Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические основы стратегического управления персоналом и рассмотреть особенности его функционирования на выбранном объекте, для предложения рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях персонал
приобретает для организации
все большую важность, ведь именно
от него во многом зависит эффективность
ее функционирования. Работниками, как,
впрочем, и любыми ресурсами предприятия
необходимо управлять. Важно не только
правильно организовывать их работу
сегодня, но и формировать определенные
планы на будущее, согласовывая их с
общими целями организации, ее основными
задачами и особенностями
Сегодня, в связи с тем, что четкая и налаженная система управления кадрами является мощным конкурентным преимуществом, предприятия уделяют все большое внимание формированию эффективной кадровой стратегии.
Актуальность темы обусловлена
тем, что стратегический менеджмент
человеческих ресурсов – основа эффективной
системы управления персоналом, которая,
в свою очередь, является устойчивой базой
для дальнейшего развития
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические основы стратегического управления персоналом и рассмотреть особенности его функционирования на выбранном объекте, для предложения рекомендаций по совершенствованию данного процесса. Для достижения этой цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
ГБУ КО «Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов №2».
Объектом исследования
Предмет исследования – стратегическое
управление персонала в ГБУ КО «Новокузнецкий дом-
При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод системного анализа, математические, статистические методы, метод сравнений, метод обобщений, графический метод.
Глава 1 Теоретические аспекты
1.1 Понятие, виды и основные составляющие стратегического управления персоналом
В настоящее время существует
множество определений
Сегодня, все большее развитие получает стратегический менеджмент человеческих ресурсов, который предполагает управление персоналом на долгосрочную перспективу.
Стратегия управления персоналом – это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации, а так же ее ресурсные возможности [1].
Основными чертами стратегии управления персоналом являются ее долгосрочный характер, связь со стратегией организации в целом и учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, которые влекут за собой ее корректировку.
Цель стратегического управления персоналом – обеспечить скоординированное и адекватное состоянию внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.
Основные компоненты стратегии
управления человеческими представляют
собой пять взаимосвязанных областей,
и благодаря правильному
При разработке кадровой стратегии важно уделять внимание всем пяти ее компонентам, поскольку в совокупности они обеспечивают непрерывный процесс стратегического управления человеческими ресурсами, что, в свою очередь, является основой эффективной кадровой политики.
В зависимости от стиля взаимодействия сотрудников и организации можно выделить несколько вариантов стратегий управления человеческими ресурсами: потребительская, партнерская и идентификационная[3].
При потребительской стратегии, у организации и сотрудника отсутствуют общие цели и ценности, но имеются взаимные интересы. Происходит эксплуатация организацией трудового потенциала сотрудника, а сотрудники используют возможности организации для удовлетворения своих потребностей.
К основным характеристикам персонала такого предприятия относятся: исполнительность, минимальная инициативность, имитация лояльности, предприимчивость и активность в достижении только собственных целей.
Руководство организации, ориентируясь
на имеющийся потенциал персонала,
стремится максимально
Основной функцией кадровой службы здесь является учет кадров и контроль за исполнением должностных инструкций, а набор сотрудников производится по формальным критериям.
При партнерской стратегии, у организации и сотрудников имеются взаимовыгодные отношения, при которых происходит согласование целей и ценностей. Основными характеристиками персонала являются: активное участие в профессиональной деятельности, реализации новых услуг и технологий, ответственность и организованность, направленность деловой активности на достижение целей саморазвития.
Такая стратегия предполагает осуществление избирательного и рационального подхода, проявляющегося в поддержке усилий наиболее приверженных и творческих сотрудников и вознаграждение адекватно вкладу в достижение целей деятельности организации.
Основной функцией кадровой
службы является мониторинг персонала,
мотивационного и психологического
климата в коллективе. Отбор, оценка
и продвижение сотрудников
При идентификационной стратегии
отношения руководства и
Основной функцией кадровой службы является делегирование полномочий и ответственности. Отбор сотрудников производится на основе их ценностных ориентаций и личностного потенциала.
Управление в любой сфере, в том числе и государственной службе, подвержено изменениям. Основной тенденцией изменений управления в государственной службе в настоящее время стало перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой в государственную сферу. В настоящее время подходы и технологии управления, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, внедряются в практику управления других, в том числе государственных организаций. С точки зрения управления стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного управления коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций. В первую очередь это относится к стратегическому управлению. Под влиянием методов стратегического управления в государственных организациях появляются такие относительно новые управленческие явления, как цели и миссия, SWOT - анализ, стратегические альянсы, стратегический контроль и пр.
Особенно ярко методы стратегического
управления проявляют себя в тех
областях, где требуются новые
подходы, где изменения окружающей
среды заставляют постоянно искать
решения возникающих новых
Становление стратегического управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. В процессе становления стратегического управления изменяется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, и, прежде всего, технике решения проблем [11].
Общей тенденцией развития стратегического управления в последние годы стало предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» технологии управления стали активно проникать в практику государственной службы. В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние уровни. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения индивидуальной приверженности, сконцентрированности на главных задачах. В организациях меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько диспетчер, сколько тренер-консультант; он не столько передает указания начальства, сколько помогает сотрудникам самостоятельно вырабатывать новые подходы, совершенствовать приемы и методы выполняемой работы, добиваться большей согласованности действий.
Каждая организация выбирает наиболее подходящую для нее стратегию, ориентируясь в основном на то, чего она ждет от деятельности персонала.
1.2 Основные этапы формирования стратегии управления персоналом организации
Формирование стратегии
Шаг 1. Этап является подготовительным
и состоит в решении ряда задач:
- уяснение общей
- анализ информации о персонале компании
и его квалификации;
- четкое выделение
- обоснование роли персонала в решении
стратегически важных задач;
- поиск навыков, необходимых для реализации
новой стратегии.
Шаг 2. Необходимо сформулировать миссию компании или заявление о намерениях применительно к человеческой составляющей организации, а также выяснить, как можно заинтересовать персонал и какую систему ценностей можно предложить.
Шаг 3. Анализ внутренней среды организации. Часто на этой стадии применяют SWOT-анализ, так как это несложный, но эффективный метод выявления сильных и слабых сторон бизнеса. Важно сконцентрироваться на сильных и слабых сторонах персонала компании, рассмотреть имеющиеся проблемы с квалификацией и потенциальными возможностями работников, проанализировать знания в таких областях, как: руководство проектами, информационные технологии, финансы, маркетинг, продажи и юридические вопросы. Осуществляется тщательное исследование внешнего окружения и рыночной ситуации, выделяются благоприятные возможности и опасности, относящиеся к персоналу, определяется степень влияния, которое он может оказывать на деятельность компании.
Информация о работе Стратегическое управление персоналом организации