Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:58, реферат
Стратегический менеджмент является чрезвычайно важным для фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий своего развития. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Глава 1. Сущность стратегии
Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии - это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.
Во
втором случае под стратегией понимается
долгосрочное качественно определенное
направление развития предприятия,
касающееся сферы, средств и формы
ее деятельности, системы внутрипроизводственных
отношений, а также позиций предприятия
в окружающей среде. При таком
понимании стратегию в общем
виде можно охарактеризовать как
выбранное направление
К числу стратегий второго типа можно отнести следующие:
- увеличить долю объема продаж на рынке до 35% (условно) без понижения цены;
- проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентами.
Основные элементы стратегии.
В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов (рис. 1.2).
Прежде всего к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии - политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.1
Наконец,
третьим элементом стратегии
являются планы, т.е. система конкретных
действий по реализации принятой политики,
призванная решать задачи распределения
ресурсов. Так, ресурсы можно направлять
в первую очередь на решение наиболее
важных и насущных для предприятия
проблем или выделять пропорционально
потребностям, или предоставлять
всем подразделениям поровну, если они
будут близки по размерам и занимаются
сходными видами деятельности. Первый
из отмеченных подходов в большей
степени целесообразен в
Предполагаемая и реализованная стратегия. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это - предполагаемая стратегия (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 - Варианты стратегий
Вместе
с тем как внутри организации,
так и вне ее появляются новые
непредвиденные обстоятельства, которые
не укладываются в первоначальную концепцию
стратегии. Они могут, например, открыть
новые перспективы развития и
возможности для улучшения
Достаточно давно ведутся споры о том, что является сущностью стратегии - предначертанность или гибкость. С одной стороны, стратегия предполагает определенные обязательства, а потому принимайте решения осмотрительно. Стратегия действительно предполагает принятие определенных обязательств, но смысла в этой рекомендации столько же, сколько в совете "покупай дешевле, продавай дороже". Здесь нет ответа на вопрос, как обеспечить осмотрительность решений.
С другой стороны, в изменчивом мире стратегия требует гибкости, поэтому сохраняйте открытость. Стратегия действительно требует гибкости, но смысл этого совета примерно тот же, что у рекомендации "не рискуй". Нельзя сохранять возможность любых решений и выборов. Нужно понять, от каких возможностей можно отказаться.
Стратегия
действительно требует
Гибкость
создается инвестициями в развитие
возможностей, которых не будет у
других компаний, не сумевших вовремя
сделать аналогичные
Короче
говоря, сама по себе гибкость не образует
стратегической позиции, но инвестиции
в развитие функциональных и производственных
возможностей позволяют гибко реализовать
стратегию в нашем изменчивом мире. Эти
инвестиции определяют способность фирмы
поддерживать свое конкурентное превосходство.
Гибкость и открытость к будущим путям
развития создаются стратегическими инвестициями,
которые позволяют достигать результатов,
определяемых стратегическими целями
компании. Так что нет смысла, да и нежелательно,
держать открытыми все функциональные
и производственные возможности развития.
Стратегия должна развивать те из них,
которые обеспечивают создание ценностей
для своих потребителей. А они, в свою очередь,
также подвержены изменениям.2
Генри Минцберг (университет Мак-Джилл, Монреаль, 1987) выдвинул идею о том, что термин "стратегия" практикуется неоднозначно. Он предложил свое определение стратегии в рамках "пяти П". По его мнению, стратегия включает:
1)
план - это понятие, под которым
понимают заранее намеченные
действия, ход которых контролируется
от начала до конца.
2)
прием как тактический ход
- означает краткосрочную
3) поведенческую модель (стратегия поведенческой модели) -это стратегия изменений путем следования принятой форме поведения. В отличие от планов и тактических приемов, поведенческие модели проявляются как результат последовательного поведения. Подобные модели поведения часто являются неосознанными, т. е. спонтанными. Если же они оказываются удачными, то в таких случаях говорят, что последовательное поведение спонтанно привело к успеху. Такая модель является прямым противопоставлением плановому поведению;
4)
позицию по отношению к другим,
или позиционную стратегию - будет
уместна в том случае, когда
для организации важна ее
5)
перспективу или стратегию
Глава 2. Стратегическое управление
2.2 Стратегия как явление
Что означает слово «стратегия»? Стратегия – это:
• план, или нечто, в этом роде – руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее;
• принцип поведения или следования некой модели поведения;
• позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках (создание уникальной и ценовой позиции посредством разнообразных действий);
• перспектива, т. е. основной способ действия организации (это теория бизнеса данной организации);