Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем рассматривать стратегическое планирование, проанализируем планирование в целом.
Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Эта обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления
Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов
Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.
Первый этап- прогнозирование. Под прогнозирование понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определённого круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используется три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).

Содержание

1.1Основные этапы планирования
1.2Сущность стратегического планирования
1.3Миссия и цели предприятия
2.1Анализ внешней среды
2.2Анализ сильных и слабых сторон
2.3Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word2.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

Содержание

1.1Основные этапы планирования

1.2Сущность стратегического  планирования

1.3Миссия и  цели предприятия

2.1Анализ внешней  среды

2.2Анализ сильных  и слабых сторон

2.3Анализ альтернатив,  выбор, реализация и оценка  стратегии

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Основные этапы  планирования

Прежде чем  рассматривать стратегическое планирование, проанализируем планирование в целом.

Планирование  - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Эта обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления

Цель  планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов

Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.

Первый этап- прогнозирование. Под прогнозирование понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определённого круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используется три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).

Второй этап - выяснение и выбор вариантов  развития. В практике управления весьма редкими являются ситуации, требующие единственно верного подхода. Поэтому менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, сравнить их с точки зрения доходности, а также с позиции требуемых ресурсов и выбрать наиболее подходящий вариант.

Третий этап- формулирование целей. На всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где это необходимо, где они облегчают процесс принятия решений).

Четвертый этап - разработка программы действий и  составление графика работ. Программа действий представляет собой намеченную и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление такой программы начинается с анализа тех или иных задач без чрезмерной детализации. Все подробности отрабатываются позднее и передаются для выполнения, как правило, линейным менеджерам. Чтобы программа была действенной, необходимо установить очевидность выполнения указанных задач. Причем нужно выделить из них те, которые должны получить временной приоритет в финансировании

Главное - временная  последовательность программы. Первый шаг -выявление объема наличного времени, которым располагает менеджер. Следующие шаги включают определение продолжительности каждого этапа.

Пятый этап - формирование бюджета (бюджетирование). Это очень важный этап, так как он включает стоимостную оценку программы и распределение всех ресурсов, в первую очередь, финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента предприятия.

Общие правила эффективного планирования:

Эффективное планирование обязательно должно начинаться сверху. Все планы должны быть скоординированы  и согласованы на уровне высшего  руководства. Но успех будет невозможным  без привлечения управленческого  персонала более низких уровней.

В планировании нельзя полагаться на случай. Ценность планирования заключается в наличии  систематического подхода к решению  проблем, в предупреждении трудностей завтрашнего дня, а также в  выявлении и использовании долговременных возможностей.

Для эффективного планирования нужна надежная информация. Часто в качестве плана прямо  предопределено качеством аналитических  предпосылок. Планирование и сбор информации тесно связаны между собой. Сравнение  фактических результатов с планами  прошлых лет служит .основой для разработки планов на следующий год, как без учета таких результатов любые планы будут бесполезны. Выполнение планов требует постоянного контроля, по необходимости - пересмотра и корректировки.

4. Для эффективного  планирования существенными являются  психологические факторы. Очень  важными и значимыми являются  контакты между управляющими  различного уровня, между руководством  и работниками предприятия. Нужно  стремиться к общению и взаимопониманию  между людьми как залогу успешного  планирования. 
 
 

1.2 Сущность стратегического  планирования

Стратегическое  планирование - составной элемент  стратегического управления. Обычно стратегическое планирование трактуется довольно широко. Рассматривается стратегическое управление как интегральный процесс  подготовки и принятия решений; формулировка целей и определенных путей их достижения; исследование последствий  уже принятых или принимаемых  решений; процесс разработки целей  и направлений их достижения и  т.п.Стратегическое планирование- процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления.

Стратегическое  планирование - адаптивный процесс, в  результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных  в виде планов, а также пересмотр  систем мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и  оценки происходящих изменений в  деятельности предприятия 

Стратегическое  планирование - система всего многообразия видов плановой деятельности на предприятии. Оно может быть долгосрочным, среднесрочным, оперативным и функциональным. Смыслом  стратегического планирования является процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития

Часто бывает так, что стратегическое планирования как  особая форма стратегического планирования ограничивается процессом разработки стратегии и формированием стратегической политики предприятия. Иногда формируется  политика приоритетов предприятия. Но в широком смысле стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки решений с определением конкретных путей их реализации.

Отличительной чертой стратегического планирования является, его гибкость, которая  обуславливается гибкостью плановых горизонтов. На определенный заранее  горизонт времени вырабатывается перспективная  политика. 
 
 
 
 
 

1.3 Миссия и цели  предприятия

Миссия - определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени .

Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы  поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.

Следует различать  широкое и узкое понимание  миссии. В широком понимании миссия рассматривается как констатация  философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия  Предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеривается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие  намеривается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может  меняться, например, со сменой собственника. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости  от глубины изменений, которые могут  происходить на предприятии и  в среде его функционирования.

В узком понимании  миссия - сформулированное утверждение  относительно того, для чего или  по какой причине существует предприятие, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования  предприятия, в котором проявляется  отличие данного предприятия  от ему подобных.

Положение о  миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение  о миссии - выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент  обязанности при достижении целей  предприятия, приводит к пониманию  и поддержке компании во внешней  среде в достижении ее целей.

Самым трудным  во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию  бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о  миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о  конкурентах и о других элементах  внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес: владелец предприятия;

ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в  бизнесе); сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия  и их роль в достижении этих целей;

поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного предприятия  и возможности своего воздействия;

потребители. Следует  помочь им понять, на чем фокусируется конкретное предприятие и что  именно они являются сосредоточием  усилий. Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно  выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение  о миссии помогает добиться .преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.

Особое значение миссии для деятельности предприятия  заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для  всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей  и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает, сосредоточить  все усилия работников на выбранном  направлении объединяет их действия; создает понимание и поддержку  среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован  в ее успехе.

Компоненты положения  о миссии.Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.

1.Описание текущего  положения дел на предприятии;

описание потребителей, с которыми в настоящее время  работает предприятие;

описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг; описание целей предприятия (куда оно  хочет прийти?);

описание философии  компании (какие ценности и взгляды  лежат в основе деловой практики компании?);

описание общественного  имиджа предприятия (как оно хочет  выглядеть в глазах общественности?). 2. Описание продуктов и / или услуг, предлагаемых предприятием; характеристика рынка (предприятие определяет своих  основных потребителей, клиентов, пользователей);

цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;

технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);

философия (выражение  базовых взглядов и ценностей  предприятия, служащих основой для  создания системы мотивации); внутренняя концепция, в рамках которой предприятие  описывает собственное впечатление  о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания; внешний образ  предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность  предприятия перед партнерами, потребителями  и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие  хочет произвести на внешний мир.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии