Стратегическое управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления коммерческой деятельностью предприятия, а затем выбрать стратегию предприятия для осуществления успешного предпринимательства.
Задачи работы автор видит в рассмотрении таких вопросов:
как понимать стратегическое управление,
каковы его сущность и содержание;
что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы для процесса выбора стратегии предприятия
1.1 Понятие, сущность и виды стратегий организации и стратегического планирования
1.2 Классификация стратегий по М. Портеру
2. Характеристика ОАО «ХК «Энергомаш-Строй»
2.1 Миссия и цели предприятия
2.2 Анализ деятельности предприятия
2.3 Анализ внешней коммерческой среды
2.4 Анализ внутренней среды предприятия
3. Диагностика проблем
4. Принятие стратегических решений
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 423.65 Кб (Скачать)
 

     На  основе таблицы 10 построим матрицу  SWOT – анализа, которая представляет собой парные комбинации рассматриваемых составляющих: 

 

      Таблица 11- матрица SWOT – анализа.

Внешняя среда 
 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя  среда

Возможности: Угрозы:
  1. выход на новый рынок товаров и услуг
  2. расширение сферы услуг предприятия
  3. совершенствование технологии производства связанного с НТП
  4. снижение цен на товар
  5. появление новых поставщиков
  6. помощи со стороны правительства
  7. повышение квалификации персонала
  8. появление новых потребителей в связи с расширением границ сбыта
  9. изменения в рекламе
  1. изменения предпочтений покупателя
  2. появления новых конкурентов
  3. повышение налогов
  4. рост безработицы
  5. сбои в поставках сырья
  6. появление нового товара у конкурента
  7. переход персонала к фирмам-конкурентам.
  8. ужесточение внешнеторговых барьеров
Сильные стороны: Кроме того: Однако:
1. наличие  передовой технологии

2. внедрена  система контроля качества продукции

3. высокое  качество продукции

4. партнерство  с надежными поставщиками

5. устойчивое  финансовое положение 

6. значительная  часть коллектива имеет большой  стаж работы

7. невысокая  текучесть кадров

1 кроме того 7

3 кроме  того 3

3 кроме  того 4

4 кроме  того 8

5 кроме  того 6

1 однако 4

2 однако 3

3 однако 6

3 однако 1

5 однако 2

7 однако 7

Слабые  стороны: Но: К тому же:
1. большой  износ оборудования

2. нехватка  оборотных средств

3. неразвита  система поиска заказчиков

4. неопределенность  кадровой политики

5. нехватка  квалифицированного персонала

6. не  очень высокий уровень мотивации  труда

7. плохо  развита система стратегического  планирования

1 но 3

3 но 2

4 но 7

5 но 7

7 но 1

1 к тому же 5

2 к тому  же 3

3 к тому  же 6

5 к тому  же 7

7 к тому  же 2

 

     Проведя SWOT – анализ можно сделать вывод о том что несмотря на производственные неполадки в оборудовании, неразвита система поиска заказчиков, большое количество конкурентов и недостаточный контроль со стороны руководства– у данного предприятия есть все возможности для увеличения объемов выпускаемой продукции, улучшения качества продукции и выхода на новые рынки.

 

      3. Диагностика проблем

 

     Диагностика управления есть выявление проблем. В процессе диагностики определяют проблемы организации в конкретной управленческой области и причины  их возникновения.

     В ходе первичной «неглубокой» диагностики  системы управления объекта исследования – ОАО «ХК «Энергомаш-Строй»»  был выявлен ряд управленческих проблем.

     В соответствие с темой данной курсовой работы рассмотрим следующую проблему – несовершенство системы управления предприятием. Одним из таких методов  является дерево проблем ( рис. 4).

     Можно выделить следующие проблемы:

     0 – несовершенство системы управления  предприятием.

     1–  несовершенство кадровой политики.

     1.1–  неопределённость кадровой политики.

     1.2–нехватка  квалифицированного персонала.

     2.–  несовершенство организации управления.

     2.1.- невысокий уровень мотивации  труда.

     2.2 – плохо развита система стратегического  планирования.

     3. – несовершенство управления  производством.

     3.1. – большой износ оборудования.

     4.–несовершенство  маркетинга.

     4.1 –не развита система поиска  заказчиков.

     5. – несовершенство управлениями  финансами.

     5.1. – нехватка оборотных средств.

 

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4. Дерево проблем 

     После формирования проблемы необходимо найти  приоритетность, которую можно определить на основании «дерева проблем» и  с помощью других методов.

     Метод оценки приоритетов проблем позволяет  определить приоритет проблем с  точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) организации или ее управленческой подсистемы.

     Приоритеты  определяются при помощи соответствующей  таблицы экспертных оценок (таблица 11). Проблемы оцениваются по 10-бальной  системе. 

     Таблица 12-Экспертные оценки проблем

Проблемы  Важность  Неотложность  Тенденция развития
неопределённость  кадровой политики 5 5
нехватка  квалифицированного персонала 7 6
невысокий уровень мотивации труда 5 6
плохо развита система стратегического  планирования 10 10
большой износ оборудования 8 7  
не  развита система поиска заказчиков 9 8
нехватка  оборотных средств 5 3
 

     Все проблемы взаимосвязаны и решение  одной из них помогает легче решить другую.

     На  вопрос, какую проблему решать в  первую очередь, воспользуемся графом проблем. Использование этого метода начинается с построения матрицы  проблем (таблица 12), при помощи которой, используя экспертные оценки, определяются причинно-следственные связи между  проблемами. По горизонтали оценки показывают, каковы количественные зависимости  между причинами и следствиями. Оценивание будет производиться  по 5-бальной шкале. 

     Таблица 13-Матрица проблем

Проблема 1 2 3 4 5 6 7 Сумма причин
1. Неопределённость  кадровой политики       3       3
2. Нехватка  квалифицированного персонала 4   4 3       11
3. Невысокий  уровень мотивации труда 3 1   3     1 8
4. Плохо  развита система стратегического  планирования 1 5 3         9
5. Большой  износ оборудования       4     5 9
6. Не  развита система поиска заказчиков   4 4 4       12
7. Нехватка  оборотных средств   2   4   3   9
Сумма следствий 8 12 11 21 0 3 6  
 

 

      Проанализируем полученные результаты и построим Граф проблем 

     

     Рис.5. Граф проблем 

     Граф  проблем показывает, что в первую очередь надо добиться уменьшения влияние  проблем 4 и 2. Это окажет положительное  воздействие и на решение остальных  проблем. В последнюю очередь  можно решить проблемы 5 и 6.

 

      4. Принятие стратегических  решений

 

     Стратегическое  решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели. Руководитель заботится  не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанном и  проистекающим из него.

     Импульсом решения является необходимость  ликвидации, уменьшение актуальности или решения проблемы. Так, для  улучшения кадрового потенциала предприятия, руководитель должен определить наиболее важные критерии с точки  зрения их важности, значимости для  предприятия.

     Существует  множество проблем и методов  принятия решений, методов их оптимизации.

     Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимизационное решение – это  выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное  из всех альтернативных вариантов решения.

     В перспективе наше предприятие планирует  использовать стратегию развития рынка, увеличить объем продаж имеющихся  товаров на существующих рынках, что  в конечном итоге будет способствовать развитию производства. Этого можно  достичь различными способами: развивая первичный спрос, увеличивая свою долю рынка, устанавливая контроль над конкурентами и их долей рынка, рационализируя рынок и т.п.

     Для достижения целей предприятия необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому руководители предприятия  должны в первую очередь ориентироваться  на оперативное управление, с помощью  которого оптимизируется структура  производственных факторов и всего  процесса производства, оценка его  эффективности производится по экономическому показателю, определяемому как соотношение  выпущенной продукции к затраченным  ресурсам.

     Главной задачей руководителей является организация и управление персоналом, что в конечном итоге должно приводить  к выполнению целей предприятия. При этом предприятие должно обеспечивать соответствующие структуры, регулировать отношения между работающими  и координировать процессы, необходимые  для выполнения поставленных задач. Управление персоналом включает личное и конкретное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов. Если все внутренние процессы, связанные с персоналом, будут управляться надлежащим образом, то у предприятия не возникнет  проблем с достижением заданий  по выпуску продукции, прибыли, доходам  и т.д. В качестве критерия успешности работы принимается повышение эффективности  предприятия за счет совершенствования  его человеческих ресурсов. Такой  подход требует разработки специальных  методов, позволяющих производить  оценку качества труда и выявлять внутренние процессы, которые требуют  принятия мер с целью повышения  производительности труда.

Информация о работе Стратегическое управление на предприятии