Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:23, контрольная работа
Прежде чем рассматривать стратегическое планирование, проанализируем планирование в целом.
Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Эта обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления
Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов
Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.
Первый этап- прогнозирование. Под прогнозирование понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определённого круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используется три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).
1.1Основные этапы планирования
1.2Сущность стратегического планирования
1.3Миссия и цели предприятия
2.1Анализ внешней среды
2.2Анализ сильных и слабых сторон
2.3Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии
Заключение
Список использованной литературы
Для того чтобы справляться с угрозами и использовать существующие возможности, недостаточно просто знать о них. Если предприятие знает об угрозе, но не противостоит ей, оно может потерпеть поражение на рынке. С другой стороны, предприятие может владеть информацией о новых возможностях, но не иметь ресурсов для их реализации.
SWOT - анализ предусматривает
интерактивное использование
В верхней части матрицы выделяются два раздела (возможности и угрозы), а на пересечении этих разделов образуются четыре поля для дальнейшего исследования:
«СИВ» (сила и возможности);
«СИУ» (сила и угрозы);
«СЛВ» (слабость и возможности);
«СЛУ» (слабость и угрозы).
Все соответствующие
записи вносятся в эти поля в качестве
предложений в результате анализа
взаимодействия вышеперечисленных
характеристик. Их матрицы видно, что
наиболее благоприятные возможности
существования предприятия
Поле «СИУ»
предполагает наличие возможностей
использования сил предприятия
для устранения угроз. Поле «СЛУ» - самое
опасное для предприятия. Для
него характерны слабость позиции предприятия
и опасность надвигающейся
Менеджер должен
знать, что возможности и угрозы
могут переходить в свою противоположность.
Так, неиспользованные возможности
предприятия могут стать
На основе поставленной миссии сделаем анализ внешней среды
«Банковского сервиса».
Сильные стороны:
-конкурентоспособность
-разнообразие и качество ассортимента товара
-проводим рыночное
исследование и разработку
-предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
-эффективный сбыт, реклама и продвижение товара
-прибыльность
-хорошие условия труда для работников
-стабильная заработная плата
Слабые стороны:
-нестабильность валюты
-падение уровня доходов населения.
-нестабильность
транспортных перевозок.
2.3 Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии
После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать. На этом этапе руководство уже ответило на вопрос: «Каким делом занимаемся?» и теперь готово заниматься вопросами: «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из точки, где находимся сейчас, в точку, где мы хотим быть?»
Процесс выбора
стратегии состоит из этапов разработки,
доводки и анализа или оценки.
На первом этапе создаются стратегии,
которые позволяют достичь
Стратегические
зоны хозяйствования (СЗХ) - отдельный
сегмент окружения компании, на который
она имеет или хочет получить
выход. Параметрами выделения СЗХ
из внешней среды компании являются:
определенная потребность (например, потребность
в пище или одежде); технология, посредством
которой эта потребность может
быть удовлетворена. Так, потребность
в пище может быть удовлетворена
использованием технологий агропромышленной
и перерабатывающей промышленности,
а также вспомогательных
география потребности
(рассматривается с точки
Одна и та
же потребность может быть удовлетворена
при различных технологиях
Говоря о правильном выборе стратегии, следует отметить, что важной задачей стратегического управления является определение пропорций и темпов свертывание одного производства и развития другого производства. Предприятие может перейти из одной зоны хозяйствования в другую.
Анализ стратегических альтернатив. Оценка стратегии.
В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов.
Ограниченный рост. Стратегической альтернативой, которой придерживается большинство организаций, является ограниченный рост. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением. Организации выбирают такую альтернативу потому, что это самый легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Руководство, в общем-то, не любит перемен. Если фирма была прибыльной в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, то, скорее всего, она будет следовать этой стратегии и впредь.
Рост. Стратегия
роста осуществляется путем ежегодного
значительного повышения уровня
краткосрочных и долгосрочных целей
над уровнем показателей
Стратегия роста
является второй, наиболее часто выбираемой
альтернативой. Она применяется
в динамично развивающихся
Внутренний рост
может произойти путем
Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов:
Ликвидация. Наиболее
радикальным вариантом
Сокращение и
переориентация. При застойной экономике
многие фирмы считают необходимым
сократить часть своей
К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
Сочетание. Эта стратегия представляет собой сочетание любой из трех упомянутых стратегий: ограниченного роста, роста и сокращения. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, скорее всего, придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбор стратегии.
После того как руководство рассмотрит
имеющиеся стратегические альтернативы,
оно обращается к конкретной стратегии.
Целью является выбор стратегической
альтернативы, которая максимально
повысит долгосрочную эффективность
организации. Хотя выбор общей стратегии
представляет собой как право, так
и обязанность высшего
Риск. Какой уровень
риска руководство считает
Риск является фактом жизни компании, но высокая степень риска может разрушить её.
Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.
Реакция на владельцев. Весьма часто владельцы акций ограничивают гибкость руководства при выборе конкретной стратегической альтернативы.
Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче организации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации.
Выбор стратегии является центральным моментом стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов.
Как правило, выбор
стратегии зависит от стартовых
позиций предприятия
Известно несколько моделей выбора стратегической позиции. Все они основаны на оценке будущего состояния СЗХ по двум простым- или комплексным параметрам (Y,X) и определении позиций на СЗХ основе распределения их параметров в ячейках матрицы 2x2, 3x3 и 4x4. Наиболее распространенными являются модели оценки выбора стратегической позиции, представленные в таблице .
Модель оценки выбора стратегической позиции
Модель
оценки
выбора стратегической позиции |
Y | X | |
Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) 2x2 | Рост объёма спроса | Доля рынка по сравнению с долей ведущего конкурента | |
Матрица General Electric - McKinzy2x2 или3x3 | Привлекательность СЗХ | Позиции фирмы в конкуренции | |
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии