Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и проанализировать значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Задачи:
проанализировать, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль России в мировой торговле;
оценить работу России на международном рынке труда;
рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5
Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11

2 Анализ положения России на международном рынке…….17
2.1.Место и роль России в мировой торговле…………………………………17
2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22
2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25

Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29

Заключение……………………………………………………………….….…47

Список использованных источников…………………………..…..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

Предстоит реализовать крупные  инфраструктурные проекты, ориентированные  на диверсификацию экспортных маршрутов  и продвижение на новые рынки. Прежде всего это нефтепроводная  система "Восточная Сибирь - Тихий  океан" и Балтийская трубопроводная система - 2, нефтепровод Бургас - Александруполис, Северо-Европейский газопровод, газопровод "Южный поток", Прикаспийский газопровод.

Необходимо обеспечить содействие продвижению и закреплению российских компаний на рынках энергетических сервисных  услуг и продукции с высокой  степенью переработки в перспективных  регионах Южной и Юго-Восточной  Азии, Латинской Америки и Африки.

Одна из важнейших задач - выстраивание зарубежной логистической  сети реализации российских углеводородов  на основе перекрестного владения активами, включая газораспределительные  и розничные сети продажи нефтепродуктов, подземные хранилища газа, нефтеперерабатывающие  мощности, сети АЗС. Будет расширено  участие России в многосторонних проектах по добыче и транспортировке  нефти и газа.

Важнейшая задача энергетической составляющей внешнеэкономической  политики на европейском направлении  – движение к созданию интегрированного энергетического комплекса Россия-Европа, в том числе через обмен  активами. Укреплению позиций России на мировых рынках будет служить строительство нефте- и газопроводов и заводов по сжижению газа на Дальнем Востоке.

Предстоит обеспечить участие России в выработке  правил функционирования глобальных энергетических рынков. Необходимо активизировать многостороннее и двустороннее взаимодействие с  крупнейшими нефте- и газодобывающими  странами, урегулировать проблемные вопросы, связанные с развитием  трубопроводной сети и обеспечением стабильности транзитных поставок российских углеводородов.

 Будет запущена биржевая  торговля нефтью марки "Юралс"  и нефтепродуктами на российской  площадке, осуществляемая с использованием  российского рубля.

Пятое - интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.

Главная задача – поступательное наращивание  интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, с постепенным вовлечением  в эти процессы других стран евразийского пространства. У России как  интеграционного  лидера ЕврАзЭС  есть потенциал выступить  в качестве одного из центров международной  экономической и финансовой системы.

С этой целью предстоит: усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы  единого  экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате  СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать  единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в  области сельского хозяйства, водноэнергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ  сферах; эффективно использовать созданный  механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям  государств - участников СНГ.

Шестое  – создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.

Значительный  рост капитализации российского  фондового рынка ставит в повестку дня задачу создания в России международного финансового центра. Благодаря этому  будет расширен круг инвесторов, в  том числе зарубежных, оперирующих  на российских фондовых площадках, а  российские предприятия получат  возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.

Предстоит осуществить нормативно-правовое и  договорно-политическое обеспечение  создания международного финансового  центра, на законодательном уровне закрепить требования к организациям, осуществляющим или обслуживающим торговлю ценными бумагами, ввести в правовое поле понятие производных финансовых инструментов, усилить защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Предстоит сформировать финансовую инфраструктуру международного финансового центра, обеспечить продвижение бренда России за рубежом, упростить визовый режим для иностранных граждан, прибывающих в Россию в деловых целях и (или) на короткий срок.

Другой  ключевой задачей является превращение  рубля в региональную резервную  валюту. Основой для создания такого инструмента является ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран  ЕврАзЭС, разработка  коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансовых систем.

 Часть взаимной торговли  между государствами - участниками  СНГ должна осуществляться с  использованием российского рубля.  Необходимо создать инструменты  и механизмы страхования коммерческих  и инвестиционных рисков сделок, осуществляемых в рублях.

Седьмое - усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.

Деятельность  России в ведущих международных  институтах должна заключаться в  максимально активном участии в  них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.

Актуальными остаются задачи присоединения к Всемирной торговой организации и вступления в Организацию  экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических  интересов России. Будет активизирована работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

Значительную роль будет  играть политика по налаживанию конструктивного  диалога с крупнейшими экономическими партнерами России - Европейским союзом, Китаем, Индией и США, в том числе  в рамках стратегических партнерств и диалогов с участием представителей бизнеса. Важное значение будет придаваться  развитию диалогового партнерства  с Ассоциацией государств Юго-Восточной  Азии в сфере экономики.

Будет использован потенциал  других региональных экономических  объединений (Шанхайская организация  сотрудничества, Совет государств Балтийского  моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них  на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных  условий деятельности российского  бизнеса в соответствующих регионах.

Предстоит сформировать национальный механизм содействия международному развитию.

Достижение стратегических целевых ориентиров предусматривает  реализацию региональных и страновых  приоритетов внешнеэкономической  политики России в среднесрочной  и долгосрочной перспективе.

Широкая диверсификация внешнеэкономических  связей – необходимое условие  обеспечения глобального лидерства  России, ее устойчивости по отношению к изменяющимся балансам сил между центрами мировой экономики, снижения рисков, связанных с перестройкой международного экономического порядка.

Важнейшими партнерами России в экономической, политической и  культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся  страны Азии. Именно с этими государствами  Россия сегодня наиболее активно  развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой  для совершенствования структуры  российского экспорта и экономики  в целом, освоения новых рынков в  третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее  значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают  Индия, страны Латинской Америки, а  также богатые природными ресурсами  государства Африки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На рубеже XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных  отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих  внешнеэкономическое развитие нашей  страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом  хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных  с изменениями в состоянии  отечественной экономики и перспективами  ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня  представляется процесс вхождения  России в постоянно развивающуюся  мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок  играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально  новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических  связей. Многие республики, края и области  в рамках своих полномочий активно  занимаются установлением контактов  с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного  производства, ухудшение конъюнктуры  мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса  рубля отрицательно влияют на структуру  и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и  убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение  таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным  партнерам вызвало сокращение удельного  веса оборудования и технологий в  импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность  их участия во внешнеэкономических  связях, разграничение собственности  отдельных субъектов, определения  статуса природных ресурсов в  регионах, распределение доходов  от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических  связей, а значит, развития экономики  страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие  трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о  некотором улучшении экономической  ситуации в стране, а также о  развитии и укреплении внешнеэкономических  связей России.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года, Москва, 2008.
  2. Федеральная программа поддержки экспорта.//Министерство внешнеэкономических связей РФ.
  3. Б.А. Райзберг, «Курс экономики», Москва «Инфра-М», 1999.
  4. Б.А. Райзберг, «Рыночная экономика», редакция журнала «Деловая жизнь», 1995.
  5. В.Е. Рыбалкин, «Международные экономические отношения», Москва «Просвещение», 1997.
  6. И.Ю.Андрюхина. «Мировая экономика» курс лекций. «Печатный двор» Петропавловск-Камчатский. 2007
  7. И.К.Гаращенко «Региональная экономика управления» «Печатный двор» Петропавловск-Камчатский. 2005
  8. Л.Н. Чечевицина, «Микроэкономика», издательство «Феникс», 2001
  9. Журнал «Внешнеэкономический бюллетень». Дипломатическая академия при МИД РФ, 1997
  10. Экономический журнал «NOTA BENE» архив статей Сальникова М. В.
  11. 1. Рыбалкин В.Е. МЭО: Третье издание, переработанное и дополненное. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2003
  12. 2. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: «Издательство ЮНИТИ», 2006
  13. 3. Экономический прогноз по странам с развивающимся рынком.// БИКИ. 2007. №10 с 16.
  14. 4. http://allworld.wallst.ru/page.php?nfile=brazil_ec&ctr=25
  15. 5. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 2005
  16. 6. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос", 2005
  17. 7. Добрынин А.И. "Экономическая теория", Учебник для вузов, 2004
  18. 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник.- М.: Юристъ,1999.
  19. 2.Носова Н.С., Роньшина Н.И. Международные экономические отношения: конспект лекций.- М.: Эксмо, 2008.
  20. 3.Олейник А.Н. Институционная экономика. – М.: Инфра-М, 2002.
  21. 4.Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. Монография. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002.
  22. 5.Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций.- М.: Гардарика,1998.
  23. 6.Яремчук Н.В. Экономическое развитие современной России.– М.: Премьера, 2005.
  24. 1) Батманова, Е.С., Томилов П.С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е.С. Батманова, П.С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2005.- 111с.
  25. 2) Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник/ В.К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.- 672с.
  26. 3) «Наши взгляды на мировую экономику». Под ред. В.Е. Рыбалкина и В.М. Кутового. - М.: Научная книга, 2007.
  27. 4) Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования, 2004 – № 6.
  28. 5) Паньков В. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против //Россия в глобальной политике. Январь - Февраль 2007 - № 1.
  29. 6) Стрыгин, А.В. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004.- 512с.

Информация о работе Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений