Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и проанализировать значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Задачи:
проанализировать, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль России в мировой торговле;
оценить работу России на международном рынке труда;
рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5
Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11

2 Анализ положения России на международном рынке…….17
2.1.Место и роль России в мировой торговле…………………………………17
2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22
2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25

Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29

Заключение……………………………………………………………….….…47

Список использованных источников…………………………..…..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности состоят в следующем:

    • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
    • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
    • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
    • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
    • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД  в России в условиях переходной экономики  должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

    • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
    • единство системы государственного регулирования и контроля за реализацией;
    • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
    • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
    • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня  имеет четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в  сфере ВЭД. В компетенции федеральных  органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

  • определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
  • разработка соответствующих федеральных программ;
  • защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
  • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за исполнением;
  • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
  • определение и реализация валютной политики страны;
  • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
  • контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
  • разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
  • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
  • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
  • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
  • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
  • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
  • координация действий участников ВЭД;
  • выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
  • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
  • регулирование приграничной торговли;
  • информационное обеспечение ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Стратегия внешнеэкономическоей деятельности

 

Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации  базируется на положениях Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года, долгосрочных стратегий  и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе  в области внешнеэкономических  связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению  с предшествующим периодом. Это обусловлено  как системными изменениями в  мировой экономике и внешнеэкономических  отношениях Российской Федерации, так  и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Во-первых, усиливается активность государств в мировой экономической политике. Скоординированные действия стран  в торгово-политической сфере обуславливают  необходимость разработки долгосрочного  видения и долгосрочной стратегии  России в данной области. В условиях усиления международной конкуренции  возрастает необходимость создания всего спектра внешнеэкономических  инструментов, которыми обладают развитые страны мира.

Во-вторых, переход российской экономики на инновационный путь развития предполагает реализацию крупных стратегических инициатив и проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики, с привлечением потенциала других стран  и иностранных компаний. Необходима долговременная координация таких  проектов, что требует повышения  системности разработки внешнеэкономической  политики и увязки ее с приоритетами внутренней политики.

В-третьих, российские компании активно выходят  на мировой рынок. В этой связи  они нуждаются в системной  и масштабной поддержке со стороны  государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, преодоления барьеров по доступу  на внешние рынки.

Стратегия определяет ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития.

При этом решаются следующие основные задачи:

Определение приоритетных направлений  внешнеэкономической политики Российской Федерации в долгосрочной перспективе, путей и способов их обеспечения;

Определение приоритетов внешнеэкономической  политики Российской Федерации по отношению  к отдельным странам и регионам мира;

Выбор адекватных инструментов реализации внешнеэкономической политики;

Определение приоритетов развития институтов внешнеэкономической политики и регулирования внешнеторговой деятельности.

Дальнейшее  усиление воздействия глобальных тенденций  на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения конкуренции, повышения  роли инновационных факторов в странах-лидерах  и перестройки мирового экономического порядка. Наиболее важные ожидаемые  сдвиги:

Изменение соотношения сил между  различными центрами в мировой экономике, усиление влияния быстрорастущих стран  с формирующимся рынком;

Усиление напряженности баланса  спроса и предложения на глобальных рынках энергоносителей и продовольствия, смещение центра тяжести этих рынков в сторону развивающихся государств;

Изменение глобального баланса  международных финансовых потоков, что может повлечь за собой трансформацию мировой финансовой системы;

Дальнейший рост влияния глобальных процессов на национальные экономики  при одновременном усилении регионализма, государственного интервенционизма, а  также явных или скрытых протекционистских  тенденций;

Существенное возрастание роли инноваций и технологий, качества человеческого капитала  и социальной среды в глобальной экономической  конкуренции.

В долгосрочной перспективе (за пределами  нынешнего замедления роста) ожидается  сохранение достаточно высоких темпов роста мировой экономики -  порядка 3-4% в год - при одновременном перераспределении  сил от Европы и Северной Америки  к Азиатско-Тихоокеанскому региону  и, частично, к Латинской Америке. Уже в 2008 году страны, не входящие в  ОЭСР, обеспечат около половины прироста мировой экономики против 40% в 2007 году.

Главными  локомотивами роста мировой экономики  с большой вероятностью станут Китай  и Индия. В США, после их выхода из финансового кризиса, существует потенциал для повышения экономической  динамики (до 3-3,5 % в год и выше). В Евросоюзе темпы экономического роста будут оставаться умеренными (их будут сдерживать высокая социальная нагрузка и усиление конкуренции со стороны новых индустриальных государств). Таким образом, к 2020 году сохранится тенденция увеличения доли стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) с 20% до 30% мирового ВВП и сокращения доли «большой тройки» (США, Евросоюз, Япония) с 45 % до 34%.

Последнее десятилетие характеризуется интенсивным  развитием внешнеэкономических  связей Российской Федерации, опережающим  экономический рост страны. Оборот внешней торговли в 2001-2007 годах увеличился в 3,9 раза и достиг 578,9 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров  – в 3,4 раза, до 354,5 млрд. долл., импорт товаров – в 5 раз, до 223,5 млрд. долл. В физическом выражении рост оборота  внешней торговли составил 2,2 раза при  общем росте ВВП за данный период в 1,6 раза.

Расширение  внешнеэкономических связей стало  одним из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны – как источника экономического роста, доступа российских компаний к технологиям и финансовым ресурсам и наполнения рынка качественными инвестиционными и потребительскими товарами. Вклад прироста физического объема экспорта составлял 2,3 процентных пункта (п.п.) из 6,0 % ежегодного прироста ВВП в 2001-2005 годах и 1,6 п.п. из 7,7 % – в 2006-2007 годах.

Возросла  роль внешнеэкономического фактора  в повышении конкурентоспособности  российской экономики, в том числе  машиностроения. В период с 2001по 2007 год экспорт машинно-технической  продукции возрос в 2,2 раза и достиг 19,7 млрд. долл., а его доля в конечной продукции машиностроения составила 17,4% в 2007 году. Существенным фактором модернизации экономики стали прямые иностранные  инвестиции: их объем увеличился с 2,5 млрд. долл. (6% внутренних инвестиций) в 2000 году до 45,1 млрд. долл. (17,4%) в 2007 году.

 

Таблица 3.1 Основные показатели развития внешнеэкономической сферы в 2000-2010 годах (млрд. долларов США)

 

2000

2007

2010

 

отчет

отчет

прогноз

Экспорт товаров, всего

105,0

354,4

503

темп роста экспорта товаров  к предыдущему году в физическом выражении, процентов

-

104,6

103,6

экспорт топливно-энергетических товаров

54,7

226

313

экспорт машин и оборудования

9,1

19,7

30

Импорт товаров, всего

44,9

223,5

434

темп роста импорта  товаров к предыдущему году в  физическом выражении, процентов

-

126,0

115,7

доля импорта готовых  изделий во внутреннем конечном спросе на товары, процентов

32,1

28,6

29

Сальдо торгового баланса

60,2

130,9

69

Экспорт услуг

9,6

39,4

66

экспорт транспортных услуг

3,6

10,3

13,1

Импорт услуг

16,2

59,1

60

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

3,3

16

46

Прямые иностранные инвестиции в Россию

2,5

47,1

64

Справочно: мировая цена на нефть (Юралс), долл. США за баррель

26,6

69,3

90


Однако, несмотря на ряд позитивных сдвигов, ситуация во внешнеэкономической  сфере далека от благополучия. За последние  годы качественные параметры ее развития ухудшаются. Во внешней торговле сохраняется  модель «импорт готовых товаров  в обмен на экспорт сырья и  энергоносителей», что означает скрытый  отток добавленной стоимости  из экономики и закрепление экспортно-сырьевой модели развития страны.

Структура российского экспорта остается недиверсифицированной. Более 65% в нем составляют углеводороды и сырьевые товары, дальнейшее наращивание  вывоза которых неэффективно, связано  с большими затратами и ведет  к повышению внешней уязвимости отечественной экономики. При сохранении такой структуры увеличение объемов  экспорта перестает быть источником экономического роста и превращается в фактор его сдерживания. Уже  в период с 2011 по 2012 год сальдо по текущим операциям платежного баланса может стать отрицательным. Это означает, что при сохранении сложившихся тенденций дальнейшее наращивание экспорта сырья и энергоносителей не будет покрывать импорт готовых товаров, обеспечивающих конечное потребление.

Действующая в настоящее  время система внешнеэкономических  институтов не обеспечивает в должной  мере ни эффективной защиты внутренних рынков, ни поддержания конкурентоспособности  российских товаров за рубежом. По мере укрепления рубля рост импорта готовых  товаров за последние годы приобрел «взрывной» характер, начав вытеснять  с внутреннего рынка отечественных  производителей. В результате по некоторым  видам товаров российская экономика  попала в устойчивую зависимость  от импорта. Так, отрицательное сальдо во внешней торговле машинно-технической  продукцией возросло с 1,5 млрд. долл. в 2000 году до 82,1 млрд. долл. в 2007 году, а  к 2010 году может увеличиться до             218 млрд. долл.

Сложившаяся географическая структура внешнеэкономических  связей  ориентирована на традиционные европейские рынки и страны СНГ. В то же время позиции российских компаний на быстрорастущих рынках государств Азии и Латинской Америки крайне незначительны. По ряду направлений здесь наметились негативные тенденции. Так, отрицательное сальдо образовалось в торговле с основным партнером России в Азии – Китаем.

Приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства приходится лишь 15% прямых иностранных инвестиций, в то время как почти 80% инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность.

Информация о работе Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений