Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:55, реферат
Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.
Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основные аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория
классических принципов касалась построения
структуры организации и
1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.
2.Полномочия и
ответственность. Полномочие
3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.
4.Единоначалие. Работник
должен получать приказы
5.Единство направления.
Каждая группа должна
6.Подчиненность личных
интересов общим. Цели каждого
отдельного работника не
7.Вознаграждение
персонала. Чтобы получить
8.Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.
9.Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)
10.Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.
11.Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.
12.Стабильность рабочего места для персонала.
13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.
14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.
Процессный подход
рассматривает управление как непрерывную
серию взаимосвязанных
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Процессный подход
Процессный подход
был впервые предложен
Функции процесса управления
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время?
2. Куда хотим двигаться?
3. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования
руководство стремится
Ораганизация. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.
Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.
Исследования в
области поведенческих наук продемонстрировали
несостоятельность чисто
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
Контроль. Непредвиденные
обстоятельства могут заставить
организацию отклониться от основного
курса, намеченного руководством первоначально.
И если руководство окажется неспособным
найти и исправить эти
Связующие процессы
Четыре функции
управления - планирование, организация,
мотивация и контроль - имеют две
общие характеристики: все они
требуют принятия решений, и для
всех необходима коммуникация, обмен
информацией, чтобы получить информацию
для принятия правильного решения
и сделать это решение понятным
для других членов организации. Из-за
этого, а также вследствие того, что
эти две характеристики связывают
все четыре управленческие функции,
обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации
и принятие решений часто называют связующими
процессами.
Приниятие решений.
По сути, чтобы организация могла
четко работать, руководитель должен
сделать серию правильных выборов
из нескольких альтернативных возможностей.
Выбор одной из альтернатив - это
решение. Следовательно, принятие решения
- это выбор того, как и что
планировать, организовывать, мотивировать
и контролировать. В самых общих
чертах именно это составляет основное
содержание деятельности руководителя.
Основным требованием для принятия
эффективного решения или даже для
понимания истинных масштабов проблемы
является наличие адекватной точной
информации. Единственным способом получения
такой информации является коммуникация.
Коммуникация. Коммуникация
- это процесс обмена информацией,
ее смысловым значением между
двумя или более людьми. Поскольку
организация представляют собой
структурированный тип
Системный подход
Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.