Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:35, дипломная работа
Целью данной работы является изучение структуры тургостиничной индустрии и её развитие в Нижегородском регионе.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка тургостиничных услуг в Нижегородском регионе;
- исследовать стратегию развития туризма в Нижегородском регионе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг…………………………..
1.2. Классификация туристической деятельности…………………………….
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности…………
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
2.1. Анализ состояния туризма в Нижегородской области…………………
2.2. Характеристика тургостиничного потенциала Нижегородского региона………………………………………………………………………….
2.2.1.Туристские ресурсы Нижегородской области ……………………….
2.2.2.Характеристика туристской инфраструктуры области ………………
2.2.3. Транспортная инфраструктура ……………………………………….
2.2.4. Инфраструктура размещения …………………………………………
Глава 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……
- международные связи в сфере туризма.
На уровне субъектов федераций
руководство и координацию
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
2.1. Анализ состояния туризма в Нижегородской области
Анализ туристических потоков согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Нижнего Новгорода показал, что в 2011 году число выехавших за рубеж туристов превысило число туристов, посетивших Нижегородский регион, в 3,7 раза (табл. 1).
Характеристика туристических
потоков в Нижегородском
по направлениям в 2011 г.
Направление туристических потоков |
|
||||||
1. Прием туристов - всего: |
5514 |
100 | |||||
в том числе: |
|||||||
- из России |
5005 |
91 | |||||
- из стран дальнего зарубежья |
406 |
7 | |||||
- из стран СНГ |
103 |
2 | |||||
2. Выезд туристов - всего |
20355 |
100 | |||||
в том числе: |
|||||||
- в другие регионы России |
11819 |
58 | |||||
- в страны дальнего зарубежья |
7496 |
37 | |||||
- в страны СНГ |
1040 |
5 | |||||
Приезжают в Нижегородскую область в основном из других городов России - 91% от общего количества.
Из стран дальнего зарубежья въездной поток составил лишь 7%, из стран СНГ - 2%.
Структура выезжающих нижегородских туристов иная: в другие регионы России - 58%, что меньше по сравнению с въезжающими в регион на 33%. При этом в страны дальнего зарубежья выездной поток составил 37%, в страны СНГ - 5%.
Результаты анализа структуры въездного туристического потока по целям поездки свидетельствуют, что наибольшее количество туристов из России посещают Нижегородский регион в целях отдыха (табл. 2). При этом более половины туристов приезжают на теплоходах по Волге. Иностранные граждане в основном приезжают с деловыми и профессиональными целями, на втором месте — с целью лечения.
Структура въездных туристов в Нижегородский регион
по целям поездки в 2011 г.
Цель поездки |
Количество туристов, чел.
из России дальнего зарубежья и СНГ |
||
1. Отдых |
4697 |
30 | |
в том числе речные круизы |
2450 |
- | |
2. Деловые и профессиональные |
15 |
376 | |
3. Лечение |
- |
103 | |
4. Религия и паломничество |
- |
- | |
5. Прочие |
293 |
- | |
Всего |
5005 |
509 | |
Из анализа структуры выездного потока нижегородских туристов по России следует, что первое место здесь занимают поездки на отдых, второе — поездки с целью лечения, третье - круизный туризм (табл.3). При выезде в другие страны лидируют туры на отдых, далее следует выезд с целью лечения. Основной поток туристов из Нижегородского региона следовал в Турцию, ОАЭ, Кипр, Египет, Испанию.
Таблица 3
Структура выезда нижегородских туристов по целям поездки в 2011 г.
Цель поездки |
Количество туристов, чел. |
||||||
В Россию |
В страны дальнего зарубежья и СНГ |
||||||
1. Отдых |
|||||||
в том числе речные круизы |
1316 |
- | |||||
2. Деловые и профессиональные |
34 |
175 | |||||
3. Лечение |
1590 |
667 | |||||
4. Религия и паломничество |
- |
2 | |||||
5. Прочие |
- |
30 | |||||
Всего |
11819 |
8536 | |||||
Число нижегородских туристов, выехавших в регионы России, превышает число туристов, посетивших другие страны, на 25% (3283 чел.).
Для подробного анализа состояния
туризма в Нижегородской
Анкетный опрос осуществлялся в ходе выборочного обследования на выставке Нижегородской ярмарки «Туризм-2011». Объем выборки - 190 чел. Время опроса - апрель 2011 года. Текст анкеты приведен в Приложении 28.
Из анализа анкет жителей Нижегородского региона следует, что 63% опрошенных хотели бы в ближайшее время отправиться за границу, 26% - в другие города России, в Нижегородскую область - всего лишь 11% .
Предпочтения по целям поездки распределились следующим образом: 30,8% опрошенных предпочитают развлекательный туризм; одинаковая доля предпочтений — 24,6% — приходится на познавательные туры и с целью отдыха; 12,3% составил лечебно-оздоровительный туризм; 4,6% — спортивный; 3,1% — деловой
На вопрос относительно организации туризма 37% респондентов ответили, что прибегают к услугам турфирм, оставшиеся 63% высказали мнение о предпочтительности организации путешествия самостоятельно.
Интересно, что при этом факторы выбора турфирмы по значимости распределились следующим образом: широта ассортимента предлагаемых услуг - 34%, низкие цены - 30%, имидж продавца - 24%, удобное месторасположение - 12% .Таким образом, широта ассортимента и низкие цены являются наиболее «весомыми» факторами при выборе турфирм.
Существенное место в
анкете занимали вопросы относительно
потребительских свойств
При опросе было установлено, что лишь четверть респондентов хотя бы однажды отдыхали в Нижегородской области, в то время как основная часть - 75% в таких турах не были .
Основные причины выбора путешествий по своему региону: оптимальное соотношение цены и качества - 26% и более дешево - 24% .
При путешествиях по Нижегородскому региону наиболее востребованными были рекреационные - 32% и лечебно-оздоровительные туры - 28% .
Причины отказа от отдыха в Нижегородской области: неинтересно - 36%; больше интересуют другие города - 28%; низкий уровень обслуживания - 24%
К сожалению, нижегородцы, которые побывали в турах по региону, подтвердили опасения отказавшихся от поездки: 41% опрошенных среди недостатков указали на низкий уровень обслуживания.
По мнению большинства экспертов, первоочередными направлениями повышения качества туристических услуг в Нижегородском регионе являются:
1) повышение качества услуг по размещению (85% экспертов);
2) улучшение качества дорог (85%);
3) расширение ассортимента предлагаемых услуг (71%);
4) повышение квалификации персонала (76%).
Важной задачей экспертного метода был прогноз спроса на ближайшие один-два года (табл. 4).
Таблица 4. Прогноз спроса нижегородских туристов в 2011—2012 гг.
Показатели |
Изменение спроса, % | ||||||||||
Снизится на: |
Не изме-нится |
Возрастет на: | |||||||||
10-20% |
20-30% |
30-40% |
40-50% |
Более 50% |
10-20% |
20-30% |
30-40% |
40-50% |
Более 50% | ||
1. Направления | |||||||||||
Турция |
40 |
21 |
19 |
20 |
|||||||
Испания |
26 |
58 |
16 |
||||||||
Кипр |
12 |
21 |
39 |
28 |
|||||||
Италия |
22 |
78 |
|||||||||
Болгария |
22 |
21 |
39 |
18 |
|||||||
Франция |
80 |
20 |
|||||||||
Хорватия |
23 |
57 |
20 |
||||||||
Египет |
19 |
62 |
19 |
||||||||
Чехия |
20 |
60 |
20 |
||||||||
Россия |
14 |
14 |
29 |
29 |
14 |
||||||
в том числе |
16 |
17 |
17 |
33 |
17 |
||||||
2. Длительность тура | |||||||||||
2-3 дня |
38 |
21 |
21 |
20 |
|||||||
4-7 дней |
46 |
17 |
20 |
17 |
|||||||
7-14 дней |
17 |
33 |
33 |
17 |
|||||||
15-21 день |
25 |
75 |
|||||||||
21-30 дней |
25 |
50 |
25 |
||||||||
Более 30 дней |
20 |
40 |
40 |
||||||||
3. Условия проживания | |||||||||||
Стандартный номер |
100 |
||||||||||
Полулюкс |
17 |
66 |
17 |
||||||||
Люкс |
17 |
17 |
66 |
||||||||
Апартаменты |
66 |
17 |
17 |
||||||||
Летние домики |
16 |
16 |
17 |
17 |
17 |
17 | |||||
4.Транспортные услуги | |||||||||||
Авиаперелет |
14 |
14 |
72 |
||||||||
Ж/д транспорт |
57 |
29 |
14 |
||||||||
Водный транспорт |
33 |
33 |
17 |
17 |
|||||||
Автомобильный транспорт |
17 |
33 |
33 |
17 |
Данные таблицы 4 свидетельствуют,
что большинство экспертов
В Болгарию, Кипр, Хорватию, Египет и Чехию, согласно мнению большей части экспертов - прогнозируется увеличение спроса на 10-20%.
Относительно путешествий по России эксперты сошлись во мнении, что спрос здесь увеличится. При этом 14% экспертов прогнозируют рост спроса на 10-20%, 29% на 20-30%, столько же на 30-40%, 14% на 40-50%. Небольшая часть опрошенных - 14% считают, что спрос по России не изменится.
Аналогичная тенденция прослеживается и в прогнозах туризма по нижегородской области: 84% прогнозируют увеличение спроса, в том числе 17% на 10-20%, столько же на 20-30%, 33% на 30-40%, 17% на 40-50%. За уменьшение спроса ни один из экспертов не отдал свой голос.
Согласно результатам прогнозирования длительности туров мнения экспертов оказались неоднозначными. Однако при этом прослеживается закономерность: в 2011—2012 годах будут более востребованы незначительные по продолжительные туры.
По мнению большинства экспертов - 62% спрос на поездки длительностью 2-3 дня увеличится. При этом 21% прогнозируют рост на 10-20%, столько же на 20-30%, 20% на 40-50%. Увеличение спроса ожидается по турам длительностью 4-7 и 7-14 дней. Такую точку зрения высказали соответственно 54% и 83% экспертов. Спрос на поездки сроком 15-21 дня, по мнению большинства, не изменится.
А вот спрос на поездки длительностью более 21 дня сократится. По поездкам на 21-30 дней уменьшение спроса прогнозируют 75% экспертов, в том числе 25% на 20-30%, 50% на 30-40%. По поездкам длительностью более 30 дней аналогичную точку зрения высказали 60%, из них 20% прогнозируют уменьшение спроса на 30-40%, а 40% на более чем на 50%.
Относительно услуг проживания эксперты высказали единую точку зрения, что спрос на стандартные гостиничные номера останется без изменений. Стабильность спроса на апартаменты прогнозируют 66% экспертов.
Увеличение спроса прогнозируется как по дорогостоящим номерам (люксам и полулюксам), так и по относительно дешевым - летним домикам. По полулюксам голоса распределились следующим образом: 66% считают, что спрос увеличится на 10-20%, 17% на 20-30%. Спрос на люксы возрастет на 10-20% - точка зрения большинства - 66% экспертов.
Что касается транспортных услуг, то, по мнению 72% экспертов, спрос на авиаперелет не изменится; 57% экспертов считают, что спрос не изменится и на железнодорожный транспорт. Однако 28% высказали мнение об уменьшении спроса туристов на авиаперевозки, в том числе 14% на 10-20%, столько же на более чем на 50%. По железнодорожным перевозкам оставшаяся часть 43% прогнозируют увеличение спроса, из них 29% на 10-20%, 14% на 20-30%.
Информация о работе Стратегия развития туристкой и гостиничной индустрии в Нижегородском регионе