Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и проанализировать значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Задачи:
проанализировать, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль России в мировой торговле;
оценить работу России на международном рынке труда;
рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5
Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11

2 Анализ положения России на международном рынке…….17
2.1.Место и роль России в мировой торговле…………………………………17
2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22
2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25

Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29

Заключение……………………………………………………………….….…47

Список использованных источников…………………………..…..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 97.02 Кб (Скачать)
    • прямое осуществление операций центральными министерствами и ведомствами;
    • региональными и муниципальными органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;
    • предоставление полномочий отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;
    • гарантирование экспортно-импортных операций.

Наконец, в роли субъектов  МЭО выступают международные  организации, в частности системы  ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной  помощи, инвестировании средств в  отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется так  же транснациональными корпорациями и  международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО тем более значительна  на рынке капиталов, финансово-кредитных  и валютных ресурсов.

1.3 Принципы и особенности механизма международных экономических отношений

Рынок для его участников - это совокупность прямых взаимовыгодных договоров с равноправными партнерами, направленных на удовлетворение потребностей в товарах и услугах, обеспечение  необходимыми ресурсами, факторами  производства и позволяющими улучшить их собственное экономическое положение, получить прибыль. Тот факт, что стороны  являются гражданами или юридическими лицами других стран принципиально  мало чего меняет для субъектов МЭО. При позиционировании на мировом  рынке действуют те же принципы и  правила, которые годятся для  внутреннего рынка /З/. Основу деятельности участников МЭО и механизма последних  составляет маркетинговый подход. Потенциальному экспортеру, в частности, необходимо точно знать потребности, склонности и предпочтения покупателей, состояние  и перспективы рынка и соответствующих  его сегментов в той стране, куда он собирается вывозить свою продукцию. Для этого недостаточен, как уже  отмечалось, анализ только собственно рынка сбыта, необходимы изучение, оценка и прогноз макроэкономической среды (экономических, природно-климатических, экологических, социокультурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологических  и политических) условий. Достоверные  сведения о демографических, географических, социально-психологических характеристиках  своих зарубежных покупателей позволяют  более или менее точно спрогнозировать  возможный спрос на вывозимую  продукцию, суммы валютной выручки, рентабельность экспортной операции. Это относится к достаточно крупным  и устойчивым сделкам, долгосрочным договорам и не всегда применяется  при разовых, отдельных контрактах и незначительных партиях внешних  поставок. Хотя и в этом случае минимальная  информация необходима. Не то ли делают "челноки", предлагая заманчивый и дешевый товар иностранному и отечественному покупателю, нередко  не самого высокого качества.

Подобная работа необходима и при импорте, хотя она несколько  проще и меньше по объему, так  как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечественного рынка.

Для проведения эффективной  экспортной операции, гарантирующей  намеченные валютные поступления в  предусмотренные сроки, поставщик  должен проработать разные варианты товародвижения: способы и маршруты транспортировки, возможности использования  инфраструктуры страны и фирмы-импортера, целесообразность привлечения посредников, а при необходимости создания собственной сети сбыта торговых представительств, дистрибьюторских, дилерских структур, магазинов, складов  и т. п. Для продвижения товаров  на внешний рынок или закупаемых по импорту, потребуется гибкая комбинация методов рекламы, развитие индивидуальной продажи, материально-денежное поощрение  посредников и собственных продавцов. Ценовая политика, система расчетов и коммерческого кредита должны создавать условия, привлекательные  особенно для заграничной, а также  для отечественной клиентуры, приобретающей  иностранные товары и услуги. Безусловно, важнейшей составляющей частью внешнеэкономической  деятельности, тем более необходимой  в сфере МЭО, является анализ конкуренции. Следует специально подчеркнуть, что  в МЭО, на международном рынке, особое значение придаётся требованиям  по исключению недобросовестной конкуренции  и недопущению злоупотреблений  доминирующим положением на рынке. Это  тем более важно, поскольку конкуренция  в международной торговле много  жестче, чем на внутреннем рынке. Для  достоверного выявления и оценки конкурентоспособности продукции  и позиций конкурентов, определения  своих сравнительных преимуществ  выходу на внешний рынок должно предшествовать изучение продукции конкурентов, в  том числе с учетом потребительских  вкусов и предпочтений данного сегмента рынка, а также общей картины  деятельности конкурирующих фирм (так  называемый фирменный анализ): экономическое  и финансовое положение, имидж, цели на конкретном рынке, особенности производственной деятельности и управления, применяемые методы маркетинга, возможные стратегические решения. Специального внимания заслуживает вопрос использования вариантов неценовой конкуренции. Задача позиционирования, овладения рыночной нишей крайне актуальна в условиях жесткой международной конкуренции.

Механизм МЭО требует  обеспечения вытекающей из анализа  конкуренции маркетинговой политики в части планирования будущих  товаров и услуг, т. е. выработки  и реализации концепции модернизации сегодняшней и создания новой  продукции, исходя из показателей жизненного цикла в его международном  применении. Это касается собственно товара, его упаковки, товарного  знака, сервисных условий и т.д.

Включению фирмы в мирохозяйственные  связи должно сопутствовать экономически благоприятное сочетание ресурсов, используемых для экспортного производства. Конкурентоспособность предприятия  в МЭО может быть обеспечена при  прочих равных условиях, при наличии  преимуществ в доступности и  дешевизне ресурсов, производственных технологиях, информационных средствах. Поскольку предприятия - потребители  ресурсов и население любой страны приобретают и импортируемую  продукцию, важный вопрос - обоснованное сочетание в производстве и на потребительском рынке отечественной  и импортной продукции и ресурсов. В более тщательной проработке нуждаются  вопросы международного производственного  и научно-технического, инвестиционного  сотрудничества, привлечения иностранной  рабочей силы, финансово-кредитных  средств.

Вместе с тем, следует  учитывать, что мировая экономика, МЭО имеют специфические черты, которые отражаются на характеристиках  и особенностях функционирования механизма  мирохозяйственных связей. Прежде всего, что уже отмечалось, это объёмы обмена, которые превосходят размеры  внутреннего товарооборота любой  страны. В МЭО участвует большое  количество субъектов, несравнимое  с внутренним рынком. Товарная и  фирменная конкуренция очень  масштабна и более жесткая. В  результате, весьма существенна совокупная мощность воздействия мирового рынка на отдельные национальные рынки (конечно, при достаточной открытости внутренней экономики). В итоге, международное разделение труда оказывает всё большее воздействие на внутреннее разделение труда в странах, что меняет структуру национальных экономик, объемы и состав внутренних товарообменных операций.

Особенности МЭО как сферы  рыночных отношений, включая и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, упоминавшихся частично выше.

Во-первых, это пространственные масштабы мировой экономики, определяющие значительную удаленность продавцов  и покупателей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и связанных  с этим расходов. Последнее может  стать препятствием для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок.

Во-вторых, меньшая мобильность, то есть подвижность ресурсов, что, прежде всего, касается земельных, природных  ресурсов, в частности полезных ископаемых, привязанных к местонахождению. Ограниченна и мобильность трудовых ресурсов, хотя они и более подвижны, особенно теперь. На снижение мобильности  ресурсов нередко воздействует государственное  вмешательство (миграционные правила, запреты на продажу земли иностранцам, ограничения иностранных инвестиций и деятельности зарубежных фирм, протекционизм  во внешней торговле).

В-третьих, использование  в международном обмене национальных валют усложняет расчеты по внешнеэкономическим  операциям, требует наличия валютного  рынка. А последний предполагает организацию валютного контроля, введение той или иной системы  валютного регулирования.

В-четвертых, немаловажным, самостоятельным фактором становятся международная стандартизация и  сертификация продукции, выполнение требований которых связано с дополнительными  затратами, иногда довольно существенными.

Указанные обстоятельства обусловливают  особенности рыночного механизма  МЭО, побуждают их участников вносить  коррективы в принципы и методы своей  рыночной политики.

С одной стороны, возникающие  возможности выхода на внешний рынок  ставят перед фирмой задачу приспособления всего комплекса маркетинга к  условиям и особенностям экономической  среды в стране-партнере. В то же время необходимы стандартные  и простые приемы и решения, обеспечивающие четкое и контролируемое выполнение принятых вариантов.

С другой стороны, у продавца, и тем более производителя, возникает  задача поиска и внедрения наилучшей  организационной формы своей  внешнеэкономической деятельности, учитывающей наряду с условиями  и факторами, свойственными и  внутреннему рынку и особенности  МЭО, отмеченные выше. Кроме того, не может не учитываться фактор риска, связанный со степенью экономической, социальной и политической нестабильности в стране-партнере. Значение рискового  фактора тем более возрастает при глубоких формах МЭО (создание и  деятельность иностранных и совместных предприятий, инвестиционные проекты, производственная и научно-техническая  специализация и кооперирование и т.п.).

Наконец, еще один существенный аспект механизма МЭО - информационная среда. Даже при торгово-экономических  операциях участникам требуется  достоверная и сопоставимая информация, позволяющая обосновать и принять  решение, обеспечить надежный контроль за ходом его выполнения и результатами. Тем более это необходимо при  установлении долгосрочных производственных и научно-технических связей, организации  совместной деятельности, осуществлении  инвестиционных проектов, выборе фирм-партнёров. Последнее предполагает использование  информации с определенным набором  данных, при их методологическом единстве и однородности, предприятиями и  фирмами, вступающими в МЭО. Международная  унификация учета и отчетности позволит решить эту практическую задачу. Важную роль сыграет также унификация макроэкономических показателей, национальной и международной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ России на международном рынке

 

2.1 Место и роль России в мировой торговле

Удельный вес СССР в мировой  торговле достиг максимального уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) )на его долю приходилось 15% мирового импорта зерна.

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с  мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действительное. Вместе с тем, это определенное отражение  положения России в мировой торговле.

С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития (см.таблицу 2.1).

 

Таблица 2.1 Рост внешней торговли России (в % к предыдущему году)

Показатели

2005г.

2006г

2007г.

2008г.

Товарооборот

117,3

108,4

102,2

121,4

Экспорт

100,5

116,1

105,1

98,7

Импорт

99,1

105,1

112,5

137,2


 

Показатели, приведенные в таблице 2.1, свидетельствуют, что по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт — более чем в 1,6 раза, а импорт —примерно на 5%.

Еще на рубеже 90-х годов включенность России в международное разделение труда, определяемая как отношение  объемов экспорта и импорта к  ВВП, была на уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответственно.

Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз  многих важнейших видов продукции  стал заметно менее прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусловлено  рядом факторов, в частности, выравниванием  внутренних российских и мировых  цен. В 1996г. подавляющая часть товаров  традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял  доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к  доллару. Курс доллара в России рос  с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее  рублевого эквивалента экспортной выручки. Одновременно со снижением  доходности экспорта снижалась и  доходность импорта. Этот процесс был  обусловлен усилением государственной  политики регулирования импорта. В  середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.

Информация о работе Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений