Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем рассматривать стратегическое планирование, проанализируем планирование в целом.
Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Эта обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления
Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов
Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.
Первый этап- прогнозирование. Под прогнозирование понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определённого круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используется три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).

Содержание

1.1Основные этапы планирования
1.2Сущность стратегического планирования
1.3Миссия и цели предприятия
2.1Анализ внешней среды
2.2Анализ сильных и слабых сторон
2.3Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word2.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

Бенчмаркинг - аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом данного анализа являются продукты и их компоненты, а также функции и процессы на предприятии, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В центре анализа чаще всего стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными предприятиями отрасли для выявления «лучшего в своём классе». Цель такого анализа - обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и причин этих явлений в сравнении с «лучшим в своём классе» и принятие соответствующих мер по их устранению.

Анализ цепочки  создания стоимости. Совокупность функций  выполняемых предприятием, может  быть представлена как цепочка процессов  создания стоимости, которая в начале и конце интегрируется с деятельностью  партнеров по рынку.

Инструмент анализа, ориентированный на цепочку процессов, был разработан известным западным специалистом Майклом Е. Портером.

Анализ полей  бизнеса- анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для отдельных полей бизнеса на базе банка данных более чем о 20тыс. однородных полей бизнеса. Рассматривается воздействие специфической среды того или иного вида бизнеса и внутренних факторов, действующих на самом предприятии, на показатели прибыли и денежного потока.

Сравнительный анализ деятельности предприятий. Этот вид анализа считается классическим. При использовании этого метода сопоставляются в основном технико-экономические и финансовые показатели двух и более предприятий - конкурентов. Объектом анализа является предприятие в целом. Сравнение может относиться конкретному моменту или периоду.

Сравнительный отраслевой анализ. Объектом такого анализа -показатели предприятий одной отрасли, например, оборот и производительность труда, рентабельность.

Также различают  количественный и качественный анализ состояния внешней среды. Количественный анализ базируется преимущественно  на абсолютных, относительных показателях  и индексах, представляемых в виде аналитических таблиц и графиков. Данные качественного анализа в  концентрированном виде характеризуют  состояние внешней среды и  работу предприятия. При этом используются понятия шансов и рисков, сильных  и слабых сторон предприятия.

Прогноз состояния  внешней среды, или прогнозная информация о внешней среде, содержит предположения  о будущем состоянии (развитии) определенных переменных внешней среды предприятия  с учетом определенных исходных условий. Общая цель такого прогноза- создать по возможности надежные основы для планирования собственного будущего поведения, поскольку динамичные системы должны всегда учитывать развитие своей внешней среды. Специальная цель - по результатам анализа выявить во внешней среде возможные шансы и риски для предприятия.

Возможности классификации  прогнозов состояния внешней  среды связаны с видом и  величиной исследуемой области, видом и характером исследуемых  переменных (объекты, явления), а также  с процессами обработки информации или методами ее получения (методы прогнозирования). Так, объектами прогноза состояния внешней среды могут быть экономические, социально-культурные, технологические, политико-правовые и экологические сферы внешней среды или их специфические сегменты в соответствующих регионах. Для выбранных регионов различают общие и специальные прогнозы состояния внешней среды. По характеру измерения переменных прогнозы состояния внешней среды подразделяются на количественные и качественные. Наконец, прогнозы внешней среды различаются по методам сбора и обработки информации. Здесь существуют количественные и качественные методы. Их комбинирование и интеграция проводятся в рамках разработки сценариев.

Деловая обстановка. Кроме анализа внешней и внутренней среды хороший менеджер должен уметь  анализировать и оценивать деловую  обстановку, в которой функционирует  его предприятие. В зависимости  от результатов такого анализа и  должны приниматься многие управленческие решения, влияющие на стратегию поведения  предприятия на рынке.

Деловая обстановка-вся  совокупность элементов внешней  и внутренней среды, оказывающих  существенное влияние на достижение стратегических целей в деятельности предприятия на рынке. Основные сферы  деловой обстановки во многом совпадают: политическая, экономическая, социально-политическая, юридическо-правовая, криминальная сферы.

Для менеджеров очень важно уметь определять и прогнозировать деловую обстановку. От этого зависят не только рост или падение экономических показателей  ведения бизнеса, но и безопасность деятельности компании в определенных условиях. В западных компаниях работа по оценке деловой обстановки и ее прогнозированию уже давно ведутся. Российские фирмы зачастую этим пренебрегают, за что и расплачиваются. Такая  работа должна быть поставлена на научный  уровень и доверена только грамотному специалисту. Смысл такой деятельности должен быть сведен к трем основным направлениям: во-первых, к классификации  уровня безопасности; во-вторых, к оценкам  внешних и внутренних воздействий  на компанию; в-третьих, к выработке  мер противодействия. Оценка состояния  деловой обстановки включает несколько  параметров.

Внешние воздействия  могут классифицироваться следующим  образом: недобросовестная конкуренция; недобросовестные отношения; споры; опасности; угрозы; конфронтация.

Внутренние воздействия  могут классифицироваться таким  образом: межличностные, кадровые; техногенные  и технологические.

Состояния деловой  обстановки определяются по следующим  уровням: благоприятная или нормальная; неблагоприятная, или усложняющая; сложная; напряженная, или предконфликтная; конфликтная; катастрофическая.

Ранжирование  обстановки по вышеперечисленным уровням  позволяет руководителям и менеджерам предприятий определять степень  напряженности деятельности системы  безопасности, необходимости общения  за поддержкой к государственным  органам и фирмам, работающим в  негосударственной системе безопасности.

Прогнозирование деловой обстановки. Под прогнозом деловой обстановки, как правило, понимается обоснованное суждение о возможном состоянии в будущем и об альтернативных путях и сроках ее изменения. При прогнозировании деловой обстановки служба безопасности предприятия встречается с большим количеством проблем в связи со сложностью привлечения специалистов-экспертов. Существует два вида прогноза деловой обстановки: поисковый (исследовательский) и нормативный.

Поисковый (исследовательский) прогноз строится на основе исследования существующего состояния деловой  обстановки, который может осуществляться силами самого предприятия.

Нормативный прогноз  строится на основе тех норм, которые  уже существуют и описаны для  конкретной ситуации.

Для формирования стратегических управленческих решений  могут разрабатываться целевые, программные и проектные прогнозы. По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают прогнозы оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные.

В ходе анализа  внешней среды основное внимание уделяется семи областям:

экономический фактор, «Банковский сервис» стабильное предприятие с большими капиталовложениями, прибыльная фирма которая состоит из головного офиса и двух под офисов, где большая занятость работающих.

политический  фактор, «Банковский сервис» внимательно  следит за политической деятельностью, поскольку правительство постоянно  и активно принимает участие  в деловых вопросах.

- рыночный фактор, поскольку у фирмы огромная  конкуренция, «Банковский сервис»  проводит обширную рекламную  акцию - это скидки, подарки, бесплатная  доставка товара, благотворительность.

- технологический фактор, по мере возможности всегда учитываются изменения в технологии производства, усовершенствование программ.

- международный  фактор, компания хоть и крупная,  но на международный рынок  еще не вышла.

- фактор конкуренции, конкуренция огромна и по этому поводу проводится контроль за своими клиентами, уязвимость конкурентов в том, что они для своих клиентов не могут сделать ту скидку, которую может «Банковский сервис».

фактор социального  поведения, всегда изучается спрос  и интересы потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ сильных  и слабых сторон

Анализ сильных  и слабых сторон предприятия - очень  важное направление в деятельности предприятия. Метод SWOT - анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всём мире. Современный менеджер обязан в совершенстве владеть этим методом.

SWOT - это аббревиатурное  обозначение сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), благоприятных возможностей (Opportunities), факторов угрозы (Threats). Качественный анализ перспектив предприятия проводится с целью выяснения вышеназванных сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость предприятия должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности. Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT - анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы

При составлении  вопросников следует учесть, что  слишком длинные списки приводят к неясности или расплывчатости и затрудняют выявление действительно  важного. Сильные стороны должны основываться только на фактах. Таким образом, этот метод помогает выявить ключевые факторы успеха (КФУ), т.е. сильные и слабые стороны предприятия, которые оказывают наибольшее влияние на успех его деятельности. Итак, на первом этапе нужно провести анализ по следующим факторам.

Внутренние факторы. Сильные стороны: компетентность;

наличие достаточных  финансовых ресурсов; наличие хороших  конкурентоспособных навыков; хорошая  репутация у потребителей; признанное лидерство предприятия на рынке;

наличие у предприятия  хорошо продуманных стратегий в  данной сфере деятельности;

наличие собственных  технологий высокого качества; наличие  преимуществ в стоимости на продукцию и услуги; наличие преимуществ перед конкурентами; способность к инновациям и т.п.

Слабые стороны:

1 отсутствие стратегического направления; маргинальное положение на рынке; наличие устаревшей техники; низкий уровень прибыльности; неудовлетворительный уровень менеджмента; плохой контроль;

2 слабость по сравнению с конкурентами;

3 Отсталость в инновационных процессах;

4 узкий ассортимент продукции;

5 неудовлетворительный имидж на рынке;

6 низкие маркетинговые навыки у персонала;

7 отсутствие достаточного финансирования проектов и т.п.

Внешние факторы. Благоприятные возможности: работа с дополнительными группами потребителей; внедрение на новые рынки или сегменты рынка;

- расширение спектра продуктов для удовлетворения более широкого круга потребителей;

- дифференцированность продукции;

способность предприятия  быстро перейти к более выгодным стратегическим группам;

- уверенность в отношении фирм-соперников;

- быстрый рост рынка и т.п.

Факторы угрозы:

- приход новых конкурентов;

- повышение объема продаж аналогичных продуктов; медленный рост рынка;

- неблагоприятная налоговая политика государства; изменение нужд и вкусов покупателей и т.п.

Резюмируя вышеизложенное, менеджер должен уметь определять, какими сильными сторонами обладает его предприятие, не только видеть, но и признаваться в слабых его  сторонах. Он должен осознавать, какие  у предприятия существуют благоприятные  возможности, и принимать в расчет те факторы угрозы, которые могут  помешать извлечь выгоду из благоприятных  возможностей.

 
 
 
 
       

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии