Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель – рассмотреть и проанализировать значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Задачи:
проанализировать, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль России в мировой торговле;
оценить работу России на международном рынке труда;
рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5
Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11
2 Анализ положения России на международном рынке…….17
2.1.Место и роль России в мировой торговле…………………………………17
2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22
2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25
Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29
Заключение……………………………………………………………….….…47
Список использованных источников…………………………..…..49
Наконец, в роли субъектов
МЭО выступают международные
организации, в частности системы
ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной
помощи, инвестировании средств в
отдельные проекты. Масштабная деятельность
в сфере МЭО осуществляется так
же транснациональными корпорациями и
международными объединениями. Роль этих
субъектов МЭО тем более
1.3 Принципы и особенности механизма международных экономических отношений
Рынок для его участников
- это совокупность прямых взаимовыгодных
договоров с равноправными
Подобная работа необходима и при импорте, хотя она несколько проще и меньше по объему, так как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечественного рынка.
Для проведения эффективной
экспортной операции, гарантирующей
намеченные валютные поступления в
предусмотренные сроки, поставщик
должен проработать разные варианты
товародвижения: способы и маршруты
транспортировки, возможности использования
инфраструктуры страны и фирмы-импортера,
целесообразность привлечения посредников,
а при необходимости создания
собственной сети сбыта торговых
представительств, дистрибьюторских,
дилерских структур, магазинов, складов
и т. п. Для продвижения товаров
на внешний рынок или закупаемых
по импорту, потребуется гибкая комбинация
методов рекламы, развитие индивидуальной
продажи, материально-денежное поощрение
посредников и собственных
Механизм МЭО требует
обеспечения вытекающей из анализа
конкуренции маркетинговой
Включению фирмы в мирохозяйственные
связи должно сопутствовать экономически
благоприятное сочетание
Вместе с тем, следует
учитывать, что мировая экономика,
МЭО имеют специфические черты,
которые отражаются на характеристиках
и особенностях функционирования механизма
мирохозяйственных связей. Прежде всего,
что уже отмечалось, это объёмы
обмена, которые превосходят размеры
внутреннего товарооборота
Особенности МЭО как сферы рыночных отношений, включая и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, упоминавшихся частично выше.
Во-первых, это пространственные масштабы мировой экономики, определяющие значительную удаленность продавцов и покупателей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и связанных с этим расходов. Последнее может стать препятствием для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок.
Во-вторых, меньшая мобильность,
то есть подвижность ресурсов, что,
прежде всего, касается земельных, природных
ресурсов, в частности полезных ископаемых,
привязанных к местонахождению.
Ограниченна и мобильность
В-третьих, использование
в международном обмене национальных
валют усложняет расчеты по внешнеэкономическим
операциям, требует наличия валютного
рынка. А последний предполагает
организацию валютного
В-четвертых, немаловажным,
самостоятельным фактором становятся
международная стандартизация и
сертификация продукции, выполнение требований
которых связано с
Указанные обстоятельства обусловливают
особенности рыночного
С одной стороны, возникающие возможности выхода на внешний рынок ставят перед фирмой задачу приспособления всего комплекса маркетинга к условиям и особенностям экономической среды в стране-партнере. В то же время необходимы стандартные и простые приемы и решения, обеспечивающие четкое и контролируемое выполнение принятых вариантов.
С другой стороны, у продавца,
и тем более производителя, возникает
задача поиска и внедрения наилучшей
организационной формы своей
внешнеэкономической
Наконец, еще один существенный аспект механизма МЭО - информационная среда. Даже при торгово-экономических операциях участникам требуется достоверная и сопоставимая информация, позволяющая обосновать и принять решение, обеспечить надежный контроль за ходом его выполнения и результатами. Тем более это необходимо при установлении долгосрочных производственных и научно-технических связей, организации совместной деятельности, осуществлении инвестиционных проектов, выборе фирм-партнёров. Последнее предполагает использование информации с определенным набором данных, при их методологическом единстве и однородности, предприятиями и фирмами, вступающими в МЭО. Международная унификация учета и отчетности позволит решить эту практическую задачу. Важную роль сыграет также унификация макроэкономических показателей, национальной и международной статистики.
2 Анализ России на международном рынке
2.1 Место и роль России в мировой торговле
Удельный вес СССР в мировой торговле достиг максимального уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) )на его долю приходилось 15% мирового импорта зерна.
В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действительное. Вместе с тем, это определенное отражение положения России в мировой торговле.
С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития (см.таблицу 2.1).
Таблица 2.1 Рост внешней торговли России (в % к предыдущему году)
Показатели |
2005г. |
2006г |
2007г. |
2008г. |
Товарооборот |
117,3 |
108,4 |
102,2 |
121,4 |
Экспорт |
100,5 |
116,1 |
105,1 |
98,7 |
Импорт |
99,1 |
105,1 |
112,5 |
137,2 |
Показатели, приведенные в таблице 2.1, свидетельствуют, что по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт — более чем в 1,6 раза, а импорт —примерно на 5%.
Еще на рубеже 90-х годов включенность России в международное разделение труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответственно.
Процесс заметного роста экспорта
сопровождается тем, что к 1996 году вывоз
многих важнейших видов продукции
стал заметно менее прибыльным, либо
вообще убыточным. Это обусловлено
рядом факторов, в частности, выравниванием
внутренних российских и мировых
цен. В 1996г. подавляющая часть товаров
традиционного российского