Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:35, дипломная работа
Целью данной работы является изучение структуры тургостиничной индустрии и её развитие в Нижегородском регионе.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка тургостиничных услуг в Нижегородском регионе;
- исследовать стратегию развития туризма в Нижегородском регионе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг…………………………..
1.2. Классификация туристической деятельности…………………………….
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности…………
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
2.1. Анализ состояния туризма в Нижегородской области…………………
2.2. Характеристика тургостиничного потенциала Нижегородского региона………………………………………………………………………….
2.2.1.Туристские ресурсы Нижегородской области ……………………….
2.2.2.Характеристика туристской инфраструктуры области ………………
2.2.3. Транспортная инфраструктура ……………………………………….
2.2.4. Инфраструктура размещения …………………………………………
Глава 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……
По водному транспорту треть экспертов считают, что спрос либо не изменится, либо сократится на 10-20%. Голоса же другой трети распределились поровну между ростом на 10-20% и 20-30%.
По автомобильному транспорту
эксперты ожидают увеличения спроса:
33% на 10-20%, такая же доля на 20-30%; 17% прогнозируют
рост на 30-40%. Оставшиеся 17% высказали
мнение, что спрос останется
Таким образом, в результате маркетингового исследования установлено:
·Количество выезжающих из Нижегородского региона туристов значительно превышает поток въезжающих сюда туристов.
·Выезжают нижегородские туристы в основном в страны дальнего зарубежья, меньше всего - в Нижегородскую область.
·Причины отказа от путешествий по Нижегородской области: неинтересно, больше интересуют другие города и низкий уровень сервиса.
·Причины выбора путешествий по Нижегородской области: оптимальное соотношение цены и качества, более низкие цены.
·Прогноз увеличения спроса на туры по России и Нижегородской области в 2011-2012 гг.
·Направления повышения качества туристических услуг в Нижегородском регионе:
- повышение качества услуг по размещению;
- улучшение качества дорог;
- расширение ассортимента предлагаемых услуг;
- повышение квалификации персонала.
2.2 Характеристика тургостиничного потенциала Нижегородского региона.
2.2.1.Туристские ресурсы Нижегородской области
Нижегородская область - это
край, перспективный для самых
разных видов путешествий: культурно-познавательного,
круизного, лечебно-рекреационного, делового
и событийного, экологического и
приключенческого, сельского туризма
и системы частных гостиниц, охоты
и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем
туризме занимают лечебно-рекреационный,
культурно-познавательный и круизный
виды туризма. Более быстрыми темпами
развивается приключенческий
Для развития ВВТ область обладает как традиционными, так и уникальными ресурсами.
Огромное историко-культурное наследие Нижегородской области, представленное более чем 3 тысячами памятников истории, культуры и архитектуры, 1301 из которых являются памятниками федерального значения, древнейшие города-крепости: г. Н.Новгород (основан в 1221 году), включенный в список исторических городов Российской Федерации, г. Городец (основан в 1152 году), г. Арзамас (основан в 1552 году), уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия - Нижегородский кремль (XVI век), Макарьевский Желтоводский монастырь (XVII век), Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (XIX век) и другие объекты, а также более 370 музеев, сотни выставочных залов, галерей и мастерских - все это создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма. Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России и занимает лидирующее место в сфере народных художественных промыслов.
Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей (русские, чуваши, мордва, татары и другие), наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.
В Нижегородской области
насчитывается 1229 учреждений культурно-досугового
типа; в Нижнем Новгороде: 13 театров,
филармония, десятки концертных залов,
14 кинотеатров, десятки парков культуры,
965 предприятий общественного
Уникальность географического
положения Нижегородской
Основные действующие туристские маршруты по Нижегородской области (приложение 1 к настоящей Программе - не приводится):
Южное кольцо области:
Нижний Новгород - Арзамас - Дивеево - Большое Болдино - Нижний Новгород;
Нижний Новгород - Богородск - Павлово - Вача - Казаково - Выкса - Нижний Новгород.
Северное кольцо области:
Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Семенов - Светлояр - Нижний Новгород;
Нижний Новгород - Балахна - Чкаловск - Нижний Новгород.
В связи с 400-летием народного ополчения 1612 года актуально расширение маршрута "Золотое кольцо России" за счет включения в него населенных пунктов Нижегородской области (г. Нижний Новгород, г. Балахна, г. Арзамас, с. Пурех), исторически связанных с народным ополчением и входящих в межрегиональный туристский маршрут "Алтарь Отечества" (приложение 2 к настоящей Программе - не приводится).
Территория Нижегородской
области расположена в центре
Восточно-Европейской (Русской) равнины,
что практически исключает
2.2.2.Характеристика туристской инфраструктуры области
Вместе с тем следует
отметить, что, несмотря на высокий
туристский потенциал области, туристские
ресурсы используются рецептивными
туроператорами недостаточно эффективно.
Основными причинами являются неразвитость
туристской инфраструктуры области
и неизвестность региона на туристском
рынке вследствие "закрытости"
Нижегородской области для
В то же время Нижегородская область имеет важное стратегическое положение и обладает по сравнению с другими регионами рядом преимуществ.
2.2.3. Транспортная инфраструктура
Нижегородская область находится на перекрестке важных авто-, железнодорожных, водных и авиа- транспортных магистралей. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который является запасным аэропортом г. Москвы. В 1998 году европейский транспортный коридор № 2 был продлен до Нижнего Новгорода. Время полета из г. Москвы в г. Нижний Новгород составляет около 40 мин. Авиакомпания Lufthansa 3 раза в неделю осуществляет рейсы из Франкфурта-на-Майне в Нижний Новгород и обратно, связывая Нижегородскую область с более чем 120 странами мира. С 2008 года на нижегородском рынке работает международный авиаперевозчик "Австрийские авиалинии". Внутренние рейсы осуществляют несколько российских авиакомпаний. Реконструкция нижегородского аэропорта будет способствовать развитию международного туризма и повышению конкурентоспособности нижегородского турпродукта.
Горьковская железная дорога
связывает центральный, северо-западный
и северный районы страны с Поволжьем,
Уралом, Сибирью. Время проезда на
скоростном поезде из Москвы в Нижний
Новгород составляет 4 часа 30 мин. На пассажирских
линиях Москва - Нижний Новгород - Москва
и Санкт-Петербург - Нижний Новгород
- Санкт-Петербург актуально
Нижний Новгород расположен на слиянии двух великих рек - Волги и Оки и равноудален на маршрутах: на южном направлении до Астрахани и на северо-западном - до Санкт-Петербурга, что обеспечивает конкурентные преимущества нижегородского турпродукта в сегменте круизного туризма. Одним из перспективных маршрутов является круиз "московская кругосветка" (или "золотая подкова") - маршрут по типу "кольцо" по двум великим рекам - Волге и Оке. Маршрут экономичен, интересен, непродолжителен и будет востребован на рынке ВВТ.
Туристские компании имеют
на своем балансе 11 комфортабельных
пассажирских теплоходов, обеспечивших
за навигацию (с мая по октябрь) 2007
года перевозку более 115 тысяч туристов,
в 2008 году - почти 96 тысяч туристов. Однако
большая часть судов требует
реконструкции и
Основной парк автобусов (около 40 единиц) - иномарки - "Мерседес", "Неоплан", "Вольво", "Сетра", "Ютонг", "Ман Крейтор", "Транстар", год выпуска которых с 1995 года по 2008 год. В районах области туристов (особенно круизные группы) обслуживают автобусы типа - "ЛиАЗ" и "ПАЗ". Имеющийся автопарк в основном не оборудован кондиционерами, что является непременным условием для приема иностранных туристов, частично оборудован биотуалетами и видеоаппаратурой.
Состояние дорожно-транспортной инфраструктуры можно оценить как крайне неблагоприятное для развития ВВТ, особенно на маршрутах южного кольца Нижегородской области.
2.2.4. Инфраструктура размещения
Инфраструктура размещения Нижегородской области (по данным 2007 года) представлена 189 коллективными средствами размещения, общей вместимостью 22529 мест.
Доля Нижегородской области в общем количестве гостиниц и аналогичных средств размещения в Российской Федерации составляет 1,7%. По числу гостиниц и аналогичных средств размещения Нижегородская область находится на 18-м месте в Российской Федерации.
Доля Нижегородской области в общем количестве гостиниц и аналогичных средств размещения ПФО составляет 9% (таблица 1; рисунок 1 - не приводится). По данному показателю она занимает пятое место в ПФО. По количеству размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения Нижегородская область занимает второе место в ПФО, уступая лишь Республике Татарстан (таблица 2; рисунок 2 - не приводится), и девятое место в целом по Российской Федерации.
Глава 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
24 октября областная
целевая программа «Развитие
въездного и внутреннего
Основными направлениями
Программы являются совершенствование
нормативно-правовой базы отрасли «туризм»,
активная маркетинговая политика по
продвижению нижегородского турпродукта,
финансово-кредитная поддержка
Финансирование Программы будет осуществляться как из бюджетных источников (федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований), так и за счет привлечения частных инвестиций.
Актуальность развития въездного
и внутреннего туризма в
Во-первых, наличием в области
огромного туристского
Также наличием таких всемирно известных центров как: Нижний Новгород, Дивеево, Большое Болдино, Семёнов, Городец, озеро Светлояр, Арзамас, Павлово, Казаково, Чкаловск, Балахна.
Во-вторых, развитие въездного
и внутреннего туризма
В-третьих, актуальность Программы
обусловлена мировыми и общероссийскими
положительными тенденциями развития
въездного и внутреннего
В-четвертых, актуальность обусловлена
конкуренцией со стороны регионов РФ.
Опыт развития туризма в субъектах
РФ показал эффективность
Задачи программы:
- увеличение туристского
потока в Нижегородскую
- привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии;
- развитие туристских
центров Нижегородской области
и формирование
В части совершенствования
нормативно-правовой базы планируется
усовершенствовать закон
Разработать и реализовать ряд положений:
* о системе вспомогательного счета в туризме на территории Нижегородской области;
* о льготном кредитовании субъектов туриндустрии, направляющих средства на развитие въездного и внутреннего туризма;
* о порядке создания туристско-рекреационных зон и туристской деятельности на их территории;
* об использовании туристских ресурсов и регулировании деятельности гидов-экскурсоводов и гидов-проводников на территории области.
Информация о работе Стратегия развития туристкой и гостиничной индустрии в Нижегородском регионе