Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и проанализировать значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Задачи:
проанализировать, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль России в мировой торговле;
оценить работу России на международном рынке труда;
рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5
Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11

2 Анализ положения России на международном рынке…….17
2.1.Место и роль России в мировой торговле…………………………………17
2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22
2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25

Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29

Заключение……………………………………………………………….….…47

Список использованных источников…………………………..…..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

Отмеченные выше неблагоприятные  тенденции являются во многом следствием нынешнего состояния всей системы  внешнеэкономического регулирования, которая характеризуется отсутствием  ряда институтов, обеспечивающих поддержку  необходимых структурных сдвигов  в экономике, повышение ее конкурентоспособности  и переход на инновационный путь развития. 

 

Таблица 3.2 Прогноз развития динамики экспорта и импорта РФ по основным товарным группам до 2020 года. Всего (по методологии платежного баланса) млрд. долл. США

 

2007 г.

2012 г.

2020 г.

Экспорт всего,  
в том числе

354.4

529.6

902.8

317.5

358.9

476.9

топливно-энергетические товары

226.0

333.1

483.9

202.7

212.9

231.5

машины, оборудование и транспортные средства

19.7

36.0

121.7

18.9

32.5

94.4

Импорт всего,  
в том числе

223.5

536.9

943.2

207.0

433.5

702.9

машины, оборудование и транспортные средства

101.8

318.8

571.5

74.8

208.5

340.1

продовольственные товары

27.6

57.2

100.3

24.6

37.3

59.5


 

 

 

 

Целью внешнеэкономической  политики является создание условий  для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике  на основе эффективного участия в  мировом разделении труда и повышения  глобальной конкурентоспособности  ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

  1. специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
  2. усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  3. обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
  4. достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;
  5. реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
  6. усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;
  7. географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;
  8. создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;
  9. выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;
  10. укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;
  11. повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

Основные  целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года

(млрд. долларов США)

 

2007 
отчет

2010 
прогноз

2015 прогноз

2020 прогноз

Экспорт товаров, всего

354

503

385

638

442

903

477

экспорт топливно-энергетических товаров

226

313

230

375

247

484

232

экспорт машин и оборудования

19,7

30

28

55

49

122

94

Импорт товаров, всего

223,5

434

385

683

585

943

703

Экспорт транспортных услуг

11,8

13,1

23,4

41

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

16

46

93

216

Прямые иностранные инвестиции в Россию

47,1

64

108

209


 

Основные принципы внешнеэкономической  политики Российской Федерации:

  • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
  • перевод экономики на инновационный путь развития;
  • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
  • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
  • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
  • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
  • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
  • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;
  • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

Достижение  стратегической цели внешнеэкономической  политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них  с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.

Первое - обеспечение ведущих позиций  России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

В настоящее  время определились контуры специализации  России в области высоких технологий, требующей соответствующего закрепления  как на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг, так и в  системе глобальных производственно-кооперационных связей. Это – авиастроение, ракетно-космическая  промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Основными задачами внешнеэкономической политики России в области развития высоких  технологий и основанных на них производств  становятся:

Создание механизма поддержки  экспорта высокотехнологичной продукции, включая содействие проведению НИОКР, гармонизации национальных и международных  стандартов, сертификации и созданию сети послепродажного обслуживания, а также реализации программ ее модернизации;

Договорно-правовое обеспечение интересов  России в области высоких технологий, включая вопросы доступа на рынки  зарубежных стран и импорта в  Россию технологий и высокотехнологичных  товаров;

Расширение поставок российской высокотехнологичной  продукции на мировой рынок и  закрепление российских компаний в  соответствующих сегментах рынка, обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных  товаров и услуг, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров  в зарубежных странах;

Выстраивание трансграничных производственных цепочек и производственно-технологической  кооперации в области высоких  технологий, формирование альянсов с  ведущими мировыми компаниями, содействие переносу высокотехнологичных производств  в Россию. Важнейшей задачей становится способность России выступать в качестве инициатора и интегратора международных кооперационных проектов;

Содействие привлечению недостающих  компетенций и технологий через  систему международного научно-технологического сотрудничества;

Присоединение России в качестве ассоциированного члена к 7-й рамочной программе  научных исследований и технологического развития Европейского союза на 2007 - 2013 годы;

Разработка перечня ключевых международных  проектов с российским участием, включая  строительство крупных исследовательских  установок.

Необходимо  стремиться к созданию гибкого инновационного сектора, который будет строиться  одновременно на российских возможностях и разработках, а также на кооперации с другими производителями инноваций  и технологий, включая страны ЕС, Китай, Индию и США.

Второе - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей, АПК и сферы  услуг.

Основной  целью является формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промышленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги населению.

Будет создан механизм содействия продвижению  российских товаров, основанный на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внешние рынки, а  также на комплексной поддержке  экспортно ориентированных проектов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается содействовать формированию инфраструктуры российских испытательных  лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут  признаваться за рубежом.

Предстоит существенно развить и усовершенствовать  систему обеспечения недискриминационных  условий доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на зарубежные рынки. С этой целью необходимо интенсифицировать работу с российским деловым сообществом как по выявлению барьеров к доступу на внешние рынки или угроз возникновения таких барьеров, так и по информированию делового сообщества о существующих и потенциальных инструментах защиты его интересов на внешних рынках.

Реализация данного направления  включает также:

  • содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов;
  • стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;
  • поощрение формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений;
  • содействие формированию центров компетенции, интегрированных в отрасли обрабатывающей промышленности России, в том числе с использованием преференциальных инвестиционных соглашений;
  • превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем закрепления позиций государства на переговорах по либерализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой сектор иностранных государств;

развитие  производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее  потребности экономики граничащих с Россией государств.

Предстоит сформировать систему поддержки  прямых инвестиций российских компаний за рубежом.

Будут созданы механизмы содействия привлечению  передовых иностранных технологий и компетенций, формированию кооперационных связей российских и зарубежных компаний.

Повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей будет осуществляться за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования, включая реализацию принципа эскалации  таможенного тарифа, расширения применения специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер  для  защиты внутренних рынков.

Третье - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного  потенциала российской экономики.

Важнейшим фактором усиления геополитических  позиций страны и географической диверсификации ее внешнеэкономической  активности является интеграция России в глобальную транспортную систему  на основе создания современной инфраструктуры и развития мультимодальных транспортных коридоров.

В этой связи предстоит  обеспечить конкурентоспособность  российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, создания конкурентоспособных на рынке  перевозок логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения  реализации российских интересов при  разработке международных правил грузового  транзита и заключения соглашений с  заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения  перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с  транспортными системами сопредельных государств.

Предстоит приступить к поэтапной  интеграции аэронавигационной системы  России в мировую аэронавигационную  систему на основе Концепции связи, навигации, наблюдения и организации  воздушного движения Международной  организации гражданской авиации.

Четвертое – повышение роли России в обеспечении  глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке  углеводородов.

Основными задачами в данной области являются страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного  топлива) и сохранение суверенного  контроля над энергетическими ресурсами.

Информация о работе Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений