Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:22, курсовая работа
По данным обследования, проведенного ЦЭМИ РАН в 2007 г., развитие стратегических процессов на российских предприятиях находится в активной фазе: ненужной разработку стратегии считают только 12% предприятий, ведут разработку 57% предприятий, планируют начать - 30%. В рамках общеорганизационной стратегии предпринимаются попытки представить и кадровую стратегию. По результатам проведенного мониторинга кадровых служб 190 предприятий и организаций Омска стратегия управления персоналом существует у 44% предприятий, что составляет почти 90% предприятий, разрабатывающих общую стратегию, и только 4% предприятий считают ее разработку нецелесообразной1.
Введение ………………………….…….…………………………………………3
1. Стратегия управления персоналом: основные понятия и классификация……………………………………………………………5
1.1. Эволюция взглядов и формирование понятий…….…………………..5
1.2. Классификация стратегий управления персоналом…………………..9
2. Практические аспекты внедрения стратегий управления персоналом………………………………………………………………….17
2.1. Разработка и внедрение стратегии в системе управления персоналом…………………………………………………………………….17
2.2.Стратегические аспекты формирования и развития персонала
на примере производственных предприятий……………………..…………24
2.3. SWOT-анализ……………………………………………………………..27
3. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России…………………...……………………………….29
Заключение……………………………………………….………………………38
Список литературы……………
Стратегия развития персонала - это задача первых лиц компании. Обратите внимание, что в нее не входят такие процессы, как определение оптимальной численности персонала и уровня заработной платы (задача финансового отдела), а также составление правил и принципов работы персонала и контроль над их выполнением (задача HR-отдела). Компании без четкой стратегии рискуют проводить программы, которые не соответствуют общим бизнес-целям. К примеру, одна крупная западная компания в сфере производства и продажи товаров массового потребления запустила передовую систему управления персоналом, которая не была связана с бизнес-стратегией или хотя бы с текущими показателями деятельности. Ознакомление с этой системой заняло у сотрудников достаточно много сил и времени, но никакой отдачи от ее внедрения компания не получила.
В итоге, вместо того чтобы опередить конкурентов, организация довольно сильно отстала от них. И напротив, стратегия развития персонала может объединить компанию, обеспечить возврат от вложений в персонал и повысить результативность бизнеса. Например, она помогла одной из крупнейших западных страховых компаний унифицировать работу разных подразделений. В ходе внедрения стратегии развития персонала подразделения выявили общие приоритеты и поняли необходимость обучения персонала по единой схеме.
А. Значительные изменения в бизнес-стратегии. Если планируются существенные изменения в процессе производства, клиентской политике или продажах, может оказаться, что уровень развития персонала не соответствует новым задачам. В этом случае тщательно продуманная кадровая стратегия даст возможность привлечь новые ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
В.
Крупное слияние или
С. Наличие значительных проблем в области управления персоналом. Иногда в бизнесе не происходит важных изменений, но такие проблемы, как высокий уровень текучести кадров, неотработанная процедура привлечения сотрудников с необходимыми навыками или очень низкая продуктивность труда, подвергают риску успех в бизнесе.
D.
Необходимость занять
Стратегия развития персонала не является необходимой в следующих случаях.
А. Стремление скопировать удачные бизнес-модели. Стратегия развития персонала по определению не является подражанием удачному опыту других компаний. Она должна быть связана с бизнес-требованиями и целями каждой конкретной организации.
В. Конфликт приоритетов. Иногда компании сталкиваются с противоречащими друг другу приоритетами. Если топ-менеджеры не способны придерживаться всех их одновременно, стратегия развития персонала не будет эффективной. Одна крупная корпорация попыталась внедрить стратегию развития персонала во время значительной реорганизации. Топ-менеджмент не сумел сконцентрироваться одновременно на двух задачах. В таких условиях создавать стратегию развития персонала было бессмысленно - никто не знал, какая цель в итоге окажется главной.
С. Проблемы в HR-отделе. Стратегию развития персонала нельзя рассматривать как решение проблем неправильно функционирующего HR-отдела. Если его штат слишком велик, сотрудники медленно работают или не понимают сути происходящего в компании, то обычно достаточно тактических мер.
Рисунок
1 показывает, что удачная стратегия развития
персонала основывается на четырех краеугольных
принципах16.
┌─────────────────┬───────────
│
│ ───────────► │
│ Связь с │ Определение │ Управление │
│бизнес-стратегией│
├─────────────────┼───────────
│▲ Определение │Цикл стратегии│ Определение │ │
││ приоритетных │ развития │ мотивации │ │
││ путей развития │
├─────────────────┼───────────
│ Выявление │ Отслеживание │Имидж компании │
│ приоритетных │ тенденций на │как работодателя│
│ направлений │ рынке труда │ │
│ инвестирования │ ◄─────────
│ в персонал │ │ │
└─────────────────┴───────────
Рис. 1. Четыре принципа удачной стратегии развития персонала
Первый
шаг включает в себя проверку каждого
пункта и направления в бизнес-
К примеру, компания Nationwide несколько лет назад пересмотрела стратегию планирования бизнеса. Стратегия развития персонала теперь видоизменяется вместе с бизнес-стратегией. Бизнес-стратегия обозначает основные ориентиры в развитии персонала, а стратегия развития персонала регламентирует, кто из сотрудников участвует в реализации планов компании.
Этот шаг включает в себя сравнение существующего и требуемого для реализации бизнес-стратегии "пула" талантов. Вместо того чтобы реагировать на тенденции на рынке труда (такие как дефицит или профицит рабочей силы), компания планирует, какой персонал (по типу и численности) необходим для реализации бизнес-стратегии. На этом этапе также исследуются общие тенденции кадровой структуры компании, включающие такие показатели, как текучесть, рекрутинговая активность, количество сотрудников пенсионного возраста и так далее. Все эти данные в дальнейшем применяются для совершенствования системы подбора, обучения, распределения функций между сотрудниками и подразделениями - то есть создания сбалансированного "пула" рабочей силы.
Это не то же самое, что обычное планирование кадрового резерва, которое предусматривает ориентацию на каждого перспективного сотрудника в отдельности. Анализ сбалансированного "пула" талантов позволяет выделить ключевые типы сотрудников, наличие которых в организации необходимо для ее дальнейшего развития. После этого определяется, какие программы развития талантов должны быть расширены, а какие, напротив, сокращены.
Компания Avon внедряла бизнес-план под руководством нового генерального директора. Компания разработала схему, связывающую его с планом развития персонала. Схема плана развития персонала была в основном ориентирована на "пул" талантов, в частности на развитие лидерских качеств сотрудников. Изначальное предположение состояло в том, что новый бизнес-план позволит увидеть пробелы в программах развития перспективных специалистов. Выявление пробелов и их восполнение производилось систематически, регион за регионом. Первый успех пришел из европейского подразделения Avon, после чего дальнейшее внедрение плана было скорректировано в соответствии с удачным опытом. Наряду с этим, в Avon была введена система ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI) для оценки результативности внедрения плана развития персонала17.
Компании,
составляющие стратегию развития персонала,
должны ответить на вопрос о собственном
позиционировании в глазах персонала
и соискателей. Это поможет им привлекать,
удерживать и мотивировать нужных сотрудников.
Нельзя путать создание характерного
имиджа компании как работодателя с построением
конкурентоспособной компенсационной
политики (приведение зарплат и премий
в соответствие со средним по рынку) - это
два разных процесса, хотя многие компании
часто подменяют первое вторым. Стратегия
развития персонала помогает компании
понять, чем она отличается от других игроков
рынка, и выявить свои конкурентные преимущества.
В
компаниях, занимающих верхние строчки
в рейтингах наиболее привлекательных
работодателей, обычно хорошо отработаны
все приведенные выше составляющие.
Иногда особое внимание при привлечении
персонала уделяется одному-
К примеру, положительный имидж Duke University для соискателей объясняется в том числе его политикой в области медицинского страхования - в случае болезни сотрудников их помещают в одну из трех больниц при университете. Создание имиджа социально-ориентированной организации стало одним из первых действий новой управляющей команды.
На этом этапе объединяются бизнес-стратегия, анализ "пула" талантов и построение имиджа компании как работодателя. Далее выбираются направления инвестирования в персонал. К примеру, одна компания решила сильно уменьшить вложения в тренинговые программы, когда выяснилось, что уровень знаний и навыков персонала почти полностью соответствует требуемому. Освободившиеся средства были направлены на увеличение премий и льгот, чтобы удержать нужных компании сотрудников19.
Успех
внедрения стратегии развития персонала,
как и любого глобального преобразования,
зависит от того, насколько хорошо
он проработан с тактической точки
зрения. Основная работа по внедрению
стратегии выполняется специализированными
кроссфункциональными командами, а организационный
комитет, состоящий из топ-менеджеров,
оценивает эффективность и своевременность
выполнения поставленных задач. К этому
процессу также можно привлекать HR-менеджеров,
но во главе разработки и реализации стратегии
все равно обязательно должны стоять первые
лица компании.
2.2.
Стратегические аспекты
формирования и развития
персонала
на примере производственных
предприятий
Одной
из важнейших функций
В рамках комплексного исследования деятельности кадровых служб автором проведен анализ состава и структуры персонала представительной группы производственных предприятий. В выборку были включены предприятия города Твери и Тверской области, относящиеся к машиностроению, полиграфической и швейной отраслям промышленности.
В течение анализируемого периода (2000 г. - 2005 г.) существенных изменений в соотношении долей работников основного (около 98%) и работников неосновного видов деятельности (около 2%) не выявлено. При этом следует отметить, что такая категория работников основного виды деятельности, как "ученики" исчезает вовсе. Предприятия нацелены сегодня на производственное обучение персонала, поэтому не имеющие профессиональной подготовки лица зачисляются в штат сразу как работники предприятия (чаще рабочие), и проходят непосредственное обучение без отрыва от производства20.
Информация о работе Стратегическое управление персоналом организации