Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:54, реферат
Реалистическое направление. Новый период всемирной истории. Критический реализм.
Явления в драматургии
С движением свободных театров связаны аналогичные явления в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана, цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазному миру.
Центральной
фигурой театральной жизни
Наряду с ростом прогрессивных тенденций в развитии европейского театра в последние десятилетия XIX в. все явственнее проявляются признаки глубокого идейно-творческого кризиса театральной культуры.
Если раньше черты надвигающегося кризиса проявлялись в отрыве театра от большой литературы, в натуралистическом перерождении критического реализма, то в конце века театр приобретает иное свойство — он становится выражением кризиса всей духовной культуры буржуазного мира. Многообразные проявления этого кризиса в области эстетической мысли и в различных видах искусства получают свое выражение в декадансе и символизме. У этих направлений были различные и даже противоречивые идейно-творческие тенденции, от агрессивных нападок идеологов реакции, открыто порвавших с традициями народности, гуманизма и жизненной правды (декаданс)» до явлений, свидетельствующих о пессимизме и растерянности тех слоев интеллигенции, которые, не принимая буржуазную действительность, в то же время не видели выхода из нее (символизм).
Искусство декаданса, лишенное всякого интереса к гражданским целям творчества и имевшее философской основой учение Ницше о «сверх-человеке», не подчиненном никаким моральным нормам, проявляло повышенный интерес к патологическим состояниям психики, к болезненной жажде насилия, к эстетизации эротики, жестокости и аморализма. Наиболее показательным в этом отношении было творчество итальянского драматурга-декадента Г. Д'Аннунцио.
Искусство
символизма было проникнуто страхом
перед жизнью, перед неведомыми силами,
враждебными человеку. Одиночество,
обреченность, стремление уйти в мир
субъективных переживаний или в
область «чистого искусства», противопоставленного
грубой жизни, — таковы основные идейные
мотивы символизма. Объявляя мир непознаваемым,
символистское искусство
Родоначальником
символистской драмы был
При всей противоречивости символизма многие деятели театра, творчество которых отмечено его печатью, воспринимали это направление как бунт против застывшего в рутинных формах современного буржуазного театра. Для ряда драматургов и режиссеров (Метерлинк, Гауптман, Антуан, Люнье По, Поль Фор, Рейнгардт и другие) борьба против буржуазного театра была неотделима от поисков нового содержания, новых выразительных средств, форм.
Знаменательно, что на рубеже веков в развитии драматургии и театра усиливается реалистическое направление и, рассеивая настроения безысходности и обреченности, пробуждаются жизнеутверждающие мотивы. Метерлинк в начале нового столетия пишет «Синюю птицу», представляющую собой радостный гимн жизни, создает острую и злую антибуржуазную сатиру «Чудо святого Антония». К историко-революционной теме обращаются Гауптман в «Ткачах», Роллан в «Драмах революции». Бельгийский поэт Верхарн пишет революционную драму «Зори».
В
то же время в передовых странах
Западной Европы возникает движение
«народных театров». Организаторы и
руководители таких театров не только
стремились использовать их как средство
идейного и эстетического воспитания
народного зрителя, они также
полагали, что создание таких театров
обновит одряхлевший
В Германии в руководстве Свободной народной сценой принимал участие выдающийся деятель немецкой социал-демократии и литературный критик Франц Меринг. Поэт Верхарн был связан с театром Народного дома в Брюсселе, где и была впервые поставлена его героическая драма «Зори».
Одна
из отличительных черт театра конца
XIX — начала XX в. — интенсивное
развитие режиссуры. Если раньше понятие
театра включало в себя пьесу и
актеров, то театральное искусство
нового времени выдвигает на первый
план режиссера, который не только становится
истолкователем пьесы и руководителем
актеров, но и выступает как создатель
или последователь определенной
идейно-эстетической театральной концепции
или направления. Такое усиление
роли режиссера было в значительной
мере вызвано обострением идейной
борьбы и необходимостью подчинения
всех выразительных средств
Большое значение в утверждении новых принципов режиссуры имел в то время в России МХАТ во главе с К. С. Станиславским.
Драматургия
рубежа XIX—XX вв. в своих лучших образцах
вошла в репертуар мировой
сцены. Велика роль русского театра в
утверждении на сцене драм Ибсена,
начиная с пленительного образа
Норы, созданного В. Ф. Комиссаржевской,
и социально заостренной
В конце XIX в. начинается новый период всемирной истории. Развитие капиталистического общества вступает в последнюю стадию — империалистическую. Резко обостряется борьба между буржуазией и пролетариатом. События Парижской коммуны ясно показали направление и закономерность исторического процесса — пролетариат становится главной революционной силой современности. Исторический период, начало которого было ознаменовано событиями Парижской коммуны, завершается первой мировой войной и Великой Октябрьской социалистической революцией, открывшей начало новой эпохи.
В духовной жизни буржуазного общества все явственнее обозначаются признаки начинающегося кризиса. В то же время все большую роль в развитии культуры и искусства начинают играть прогрессивные тенденции, направленные на демократизацию культуры и искусства, на укрепление их связи с передовыми идеями эпохи. Со всей отчетливостью проявляется столкновение двух культур в каждой национальной культуре.
Основные
черты, характеризующие состояние
буржуазного театра конца века, уже
намечались в драматургии и театральной
жизни 50—60-х годов. Парижская коммуна,
ставшая рубежом новой
В 70—80-х годах театр вступает в полосу идейно-творческого кризиса. Правда, внешне театральная жизнь Запада выглядит вполне благополучно, ведь идейно-эстетический уровень театра складывался под воздействием вкусов буржуазной публики. А она восторженно приветствовала своих драматургов, актеров — свой театр, создававший образ мира, существующего по законам буржуазной логики и морали.
Этот
тип театра в наиболее законченной
форме сложился во Франции. Именно потому
французский театр этого
место в театрах Англии, Германии и Австрии, но и оказывает сильное влияние на драматургию этих стран.
Во французском театре этих лет было много талантливых драматургов и актеров, слава которых гремела по свету, но пышный расцвет был по существу началом упадка буржуазного театра.
Передовой художественный метод эпохи — критический реализм, позволивший крупнейшим писателям и художникам
правдиво показывать современность, отражая ее противоречия и социальные пороки, был чужд буржуазному зрителю, отношение которого к той или иной пьесе, спектаклю, актеру имело решающее значение. Подлинная жизненная правда оставляла театр.
Именно
враждебность критического реализма задачам
буржуазного театра порождала ту
концепцию «сценичности», которая
была теоретической основой
Пользуясь
логикой традиционной сюжетной схемы,
мобилизуя весь богатый арсенал
сценических эффектов, театр в
финале спектакля всегда вознаграждал
попранную добродетель и
Стремление к подчеркнутой театральности, идеализации изображаемой жизни проявлялось и в оформлении спектакля. Декорации и костюмы для исторических пьес отличались оперной пышностью и эффектностью. Играя в пьесах из современной жизни, актеры добивались ие характерности в костюме, а главным образом демонстрировали его красоту и богатство.
Против такого театра, все более превращавшегося лишь в средство развлечения буржуазной публики, начинают в конце века вести борьбу передовые театральные деятели и драматурги Франции и других европейских стран.
Зачинателем борьбы за демократизацию культуры стал французский писатель Эмиль Золя. В ряде критических статей Золя осудил современное ему театральное искусство и выдвинул требование сблизить театр с жизнью.
Демократические и реалистические взгляды Золя были неразрывно связаны с теорией натурализма — художественного направления, которое должно было внести в искусство метод анализа жизненных явлений, основанный на достижениях современных, главным образом естественных, наук.
Теория натурализма у Золя (в области его взглядов на театр) представляла собой в известном смысле дальнейшее развитие принципов критического реализма. Театр получил новую острую проблематику, демократического героя, подлинность жизненного материала. Но вместе с тем в мировоззрении Золя и его взглядах на искусство были и отрицательные моменты: теория натурализма исключала принцип типизации, обобщения и художественного домысла, позволяющие показать типические явления действительности и вскрыть закономерности ее развития. Натуралистическое искусство ставило главной задачей не объяснять жизненные явления, а их беспристрастно фиксировать.
Мысли Золя в значительной мере определили программу деятельности выдающегося режиссера-новатора Антуана — создателя парижского Свободного театра. Этот театр был первым в ряду возникших в конце XIX в. театров такого типа, составивших движение свободных театров (Свободной сцены Отто Брама в Германии, Независимого театра в Англии).