйственно самостоятельных подразделений  на рынке в процессе обмена;

• необходимость  использования современной информационной базы с компьютерной техникой для  многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш  словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Менеджмент как  наука.

Под научными основами менеджмента понимается система  научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

Менеджмент - это  социально-гуманитарная наука.

Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает  реальною практику приемами и навыками.

На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки.

Основоположником  менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.

Менеджмент, как аппарат  управления или категория людей.

Людей профессионально  занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается  определенная категория людей и  аппарат управления конкретной фирмой.

Менеджер - это наемный  работник, управляющий, специалист по менеджменту.

Цели и задачи менеджмента:

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются  в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического  планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и  организация информирована о  них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для  оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах  развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем  более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме  должны ставиться цели.

Различаются цели общие  и глобальные, разрабатываемые для  фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам  и направлениям деятельности производственно-хозяйственных  подразделений на основе общих целей  или ориентиров.

Цели обладают рядом  характеристик:

конкретные и измеримые  цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает  четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы. Также  будет легче определить, насколько  хорошо работает организация в направлении  осуществления целей;

ориентация целей  во времени. В первую очередь формулируют  долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для  обеспечения долгосрочных;

достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они  не превышали возможности организации;

взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма  среды цели могут меняться.

Установление целей  анализ тенденций, наблюдаемых в  окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации  целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

Конечная цель менеджмента  состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого  работника.

Классификация целей  может осуществляться :

- по охватываемой  сфере (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан  на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные  цели:

- стремление к  доходу;

- стремление к  имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния,  обеспечивающего возможность ее  выгодной продажи);

- стремление к  увеличению оборота;

- стремление к  снижению расходов.

Кроме того, могут  иметь место общественные, социальные цели.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых  желательно к определенному моменту  времени в пределах периода, на которых  рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в  оговоренные сроки. С технической  точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые  рассматриваются как необходимый  вклад в достижение целей организации.

Задачи организации  делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей  менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребителей на основе имеющихся  материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного  положения на рынке.

Цели и ограничения  выполняют следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление существующего состояния  с желаемым);

- инструмент управления (руководящие требования);

- критерий принятия  решения (критерии оценки информации  и выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля;

В основе менеджмента  лежит система экономических  законов, закономерностей и принципов  управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный  характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две  группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному  воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

Управление производством  носит двойственный характер. С одной  стороны, управление выражает объективный  процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность  производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с  другой — производственные отношения  сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный  работник, которые вступают друг с  другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается  в двух аспектах: организационно-техническом  и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин  и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое  направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.

Социально-экономический  аспект заключается в том, что  собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и  в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом.

Различают общие  и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон  экономии времени.

Здесь же мы дадим  краткую характеристику трех названных  законов.

Закон специализации  управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических  средств, высокой степени организации  производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством  необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические  аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом  в области каждого из этих направлений.

Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных  организационных и научно-технических  решений.

Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте  вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных  этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия  в свою очередь могут объединяться в различные организационные  формы рыночной экономики. Пределы  этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они  способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих  факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания  жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.

Интеграция осуществляется путем установления временных и  постоянных связей на всех уровнях  проявления функции управления и  информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние  внутренние и внешние переменные.

Информация о работе Сущность, цели и задачи менеджмента