Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и проанализировать значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Задачи:
проанализировать, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль России в мировой торговле;
оценить работу России на международном рынке труда;
рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5
Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11

2 Анализ положения России на международном рынке…….17
2.1.Место и роль России в мировой торговле…………………………………17
2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22
2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25

Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29

Заключение……………………………………………………………….….…47

Список использованных источников…………………………..…..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих  экспортных производств. К тому же наращивание  экспорта в условиях обострившейся  проблемы неплатежей в российской экономике  минимизирует риск поставленной продукции  и дает больше возможности получения  за нее реальных финансовых средств.

Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю  очередь обусловлен и заметным сокращением  спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась  Россия.

Выявляя факторы, обусловливающие  положительную динамику объемов  внешней торговли, следует, прежде всего, назвать повышательную ценовую  конъюнктуру на мировом рынке. Изменение  мировых цен на важнейшие товары российского экспорта, поначалу носившее понижательный характер, к середине 90-х годов приобрело повышательный  характер. Так, средние контрактные  цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.

В результате рост внешнеторгового  оборота России происходил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.

Другим важным фактором, существенно  повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли, послужило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для  участников внешнеэкономической деятельности.

Помимо роста официальной внешней  торговли в 90-е годы (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам в  1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил чуть более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Оборот челночной торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры официальной торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на российском рынке товаров народного потребления в середине 90-х годов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли, и будут определять «челноки».

В товарной структуре российского  экспорта 90-х годов сохраняется  сырьевая направленность с преобладанием  в ней энергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.

Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит ее следует  поддерживать, одновременно добиваясь  повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избранная стратегия  накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том числе для  выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка.

Мировой опыт свидетельствует, что  среди развитых стран немало экспортеров  сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП  даже выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У  таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно  меньше — от 7,5% до 6,5%.

Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживается во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем  меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах — 18%, что  ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно  предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем  сырьевые богатства, должна идти путем  сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных  разработок.

В свою очередь, экспорт машин и  оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники..

Структура импорта формируется  под влиянием платежеспособного  спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы  обусловливают значительный объем  импорта продовольствия. Доля потребления  импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов  питания населением России превысила  в середине 90-х годов 50%, что заметно  перевалило за допустимые границы продовольственной  безопасности страны.

Падают закупки машинно-технической  продукции, продукции инвестиционного  назначения. Это означает, что замедляется  процесс восстановления производственных фондов.

Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость  стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.

Федеральная программа поддержки  экспорта, разработанная Министерством  внешнеэкономических связей РФ, ориентирована, главным образом, на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2005 году. Для обеспечения  устойчивого роста доли готовой  продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере  не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.

Следует, однако, иметь в виду, что  расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет  сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также  благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать  нецелесообразный расход ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом  рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе  США, предусматривают применение санкций  против стран, применяющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое наращивание  экспортного потенциала. Сейчас перед  лицом таких санкций оказались  «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При  выработке внешнеэкономической  политики Россия должна учитывать имеющиеся  обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.

 

2.2 Россия на международном рынке труда

Вхождение России как равноправного  партнера в мировое экономическое  сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов  открыла вопрос об экспорте своей  рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей  силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность  эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без  соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более  высоким уровнем жизни в промышленно  развитых странах и выгодными  материальными условиями, предлагаемыми  другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и  в целом сравнительно низким уровнем  квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная  и мобильная часть населения.

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и  его противники), к числу положительных  факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:

  • снижение давления на внутренний рынок труда;
  • минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
  • уменьшение безработицы;
  • финансовые поступления от мигрантов;
  • повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд  шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с  Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств — участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами  Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут  работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок  труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны  стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной  рабочей силы готовят и другие барьеры.

Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи  с созданием единого внутреннего  рынка ЕС страны этого блока будут  неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих  мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в  промышленности, 50% — в оптовой  и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства  европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения  скорее предпочтут внедрение новых  трудосберегающих технологий и активное использование труда женщин.

Но, несмотря на определенные сложности  в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод  определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что  валютная эффективность экспорта рабочей  силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция  экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе  Россия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

 

2.3 Государственное регулирование внешнеэкономических связей

С целью повышения эффективности  функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы  и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений:

  1. выработка и реализаця  целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;
  2. улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;
  3. защита внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством. При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.
  4. реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;
  5. формирование международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Информация о работе Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений