Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:23, контрольная работа
Прежде чем рассматривать стратегическое планирование, проанализируем планирование в целом.
Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Эта обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления
Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов
Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.
Первый этап- прогнозирование. Под прогнозирование понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определённого круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используется три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).
1.1Основные этапы планирования
1.2Сущность стратегического планирования
1.3Миссия и цели предприятия
2.1Анализ внешней среды
2.2Анализ сильных и слабых сторон
2.3Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии
Заключение
Список использованной литературы
Бенчмаркинг - аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом данного анализа являются продукты и их компоненты, а также функции и процессы на предприятии, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В центре анализа чаще всего стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными предприятиями отрасли для выявления «лучшего в своём классе». Цель такого анализа - обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и причин этих явлений в сравнении с «лучшим в своём классе» и принятие соответствующих мер по их устранению.
Анализ цепочки
создания стоимости. Совокупность функций
выполняемых предприятием, может
быть представлена как цепочка процессов
создания стоимости, которая в начале
и конце интегрируется с
Инструмент анализа, ориентированный на цепочку процессов, был разработан известным западным специалистом Майклом Е. Портером.
Анализ полей бизнеса- анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для отдельных полей бизнеса на базе банка данных более чем о 20тыс. однородных полей бизнеса. Рассматривается воздействие специфической среды того или иного вида бизнеса и внутренних факторов, действующих на самом предприятии, на показатели прибыли и денежного потока.
Сравнительный анализ деятельности предприятий. Этот вид анализа считается классическим. При использовании этого метода сопоставляются в основном технико-экономические и финансовые показатели двух и более предприятий - конкурентов. Объектом анализа является предприятие в целом. Сравнение может относиться конкретному моменту или периоду.
Сравнительный отраслевой анализ. Объектом такого анализа -показатели предприятий одной отрасли, например, оборот и производительность труда, рентабельность.
Также различают количественный и качественный анализ состояния внешней среды. Количественный анализ базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и индексах, представляемых в виде аналитических таблиц и графиков. Данные качественного анализа в концентрированном виде характеризуют состояние внешней среды и работу предприятия. При этом используются понятия шансов и рисков, сильных и слабых сторон предприятия.
Прогноз состояния внешней среды, или прогнозная информация о внешней среде, содержит предположения о будущем состоянии (развитии) определенных переменных внешней среды предприятия с учетом определенных исходных условий. Общая цель такого прогноза- создать по возможности надежные основы для планирования собственного будущего поведения, поскольку динамичные системы должны всегда учитывать развитие своей внешней среды. Специальная цель - по результатам анализа выявить во внешней среде возможные шансы и риски для предприятия.
Возможности классификации прогнозов состояния внешней среды связаны с видом и величиной исследуемой области, видом и характером исследуемых переменных (объекты, явления), а также с процессами обработки информации или методами ее получения (методы прогнозирования). Так, объектами прогноза состояния внешней среды могут быть экономические, социально-культурные, технологические, политико-правовые и экологические сферы внешней среды или их специфические сегменты в соответствующих регионах. Для выбранных регионов различают общие и специальные прогнозы состояния внешней среды. По характеру измерения переменных прогнозы состояния внешней среды подразделяются на количественные и качественные. Наконец, прогнозы внешней среды различаются по методам сбора и обработки информации. Здесь существуют количественные и качественные методы. Их комбинирование и интеграция проводятся в рамках разработки сценариев.
Деловая обстановка.
Кроме анализа внешней и
Деловая обстановка-вся совокупность элементов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на достижение стратегических целей в деятельности предприятия на рынке. Основные сферы деловой обстановки во многом совпадают: политическая, экономическая, социально-политическая, юридическо-правовая, криминальная сферы.
Для менеджеров
очень важно уметь определять
и прогнозировать деловую обстановку.
От этого зависят не только рост
или падение экономических
Внешние воздействия могут классифицироваться следующим образом: недобросовестная конкуренция; недобросовестные отношения; споры; опасности; угрозы; конфронтация.
Внутренние воздействия могут классифицироваться таким образом: межличностные, кадровые; техногенные и технологические.
Состояния деловой обстановки определяются по следующим уровням: благоприятная или нормальная; неблагоприятная, или усложняющая; сложная; напряженная, или предконфликтная; конфликтная; катастрофическая.
Ранжирование
обстановки по вышеперечисленным уровням
позволяет руководителям и
Прогнозирование деловой обстановки. Под прогнозом деловой обстановки, как правило, понимается обоснованное суждение о возможном состоянии в будущем и об альтернативных путях и сроках ее изменения. При прогнозировании деловой обстановки служба безопасности предприятия встречается с большим количеством проблем в связи со сложностью привлечения специалистов-экспертов. Существует два вида прогноза деловой обстановки: поисковый (исследовательский) и нормативный.
Поисковый (исследовательский)
прогноз строится на основе исследования
существующего состояния
Нормативный прогноз строится на основе тех норм, которые уже существуют и описаны для конкретной ситуации.
Для формирования
стратегических управленческих решений
могут разрабатываться целевые,
программные и проектные
В ходе анализа внешней среды основное внимание уделяется семи областям:
экономический фактор, «Банковский сервис» стабильное предприятие с большими капиталовложениями, прибыльная фирма которая состоит из головного офиса и двух под офисов, где большая занятость работающих.
политический
фактор, «Банковский сервис»
- рыночный фактор,
поскольку у фирмы огромная
конкуренция, «Банковский
- технологический фактор, по мере возможности всегда учитываются изменения в технологии производства, усовершенствование программ.
- международный фактор, компания хоть и крупная, но на международный рынок еще не вышла.
- фактор конкуренции, конкуренция огромна и по этому поводу проводится контроль за своими клиентами, уязвимость конкурентов в том, что они для своих клиентов не могут сделать ту скидку, которую может «Банковский сервис».
фактор социального
поведения, всегда изучается спрос
и интересы потребителей.
2.2 Анализ сильных и слабых сторон
Анализ сильных и слабых сторон предприятия - очень важное направление в деятельности предприятия. Метод SWOT - анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всём мире. Современный менеджер обязан в совершенстве владеть этим методом.
SWOT - это аббревиатурное обозначение сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), благоприятных возможностей (Opportunities), факторов угрозы (Threats). Качественный анализ перспектив предприятия проводится с целью выяснения вышеназванных сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость предприятия должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности. Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT - анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы
При составлении вопросников следует учесть, что слишком длинные списки приводят к неясности или расплывчатости и затрудняют выявление действительно важного. Сильные стороны должны основываться только на фактах. Таким образом, этот метод помогает выявить ключевые факторы успеха (КФУ), т.е. сильные и слабые стороны предприятия, которые оказывают наибольшее влияние на успех его деятельности. Итак, на первом этапе нужно провести анализ по следующим факторам.
Внутренние факторы. Сильные стороны: компетентность;
наличие достаточных финансовых ресурсов; наличие хороших конкурентоспособных навыков; хорошая репутация у потребителей; признанное лидерство предприятия на рынке;
наличие у предприятия хорошо продуманных стратегий в данной сфере деятельности;
наличие собственных технологий высокого качества; наличие преимуществ в стоимости на продукцию и услуги; наличие преимуществ перед конкурентами; способность к инновациям и т.п.
Слабые стороны:
1 отсутствие стратегического направления; маргинальное положение на рынке; наличие устаревшей техники; низкий уровень прибыльности; неудовлетворительный уровень менеджмента; плохой контроль;
2 слабость по сравнению с конкурентами;
3 Отсталость в инновационных процессах;
4 узкий ассортимент продукции;
5 неудовлетворительный имидж на рынке;
6 низкие маркетинговые навыки у персонала;
7 отсутствие достаточного финансирования проектов и т.п.
Внешние факторы. Благоприятные возможности: работа с дополнительными группами потребителей; внедрение на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение спектра продуктов для удовлетворения более широкого круга потребителей;
- дифференцированность продукции;
способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам;
- уверенность в отношении фирм-соперников;
- быстрый рост рынка и т.п.
Факторы угрозы:
- приход новых конкурентов;
- повышение объема продаж аналогичных продуктов; медленный рост рынка;
- неблагоприятная налоговая политика государства; изменение нужд и вкусов покупателей и т.п.
Резюмируя вышеизложенное, менеджер должен уметь определять, какими сильными сторонами обладает его предприятие, не только видеть, но и признаваться в слабых его сторонах. Он должен осознавать, какие у предприятия существуют благоприятные возможности, и принимать в расчет те факторы угрозы, которые могут помешать извлечь выгоду из благоприятных возможностей.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии