Стратегическое управление персоналом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение системы стратегического управления персоналом организации.
Для этого нам необходимо:
1. рассмотреть этапы становления стратегического подхода к управлению трудом;
2. выделить типы стратегий управления персоналом и их составляющие;
3. изучить влияние внешних и внутренних факторов при формировании стратегии управления персоналом и критерии их оценки.

Работа содержит 1 файл

Копия КУРСОВАЯ.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

  Пятую группу эталонных стратегий составляют стратегии прибыли (рациональности). Данная стратегия характерна для компании находящейся на стадии зрелости. Основной задачей является произвести больше продукции и минимизировать затраты. При реализации данной стратегии все четко формализовано, преобладает бюрократический подход во всем.

  На практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

 

2.2 Влияние внешних и внутренних факторов при формировании стратегии управления персоналом

 

  Анализ внешней и внутренней среды считают обычно исходным этапом стратегического управления, так как он служит базой как для определения миссии и целей организации, так и для выработки стратегии поведения в окружающей конкурентной среде.

  Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

  Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание

отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя коммуникационные процессы, организационные структуры, нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции.

  Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

  Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам

и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако, тем не менее есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые организационная культура придает организации.

Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя.

  Для организаций с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

  Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

1. производство (объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.);

2. персонал (структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников).

  Анализ внешней деловой окружающей среды. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

  Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально-эколого-экоиомических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функцио­нирования. При этом, описывая природу деловой окружающей среды, следует обратить внимание на динамизм и сложность.

  Для окружающей среды характерно огромное количество перемен­ных, создающих неопределенность в стратегическом плане. В свою оче­редь, эта неопределенность влияет на исполнителей, так как это функ­ция опыта, накопленного в рамках отрасли, и свойств отдельной личности. Менеджеры с большим опытом работы, которые думают, что они могут позитивно влиять на события, обычно работают очень хоро­шо и в условиях неопределенности. В то же время менее опытные уп­равленцы или те, кто думает, что они не могут повлиять на ход развития событий, оказываются не в состоянии успешно справиться с неопреде­ленностью, обусловленной изменениями во внешнем окружении.

Некоторые из общих переменных, предназначенных для измерения неопределенности или динамизма окружающей деловой среды, при­ведены ниже:

              1. Степень изменения цен поставщиков.

          2. Степень изменения цеп конкурентов.

          3. Степень изменений в предложении труда.

4. Степень изменения в кривой спроса на продукт.

                               5. Степень изменения цены капитала.

                               6. Степень изменений в возможностях финансирования.

                               7. Степень изменения в методах конкуренции.

                               8. Степень изменений в политике регулирования рынка.

                               9. Уровень продаж в отрасли по результатам выхода на рынок с но­вой продукцией.

                               10. Уровень активности, обусловленной новыми конкурентами, по­явившимися на рынке.

                               11. Степень изменений в результате отклонений от нормы жизнен­ного цикла товара.

12. Степень изменений в результате влияния новой технологии, по­явившейся в отрасли.

  Сложность внешней окружающей среды определяется рядом пере­менных, оказывающих косвенное либо прямое влияние на отрасль. Чем больше число переменных, тем больше сложность и неоднознач­ность окружающей среды, в которой существует фирма (отрасль). Вообще говоря, сложность измеряется степенью географической дис­персии, или концентрации, таких элементов окружающей среды фир­мы, как конкуренты, поставщики и регулирующие органы. Она также является измерением степени разнообразия рынка, который форми­руется под воздействием изменений в социокультурном, экономи­ческом, технологическом, экологическом и политическом аспектах окружающей среды. Можно перечислить ряд элементов, которые оп­ределяют сложность окружающей среды:

1. Количество различных поставщиков одной категории материа­лов в определенной рыночной нише.

2. Уровень географической концентрации/дисперсии поставщиков
в определенном секторе рынка.

3. Уровень географической концентрации/дисперсии труда в опре­деленном секторе рынка.

         4. Уровень географической концентрации/дисперсии отраслевых продаж в определенном секторе рынка.

          5. Уровень продуктовой дифференциации по сегментам отрасли внутри определенного сектора рынка.

          6. Уровень географической концентрации/дисперсии компаний-конкурентов в определенном секторе рынка.

           7. Уровень социокультурной диверсификации в рыночной нише.

           8. Уровень диверсификации всех форм бизнеса в рыночной нише.

           9. Уровень технологической диверсификации внутри отрасли.

                Анализ динамизма и сложности внешней деловой окружающей среды очень важен при выборе методов исследования. Очевидно, что с увеличением динамизма и сложности изменяется роль формализованных методов прогнозирования и повышается роль неформальных экс­пертных оценок.

Внешняя деловая окружающая среда обычно подразделяется на следующие:

          а) общую (дальнюю) окружающую среду;

          б) специфическую (ближнюю) окружающую среду.
Воспользуемся проведенным делением для более подробного рас­смотрения исследуемого явления.

                Анализ общей (дальней) окружающей среды. Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя эконо­мические, социополитические и технологические прогнозы (так назы­ваемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды.

  За ру­бежом такие прогнозы разрабатываются государственными учрежде­ниями, общественными (неприбыльными) организациями и частны­ми фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.

  Часть прогнозов публикуется в периодической печати, часть — покупается фирмами за определенную плату. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет получить более полную ин­формацию и принимать более достоверное решение.

  В нашей стране организация таких центров консалтинговой помо­щи, связанных с разработкой указанных прогнозов, должна рассмат­риваться как одна из составляющих рыночной инфраструктуры, по­зволяющей компенсировать элементы стихийности рынка и сделать развитие национальной экономики более устойчивым.

  Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние компонентов макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды.

 

                                                                                                                       

                                                                                                                       Таблица 1.2

                Экономические, социополитические, технические прогнозы

Экономическая среда

 

Социополитическая среда

 

Технологическая среда

 

прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения и т. д.

Необходимо отметить также, что в условиях значительной неопре­деленности функционирования экономической среды прогнозы ее раз­вития не являются достаточно надежными, учитываемыми на уровне предприятия.

 

Политическая стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рам­ках принимаемых стратегических решений.

Кроме прогноза политической обстановки в стране предприятие заинтересовано в получении информации по перспективам государ­ственного регулирования в следующих областях деятельности: социальной защищенности населения; внешней торговли; политики ценообразования; политики в сфере экологии; охраны труда и здоровья трудящихся; ограничений на производство того или иного продукта путем
контроля его качества.

Технологическая среда анализируется при помощи научно-техническо­го прогноза.

При проведении технологического анализа и составлении прогноза общей окружающей среды на перспективу чаще всего используются следующие характеристики: государственные расходы на НИОКР; выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определенных направлениях технологических усилий.

 

Информация о работе Стратегическое управление персоналом организации