Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем рассматривать стратегическое планирование, проанализируем планирование в целом.
Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Эта обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления
Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов
Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.
Первый этап- прогнозирование. Под прогнозирование понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определённого круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используется три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).

Содержание

1.1Основные этапы планирования
1.2Сущность стратегического планирования
1.3Миссия и цели предприятия
2.1Анализ внешней среды
2.2Анализ сильных и слабых сторон
2.3Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word2.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

Формирование  миссии присуще высокоразвитому  бизнесу. Предпочтительным считается  сочетание короткого лозунга, определяющего  основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом  миссии, включающим все перечисленные  пункты.

Ф.Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, сформировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

- состояние среды обитания предприятия;

- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

- Отличительные особенности, которыми обладает предприятие.

Часто при написании  положения о миссии составляется сопровождающая его расшифровка. В  ней должны быть отражены такие характеристики предприятия, сфера деятельности предприятия, философия предприятия, возможности  и способы осуществления деятельности предприятия.Одним из наиболее ответственных моментов в процессе планирования деятельности предприятия является выбор цели. Именно в соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития предприятия, разрабатываются прогнозы и планы действий, происходит оценка результатов принятых решений и предпринятых действий. Цель- основа, ось, стержень, вокруг которого формируется вся управленческая деятельность. Существует множество определений цели. Ограничимся одним.

Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организаций, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность

Существует несколько  типов целей. Различают долгосрочные и краткосрочные цели. В основе такого разделения лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Долгосрочные - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Разделение на краткосрочные и долгосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели различаются по содержанию. Это различие заключается в том, что для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Бывают ситуации, когда возникает необходимость установления между долгосрочными и краткосрочными целями среднесрочных целей. Цели предприятия подразделяются на экономические и неэкономические. Неэкономические цели - это, например, улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия и т.п. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (например, увеличение доходов) и качественные (например, достижение технологического превосходства). Для успешного функционирования и развития предприятия цели можно сгруппировать в важнейшие группы.

Материальные  цели (цели достижения определенных материальных результатов). К ним относится  будущая продуктово-рыночная программа предприятия, которую чаще называют просто «продуктовой программой». Материальные цели могут иметь также и стоимостное выражение. Материальные цели достигаются посредством реализации определенных мероприятий, получивших название целей- действий. (Цели-действия -специальные мероприятия, с помощью которых достигаются цели, необходимые для успешного функционирования и развития предприятия без привлечения ресурсов.)

Стоимостные (денежные) цели. К ним относятся ожидаемые в будущем финансовые результаты. Это могут быть, например, ценность капитала, расчетная и балансовая прибыль или отдельные компоненты этих финансовых результатов, например, поступления и выплаты, выручка от реализации продукции, издержки, затраты и доходы. К этим целям относят необходимый для существования предприятия уровень ликвидности и компоненты ликвидности (наличие оборотных средств, поступления и выплаты денежных средств). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями, например. Годовая прибыль и рентабельность.

Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей и целей - действий.

Социальные цели. Это так называемые гуманитарные цели - желаемые в будущем взаимоотношения  между людьми, как на самом предприятии, так и с общественностью вне  предприятия. Социальные цели обуславливают  модель поведения по отношению к  персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и во внешней среде. Частично это поведение закреплено законодательством. Социальные цели могут  быть как денежными, так и неденежными. Например, уровень доходов персонала, интересная работа, культура предприятия, идентификация работников с предприятием и его целями, имидж предприятия, защита окружающей среды и т.п.

Социальные цели достигаются через реализацию материальных, стоимостных целей и прочих целей-действий.

Предприятия в  настоящее время действуют в  условиях постоянных изменений внешней  и внутренней среды. Поэтому для  них очень важными становятся такие свойства предприятия, как  гибкость и приспособляемость, которые  следует рассматривать в качестве особых, лежащих в другой плоскости  рассмотрения, целей. Предприятие должно обязательно выяснить, могут ли все  первичные цели быть достигнуты непосредственно  как цели- действия или это требует предварительного проведения специальных целевых мероприятий с использованием ресурсов.

С точки зрения масштабности можно выделить экстремальные  и уровневые цели.

С точки зрения временного горизонта различают  цели, достигаемые на определенный момент (точечные цели), и цели, действующие в течение определенного периода (траекторные цели).

При конкурентной экономике все цели можно характеризовать  также в сравнении с целями предприятий-конкурентов как цели, обеспечивающие конкурентные преимущества.

Содержание, масштабность и временной горизонт целей верхнего уровня определяются в основном интересами высшего руководства предприятия. Особое значение имеет при этом их видение будущего. Это концентрированное выражение желаемого состояния предприятия в будущем, т.е. смысл его существования, высшие цели и уровень притязаний. Видение детализируется в дальнейшем в так называемой целевой картине предприятия, а также в принципах предприятия и принципах управления им.

Высшие цели, видения, целевая картина, принципы предприятия и принципы управления образуют предмет политики предприятия. Кроме вышеперечисленных целей, имеющих непосредственно важное значение для успешной деятельности предприятия, оно должно обязательно иметь также высшие цели.

К высшим целям  предприятия относятся жизненно важные, кардинальные ограничения (условия), определяемые законодательством и  общественным мнением, например: защита и улучшение окружающей среды;

применение прогрессивных (инновационных), но не вредных для  окружающей среды технологий;

сохранение социально-рыночной экономической системы для конкурентной экономики; обеспечение свободного демократического общественного строя.

Главная цель любого предприятия - успешное функционирование и развитие. Для этого необходимо соблюдение всех или большинства  внешних условий, что на практике означает некоторые добровольные ограничения.

Менеджеры и  собственники предприятия должны знать, что общество требует от них принятия ответственности за планируемые  и фактически совершенные действия, чтобы в свою очередь доверять и содействовать предприятиям.

Связи между  целями. На предприятии цели могут  быть взаимосвязаны по-разному. Различаются  вертикальные и горизонтальные связи  между целями. Вертикальные связи  между целями представляются в виде объективных соподчинений целей  разного уровня (соотношение целей  и средств). Цель более низкого  уровня является средством достижения цели более высокого уровня. Вертикальные связи позволяют формировать  иерархию целей в виде дерева целей.

Горизонтальное  разделение целей на главные и  дополнительные основано на субъективных оценках лиц, принимающих решения. Как по горизонтали, так и по вертикали  могут возникать дополнительные связи между целями, обусловленные  областью принятия соответствующих  решений. Цели могут находиться по отношению  одна к другой в состоянии взаимодополнения, идентичности, нейтральности, конкуренции и противоречия. Только если менеджер знает конкретную ситуацию принятия решения, он может установить характер связей между целями.

Менеджеры должны уметь преобразовывать высшие цели предприятия в операциональные подцели-задания для исполнителей, на базе которых затем формируются программы (цели-действия, комплексы задач). Разукрупнение целей должно проводиться по всем уровням в соответствии с действующей организационной структурой предприятия. Совокупность целей предприятия и их связей образует структуру целей предприятия, которая может быть представлена в виде дерева целей .

2. Процесс стратегического планирования на примере ОАО «Банковский сервис» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Анализ внешней  среды

Основные свойства внешней среды и их характеристика. Все факторы во внешней среде  тем или иным образом взаимосвязаны  и взаимодействуют друг с другом.

К основным свойствам  внешней среды относятся: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

Сложность характеризуется  определением трудозатрат материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку  требуемого количества элементов внешней  среды.

Выделяют три  уровня сложности: высокий, средний, низкий. Уровень сложности - величина субъективная для каждого организации. К снижению уровня сложности элементов внешней  среды для их обработки ведут  повышение квалификации персонала  и ресурсного содержания.

Объёмность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должны учитывать предприятия при разработке и реализации управленческих решений.

Выделяются три  уровня объёмности элементов внешней  среды, учитываемых в первую очередь: большая (7:10), средняя (4:6), малая (1:3).

Подвижность определяется скоростью искусственного или естественного  изменения или обновления значений параметров ее элементов.

Неопределенность  характеризуется неполнотой или  неточностью информации о текущем  и перспективном состоянии элементов  внешней среды, например информации о времени принятия новых законов  и их содержании. Неопределенность связана, прежде всего, с возможностью возникновения в ходе реализации проекта компании неблагоприятных  для нее ситуаций и последствий.

Коммуникабельность  характеризуется уровнем отношений  между компанией и внешней  средой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие, преимущественное противодействие.

Виды анализа  внешней среды. Сущность анализа  внешней среды состоит в систематическом  изучении и оценке контролируемых и  неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главная цель такого анализа - получение  необходимой планово - прогнозной информации, а дополнительная цель - выявление  сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.

Менеджер, занимаясь  анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что и анализ работы собственного предприятия. Используются различные виды анализа и комбинации: анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации - анализ фактов, или фактический анализ', анализ, проводимый на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее - анализ событий и отклонений. Анализ отклонений является частью процессов контроля;

анализ, проводимый на базе будущей информации - анализ планируемых показателей. Служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.

Анализ может  проводиться как в форме чистого  анализа фактов, так и в форме  причинно-следственного анализа, чаще всего при изучении отклонений.

Функционально - стоимостной анализ.

Объектом функционально-стоимостного анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы.

Этот анализ позволяет оптимизировать, с точки  зрения соотношения «затраты-результаты», выполнение процессов, требуемых для  разработки и производства того или  иного продукта. Для функционально' -стоимостного анализа необходима координация всех участвующих в решении проблемы подразделений предприятия, а последовательность шагов при стоимостном анализе соответствует этапам процесса принятия решения.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии