Стратегическое управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления коммерческой деятельностью предприятия, а затем выбрать стратегию предприятия для осуществления успешного предпринимательства.
Задачи работы автор видит в рассмотрении таких вопросов:
как понимать стратегическое управление,
каковы его сущность и содержание;
что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы для процесса выбора стратегии предприятия
1.1 Понятие, сущность и виды стратегий организации и стратегического планирования
1.2 Классификация стратегий по М. Портеру
2. Характеристика ОАО «ХК «Энергомаш-Строй»
2.1 Миссия и цели предприятия
2.2 Анализ деятельности предприятия
2.3 Анализ внешней коммерческой среды
2.4 Анализ внутренней среды предприятия
3. Диагностика проблем
4. Принятие стратегических решений
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 423.65 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г.ШУХОВА

Кафедра менеджмента и высшей экономической  деятельности 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

на тему: «Стратегическое управление на предприятии» 
 
 
 
 

Студентка: гр.ЭКд-21В

Н.В.Гребенникова

Руководитель: А.А.Шаповалов 
 
 
 
 
 
 

Белгород 2009

 

      Содержание 

Введение

1 Теоретические  основы для процесса выбора  стратегии предприятия

1.1 Понятие, сущность  и виды стратегий организации  и стратегического планирования 

1.2 Классификация  стратегий по М. Портеру 

2. Характеристика  ОАО «ХК «Энергомаш-Строй»

2.1 Миссия и  цели предприятия 

2.2 Анализ деятельности  предприятия 

2.3 Анализ внешней  коммерческой среды 

2.4 Анализ внутренней  среды предприятия 

3. Диагностика  проблем 

4. Принятие стратегических  решений 

Заключение

Библиографический список

 

      Введение

 

     Актуальность темы курсовой работы. «Стратегическое управление на предприятии» для российской экономики — новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

     До  перехода на рыночную экономику в  определенных организациях и предприятиях применялись современные по тому времени системы целевого управления (комплексные системы управления качеством продукции и др.), в  рамках которых осуществлялось оперативное  управление различными видами и областями  деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие  субъекты оказались вне стратегического  управления.

     Стратегическое  управление призвано расширить горизонты  предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность  своевременной ответной реакции  организации на те изменения, которые  происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в  научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

     Формирование  стратегии – это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения.

     Оказаться без стратегического управления — значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и  строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

     Практика  показывает, что те организации, которые  осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль  значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно  выбранная стратегия. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

     Основная  цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления коммерческой деятельностью предприятия, а затем выбрать стратегию предприятия для осуществления успешного предпринимательства.

     Задачи  работы автор видит в рассмотрении таких вопросов:

    • как понимать стратегическое управление,
    • каковы его сущность и содержание;
    • что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается;

     Теоретической и методической базой выступают  работы отечественных и зарубежных ученых в области практического  и теоретического стратегического  менеджмента.

     Объектом  исследования выступило предприятие ОАО «Холдинговая компания «ЭНЕРГОМАШ-СТРОЙ»», местонахождение Россия 308015, г. Белгород, ул. Везельская, 156. Период исследования 2006 – 2008 года.

     В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить сущность теории и подходы к вопросу стратегического управления на предприятии.
  2. Охарактеризовать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны .
  3. Проанализировать состояние внешней рыночной среды ОАО «ХК «Энергомаш-Строй», угрозы и возможности предостережения её .

     4. Предложить мероприятия по улучшению  ситуации в области.

     Теоретической и методологической базой работы являются :

     1. Олег Самуилович Виханский в своем учебнике “Стратегическое управление” от 2003 дает комплексное изложение теории стратегического менеджмента и освещает реализацию управления, выработку и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: сфере развития и поведения во внешней среде, сфере создаваемого продукта, сфере персонала организации. Это, по-моему, лучшее пособие по данной теме, причем именно того автора, который написал первый в России учебник “Стратегическое управление”.

     2. Книга Ансоффа И. “Стратегическое управление”. В ней именитый американский ученый сформулировал саму суть стратегического менеджмента: “Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям.”[3, с.43] Также И. Ансофф выделяет два основных конечных продукта стратегического управления: обеспечение потенциала для достижения целей организации в будущем и создание подвижной структуры, обеспечивающей чувствительность организации к изменению во внешней среде.

     3. Акофф Р. в книге “Планирование будущего корпорации” систематизирует свои взгляды на управление в форме концепций интерактивного (основанного на взаимодействии) и партисипативного (участие всех заинтересованных лиц, групп, сил) планирования корпорации.

     Информационная  база предоставлена :

  1. Данными бухгалтерской отчётности и стат. Отчётности объекта исследования.
  2. Интернет ресурсами. Интерес представляет веб-страница www.smanagement.ru/. Сайт посвящен стратегическим вопросам развития бизнеса, рассмотрению всех моментов теории и применение их на практике.
 

 

    1.Теоретические  основы для процесса  выбора стратегии  предприятия

    1.1 Понятие, сущность  и виды стратегий  организации и  стратегического  планирования

 

     Стратегия организации - это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в  определенной степени воплощает  в себе модель управления организацией, следовательно, формирует наш образ  мышления.

     Стратегия – это собирательное понятие; объединяющее различные аспекты  деятельности компании и находящее  свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации; комплекс мероприятий по достижению, намеченных целей, уточненных через правила  и процедуры. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

     Наиболее  распространенные выверенные практикой  общие стратегии развития бизнеса  представлены в работах Ф. Котлера  и группы ученых-практиков в составе  Мескона М.Х., Альберата М. и Хедоури  Ф. Они объединяют различные подходы  к росту фирмы и связаны  с изменением одного или нескольких нижеследующих элементов: продукт; рынок; отрасль; положение фирмы  внутри отрасли; технологии.

     Среди общих стратегий развития фирмы  выделяют: стратегия ограниченного  роста или стабильность.

     Для стратегии ограниченного роста  характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом изменяющихся условий (например, инфляции). Стратегия  ограниченного роста применяется  в зрелых отраслях промышленности со статичной (стабильной) технологией, когда  организация в целом удовлетворена  своим положением. Если руководство  в основном удовлетворено положением фирмы, то очевидно, в перспективе  оно будет придерживаться той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действий.

     Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного роста уровня краткосрочных  и долгосрочных показателей над  предыдущим периодами. Эту стратегию  выбирают организации, относящиеся  к динамично развивающимся отраслям с быстроменяющимися технологиями. В состав этой стратегии входят несколько  групп стратегий:

     - Стратегии концентрированного роста.  В эту группу попадают те  стратегии, которые связаны с  изменением продукта и/или рынка,  или затрагивают другие элементы. Фирмы пытаются улучшить пытаются  улучшить свой продукт или  произвести новый. Не изменяя  при этом отрасли, фирма только  ищет вариант улучшения своего  положения на существующем рынке.  Многие покидают рынок. Конкретными  видами данной стратегии являются:

     - стратегия усиления позиций на  данном рынке; 

     - стратегия развития рынка; 

     - стратегия развития продукта.

     - Стратегии интеграционного роста. 

     К ним относят такие стратегии  бизнеса, которые связаны с расширением  фирмы путем добавления новых  структур. Обычно фирма прибегает  к осуществлению данных стратегий, когда она находится в сильном  бизнесе, не может осуществить стратегии  концентрированного роста и в  то же время интеграционный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Выделяют 2 типа стратегий интеграционного  роста: стратегия обратной вертикальной интеграции (с поставщиками) и стратегия  вперед идущей вертикальной интеграции.

     - Стратегии диверсификационного  роста. Реализуется в случае, когда  фирма не развиваться на данном  рынке с данным продуктом в  рамках данной отрасли. Основные  стратегии данной группы:

     -стратегия  концентрированной диверсификации. Базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые имеются в существующем бизнесе; - стратегия горизонтальной диверсификации. Включает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции и требует новой технологии, отличной от используемой;

     - стратегия конгломератной диверсификации. При этой стратегии фирма расширяется  за счет производства технологически  не связанных с уже производимыми  продуктами новых продуктов, которые  реализуются на новых для фирмы  рынках.

     - Стратегии сокращения фирмы. Она  реализуется обычно тогда, когда  фирма нуждается в перегруппировке  сил после длительного периода  роста или в связи с необходимостью  повышения операционной эффективности,  когда наблюдаются спады и  кардинальные изменения в экономике  (например, структурная технологическая  перестройка). К стратегии сокращения  прибегают тогда, когда показатели  деятельности организации приобретают  устойчивую тенденцию к ухудшению  и никакие меры не изменяют  этой тенденции. В рамках данных  стратегий выделяют следующие  варианты поведения:

     - Стратегия ликвидации. Это наиболее  радикальный вариант, когда распродаются  активы предприятия, выплачиваются  долги по кредитам и займам  и производятся расчеты с акционерами. 

     - Стратегия отсечения лишнего  и стратегия отделения. Это  стратегия направлена на «сброс»  убыточных малорентабельных подразделений  и повышения за счет этого  общей эффективности и прибыльности.

     - Стратегия разворота (переориентация  и сокращение). При застойной экономике  многие фирмы считают необходимым  сократить часть своей деятельности  в попытке получить дополнительную  прибыль. К такой стратегии  прибегают, когда технико-экономические  и финансовые показатели продолжают  ухудшаться и необходимо спасать  организацию. 

Информация о работе Стратегическое управление на предприятии