Стратегия развития туристкой и гостиничной индустрии в Нижегородском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:35, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение структуры тургостиничной индустрии и её развитие в Нижегородском регионе.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка тургостиничных услуг в Нижегородском регионе;
- исследовать стратегию развития туризма в Нижегородском регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг…………………………..
1.2. Классификация туристической деятельности…………………………….
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности…………
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
2.1. Анализ состояния туризма в Нижегородской области…………………
2.2. Характеристика тургостиничного потенциала Нижегородского региона………………………………………………………………………….
2.2.1.Туристские ресурсы Нижегородской области ……………………….
2.2.2.Характеристика туристской инфраструктуры области ………………
2.2.3. Транспортная инфраструктура ……………………………………….
2.2.4. Инфраструктура размещения …………………………………………
Глава 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

работа в колледж.docx

— 104.10 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие, сущность и  виды туристических услуг…………………………..

1.2. Классификация туристической деятельности…………………………….

1.3. Государственное регулирование туристической  деятельности…………

Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В  НИЖЕГОРОДСКОМ   РЕГИОНЕ

2.1. Анализ состояния туризма в Нижегородской  области…………………

2.2. Характеристика тургостиничного потенциала   Нижегородского региона………………………………………………………………………….

2.2.1.Туристские ресурсы Нижегородской области ……………………….

2.2.2.Характеристика туристской  инфраструктуры области ………………

2.2.3. Транспортная инфраструктура ……………………………………….

2.2.4. Инфраструктура размещения …………………………………………

Глава 3. СТРАТЕГИЯ   РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ   И  ГОСТИНИЧНОЙ  ИНДУСТРИИ  В  НИЖЕГОРОДСКОМ  РЕГИОНЕ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………….………….

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

 

                                               ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  темы исследования.

Туризм в настоящее  время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия. Туризм представляет собой один из видов услуг и принадлежит к быстро развивающимся отраслям экономики. В современной научной литературе существует много определений терминов «туризм» и «гостеприимство».

Гостеприимство  – это более точное понятие, так  как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще.

Следует отметить, что понятия туризма  и гостеприимства нельзя рассматривать  в отдельности: это два взаимосвязанных  термина. Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные  желания и потребности, зависящие  от целей их путешествий.

Понятие «гостеприимство» во всех словарях толкуется как любезный прием гостей, радушие по отношению к гостям.

Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.

Таким образом, индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.

В развитых странах мира большая часть валового национального  продукта (свыше 70 %) производится в  отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений обеспечивает туристский рынок. В странах ЕС поступления  от туризма составляют порядка 5,5 % ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более чем наполовину пополняются за счет туризма. Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России является неконкурентоспособным, его развитие  происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей с высоким уровнем дохода  и на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, так как стимулирует отток капитала за границу. Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической задачи – повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан – во многом определяется состоянием рынка тургостиничных услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.

Целью данной работы является изучение структуры тургостиничной индустрии и её развитие в Нижегородском регионе.

В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:

- изучение теоретических  основ туристической деятельности;

- анализ состояния рынка  тургостиничных услуг в Нижегородском регионе;

- исследовать стратегию  развития туризма в Нижегородском регионе.

Объектом исследования является современный туристический рынок Нижегородском регионе.

Предмет  исследования – развитие тургостиничной индустрии в Нижегородском регионе

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит из трех глав.

В первой главе раскрыта сущность туристического рынка, проанализирована классификация туризма, исследован механизм государственного регулирования  рынка туризма.

Во второй главе дана характеристика основных тенденций на российском рынке  туризма, исследовано состояние туризма в Нижегородском регионе, охарактеризована деятельность отеля «Акватория».

В третьей главе изучены  проблемы туристического рынка России, исследованы  пути достижения положительных изменений на российском туристическом рынке, охарактеризованы пути совершенствования функционирования на рынке туризма Нижегородской области в целом и отеля «Акватория» в частности.

В работе 28 приложений, 8 таблиц, 14 рисунков.

Список литературы состоит  из 26  источников.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

1.1. Понятие, сущность  и виды туристических услуг 

 

Туризм по определению  Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие  для всех форм временного выезда людей  с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время  или в профессионально-деловых  целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. [3]

Туризм представляет собой  деятельность лиц, путешествующих или  пребывающих в местах за пределами  своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых  и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

Таким образом, определение  туризма базируется на следующих  признаках: [5]

- туризм есть результат  передвижения людей;

- туризм всегда включает  два элемента: путешествие в пункт  назначения и остановку там;

- путешествие означает  выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие являет собой  временное движение туриста по  туристскому маршруту. 

 

 

 

Основными критериями туризма  являются следующие [10]:

1.  Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.

2.  Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—3 дня), далее следуют небольшие туристские   поездки   (6—7   дней),   меньшую   долю   занимают 8—12-дневные поездки.

3.  Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

4.  Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму.

5.  Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:

· деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;

· туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм —  это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку  и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного  или длительного проживания и  не связанных с их трудовой деятельностью.

Кроме того, туризм — это  туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и  посредников (например, транспортных компаний).

По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в  котором туристские услуги определены как продукт или продукция  деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные  для конечных или промежуточных  потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей. [4]

Все виды потребляемых туристами  продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:

- Гостиницы и рестораны  (включая обеспечение питанием);

- Услуги бюро путешествий  и туристических агентств;

- Услуги экскурсионных  бюро и прочие.

В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:

1). Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств  размещения; услуги вторых домов  за собственный счет или бесплатно.

2). Услуги предприятий  общественного питания.

3). Услуги пассажирского  транспорта: междугородные перевозки  железнодорожным транспортом; перевозки  дорожным транспортом; перевозки  водным транспортом; перевозки  воздушным транспортом; вспомогательные  услуги, относящиеся к пассажирскому  транспорту; сдача в аренду пассажирского  транспортного оборудования; техническое  обслуживание и текущий ремонт  пассажирского транспортного оборудования.

4). Услуги туристических  агентств, туроператоров и экскурсоводов:  услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное  обеспечение туристов и услуги  экскурсоводов.

5). Услуги в области  культуры: исполнительское искусство;  деятельность музеев и прочие  услуги в области культуры.

6). Рекреационные услуги  и прочие услуги в области  развлечений: спортивная деятельность  и услуги в области любительского  спорта; прочие услуги в области  развлечений и отдыха.

7). Различные туристские  услуги: финансовые услуги и страхование;  прочие услуги по сдаче в  аренду товаров; прочие туристские  услуги.

1.2. Классификация  туристической деятельности 

 

Обычно туризм подразделяют на два вида: [12]

1. рекреационный туризм  — классический вид туризма,  включающий в себя:

- «оздоровительный» («пляжный»,  «отпускной»);

- познавательный (экскурсионный);

- спортивный туризм.

2. деловой туризм:

- астрономический туризм;

- бизнес-туризм;

- конгресс-туризм;

- шопинг-туризм;

- экстремальный туризм;

- индустриальный туризм;

- археологический туризм;

- гастрономический туризм;

- военный туризм;

- джайлоо-туризм - иждивение в первоначальном племени со всеми привлекательностями кочевого быта.

Каждый из этих видов туризма  может подразделяться на более специализированные подвиды:

Спортивный туризм:

- на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедные, конные и авто-мотопутешествия;

Информация о работе Стратегия развития туристкой и гостиничной индустрии в Нижегородском регионе