Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:22, курсовая работа
По данным обследования, проведенного ЦЭМИ РАН в 2007 г., развитие стратегических процессов на российских предприятиях находится в активной фазе: ненужной разработку стратегии считают только 12% предприятий, ведут разработку 57% предприятий, планируют начать - 30%. В рамках общеорганизационной стратегии предпринимаются попытки представить и кадровую стратегию. По результатам проведенного мониторинга кадровых служб 190 предприятий и организаций Омска стратегия управления персоналом существует у 44% предприятий, что составляет почти 90% предприятий, разрабатывающих общую стратегию, и только 4% предприятий считают ее разработку нецелесообразной1.
Введение ………………………….…….…………………………………………3
1. Стратегия управления персоналом: основные понятия и классификация……………………………………………………………5
1.1. Эволюция взглядов и формирование понятий…….…………………..5
1.2. Классификация стратегий управления персоналом…………………..9
2. Практические аспекты внедрения стратегий управления персоналом………………………………………………………………….17
2.1. Разработка и внедрение стратегии в системе управления персоналом…………………………………………………………………….17
2.2.Стратегические аспекты формирования и развития персонала
на примере производственных предприятий……………………..…………24
2.3. SWOT-анализ……………………………………………………………..27
3. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России…………………...……………………………….29
Заключение……………………………………………….………………………38
Список литературы……………
│Аналитическое,
концептуальное, критическое
мышление,│Разнообразие
│навыки
решения проблемных ситуаций
├─────────────────────────────
│Анализ
финансов и умение оценивать затраты
└─────────────────────────────
Оптимистичный сценарий. Этот сценарий также предполагает вовлечение внешних компаний в процесс управления персоналом компании, однако помимо консультационной работы HR-менеджеры будут выполнять также основную работу по руководству персоналом и будут нести ответственность за последствия своей руководящей деятельности. В основе управления персоналом лежат обучение и воспитание, так как именно человеческие ресурсы и знания руководства компании становятся ключевым фактором ее конкурентоспособности. Опираясь на профессиональные знания о природе человеческого поведения, HR-менеджеры смогут адекватно реагировать на очередные действия конкурентов. Главная идея такого подхода заключается в том, что менеджер XXI века должен быть лидером, чтобы эффективно управлять персоналом.
Исследование Общества планирования человеческих ресурсов позволило выявить, какие качества HR-менеджеров будут самыми важными в будущем. Ниже приведены отличия 7 качественных характеристик менеджеров конца XX в. и менеджеров XXI в.
Таким образом, менеджер по персоналу XXI века должен уметь увлекать своими идеями, а для этого необходимо приобрести специальные знания, основанных на достижениях науки, должен уметь консультировать сотрудников, помогать в решении их проблем, должен обладать способностью предвидения и лидерства, привлекать своих сотрудников новыми идеями.
Разумеется, от сотрудников тоже ожидается иное отношение к делу: творческий, а не исполнительский подход к работе; способность и желание обсуждать проблемы, выходящие за рамки своей работы.
В свою очередь, заслуженный деятель науки Российской Федерации Ю.М. Осипов предлагает позитивный и негативный сценарии развития российской экономики в условиях дальнейшей глобализации, обусловленной также развитием электронной экономики, что непременно отразится на управлении человеческим капиталом.
Согласно негативному сценарию, в результате формирования тоталитарной электронной экономики в деловом мире будут господствовать предприниматели типа "акул", связанные с коррумпированными чиновниками всех уровней. В таком случае кадровая стратегия будет носить жесткий характер, работники будут восприниматься руководством как бесправные работополучатели.
Оптимистичный сценарий основан на идее антиглобализма, которая может привести к формированию такого типа экономики, которая будет базироваться на принципах устойчивого развития и индустриальной демократии. В России могут формироваться образованные предприниматели, умеющие разрабатывать эффективную стратегию развития предприятий. Они выработают кодекс предпринимательской этики, постепенно развивая новое для России нравственное предпринимательство, основанное на таких постулатах, как: признание ценности человеческой жизни; неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм; незыблемость демократических прав работников компании в обсуждении как повседневных, так и стратегических задач развития организации.
Нравственное предпринимательство предполагает также новые критерии эффективности, влияющие как на предпринимательскую деятельность отдельного работника или коллектива, так и на окружающую среду и общество. Реализация второго сценария создает основу для технологического развития страны, обусловленного становлением информационного общества. В результате произойдет движение к обществу с творческим содержанием деятельности, что приведет к модификации подходов к управлению персоналом.
Успех такого оптимистичного прогноза для России вполне возможен согласно опросу, проведенному Pri-cewaterhouse Coopers в рамках 10-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (10th Annual Global CEO Survey). В результате опроса выяснилось, что, по мнению лишь 45% российских топ-менеджеров, глобализация полезна как для развитых, так и для развивающихся стран. В целом по миру этот показатель составил 73%, а в США - 89%. Эти показатели свидетельствуют о том, что в отличие от своих западных коллег, российские предприниматели отрицательно относятся к глобализации, и оптимистичный сценарий развития наиболее актуален для России.24
Для России, как в настоящее время, так и в ближайшем будущем характерно более пристальное внимание компаний к следующим областям управления персоналом:
Вознаграждение высшего руководства, включая долгосрочный элемент мотивации, объединяющий интересы акционеров и менеджеров;
Стратегия управления персоналом;
Внедрение системного подхода к оплате труда, повышение эффективности систем оплаты;
Разработка пенсионных программ.
Реинжиниринг бизнеса в России предполагает не только наличие воли у руководителей, но и желание сотрудников активно участвовать в преобразованиях. Однако, в современных условиях России такие преобразования наталкиваются натри основных препятствия:
Отсутствие финансовых средств у предприятия для инвестиций в намечаемые структурные и кадровые преобразования.
Отсутствие у работников желания участвовать в реализации качественных преобразований из-за неверия в добрые намерения руководства, а частично из-за недостаточной квалификации оставшихся на производстве работников.
Отсутствие
воли руководства предприятия к
проведению радикальных преобразований
в условиях непредсказуемости
Говоря о перспективах развития стратегического управления персоналом в России, следует отметить влияние на данный процесс объективных и субъективных факторов:
К объективным факторам относятся преобразования на макроуровне.
Дальнейшее развитие научного менеджмента в России связано с ответом на следующие вопросы:
Будет ли Россия формироваться как социально направленное государство?
Реализуется ли протекционистская политика, защищающая отечественного производителя?
Сформируется ли национальная идея развития общества с учетом его менталитета.26
В
России должна создаваться система
мотивации труда, как набор стимулов,
соответствующих социально-
В
настоящее время
При формировании предпосылок развития управления персоналом России в будущем в правильном направлении важную роль сыграют субъективные факторы. К таким факторам относятся готовность менеджеров и сотрудников работать по-новому в условиях непрерывных инновационных процессов, интенсивность развития которых зависит от государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики. России необходимо создать благоприятные условия для научных исследований и НТП. Это может привести к формированию новых установок для менеджеров и сотрудников, необходимых для стратегического управления персоналом.
Прогнозы специалистов о перспективах развития управления персоналом в России основываются на особенностях управления персоналом, которые имеют место в стране, а также тенденциях развития управления персоналом в мире в ближайшем будущем.
Утверждение понимания ценности человеческих ресурсов компании. Накопление опыта работы в условиях рынка, повышение управленческой и коммерческой компетентности руководителей приводит к росту понимания ценности человеческих ресурсов. Сильный кадровый состав обеспечивает успех компаний, слабые кадры ведут бизнес к краху.
Готовность предприятий вкладывать силы и средства в создание и умножение своего человеческого капитала. Имеется явная тенденция к увеличению расходов компаний на привлечение и обучение персонала, оценку работающих сотрудников, укрепление кадровых служб компаний.
Формирование и развитие рынок труда. Возрастает понимание ценности хорошего профильного образования. И все активнее становится конкуренция между компаниями в найме наиболее квалифицированных работников.
Образование также создает важные предпосылки для развития в России стратегического подхода к управлению персоналом в условиях эффективной корпоративной культуры. В этом случае деятельность менеджера представляет комбинацию трех элементов: ремесленной работы (то, чему можно научиться), пассионарности менеджера (способность жертвовать собой ради достижения целей организации - этому нельзя научиться) и культурной традиции.
Особое внимание будет уделяться изучению влияния новых подходов к управлению персоналом российских компаний на результаты работы сотрудника, подразделения и организации в целом.
Старение рабочей силы. Одной из основных угроз для развития бизнеса российские и западные руководители считают нехватку рабочей силы с необходимой квалификацией (данной проблемой обеспокоены 76% российских руководителей и 72% руководителей в среднем по миру).
Нехватка
специалистов высокого уровня на самом
деле является одной из острых проблем
на рынке труда. Рассмотрим некоторые
особенности рынка труда
Развитие рынка HR-аутсорсинга, лизинга и аутстаффинга персонала. На данный процесс особо влияет создание совместных компаний с западными партнерами, что позволит перенять их опыт и технологии менеджмента.
Переход к горизонтальным, или как принято называть, к "плоским" структурам управления является еще одним направлением развития менеджмента в России.
Внедрение
новых технологий. Информационные технологии
применяются практически в
Совершенствование системы стимулирования. Данный процесс представляет большой интерес для российских компаний. При этом нужно сначала выяснить, какие методы стимулирования являются наиболее популярными в российских компаниях, и какие из них являются наиболее действенными. С этой целью еще в 2002 г. было проведено совместное исследование журнала "Управление персоналом" и Центра управленческого консультирования. В ходе исследования были опрошены руководители, HR-менеджеры 100 компаний в пределах Санкт-Петербурга.28
Информация о работе Стратегическое управление персоналом организации