Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и проанализировать значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Задачи:
проанализировать, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль России в мировой торговле;
оценить работу России на международном рынке труда;
рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5
Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11

2 Анализ положения России на международном рынке…….17
2.1.Место и роль России в мировой торговле…………………………………17
2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22
2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25

Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29

Заключение……………………………………………………………….….…47

Список использованных источников…………………………..…..49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 97.02 Кб (Скачать)

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

стратегическое  государственное и муниципальное  планирование

 

Стратегическое  планирование и регулирование международных  экономических отношений

 

Курсовая работа

 

 

Выполнила студентка группы      _______     _________     ___________________

          (подпись)                          (Ф.И.О.)

Дата сдачи на рецензирование    «____»____________ 20___г.

 

Руководитель: __________________              _____________

               (уч. степень, должность)                      (Ф.И.О.)

 

Работа защищена «____»____________ 20__ г.  с оценкой________  __________

       (подпись)

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3 

 

1 Понятие международных экономических отношений……………………………………………………………………….5

    1. Сущность и основы международных экономических отношений..……..5
    2. Объекты и субъекты в условиях рынка……………………………………9
    3. Принципы и особенности механизма международных экономических отношений…………………………………………………………………..11

 

2 Анализ положения России на международном рынке…….17

2.1.Место и роль России  в мировой торговле…………………………………17

     2.2.Россия на международном рынке труда………………………………….22

    2.3.Государственное регулирование внешнеэкономических связей………25

 

  1. Стратегия внешнеэкономическоей деятельности РФ………29

 

Заключение……………………………………………………………….….…47

 

Список использованных источников…………………………..…..49

 

 

 

 

 

 

 

 

ведение

 

Конец XX — начало XXI века является периодом формирования новой системы  мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке  капиталов, ресурсов.

Процесс перехода России в мировое  хозяйство, ее утверждение как равноправного  участника в системе международных  экономических отношений в международном  разделении труда находится в  самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов  участия в МЭО доля России в  мировой экономике и степень  ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко  снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял  чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся  процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные  интеграционные процессы. Только около  одной четверти российской экономики  «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое  сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут  стать:

  • прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;
  • восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма  взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными  торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

Давно закончилась эпоха натуральных  хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более  экономически прозрачными. Торговля между  странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда  несут в себе ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая  экономика. Данные аргументы объясняют  актуальность выбранной темы.

В ходе написания работы были использованы материалы периодических изданий: Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», «Деловая жизнь», а так же учебные  пособия: В.Е. Рыбалкина, Б.А. Райзберга, Л.Н. Чечевициной, курс лекций И.Ю. Андрюхиной.

Цель – рассмотреть и проанализировать  значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.

Задачи:

  • проанализировать, как складывалась международная торговля;
  • рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;
  • оценить место и роль России в мировой торговле;
  • оценить работу России на международном рынке труда;
  • рассмотреть внешнеэкономическую стратегию.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие международных экономических отношений

 

1.1 Сущность и основы международных экономических отношений

Международные экономические  отношения - система хозяйственных  связей между национальными экономиками  отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные  экономические отношения находят  практическое выражение в обмене между странами, представляющими  их предприятиями, фирмами и организациями  продукцией (товарами и услугами) международной  торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и  кредитных, информационных интернациональных  связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной  специализации производства и науки, интенационализации хозяйственной  жизни. Становление и развитие МЭО  определяются усилением взаимосвязи  и взаимозависимости экономик отдельных  стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят  от естественных (природных, географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы  МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной  деятельности:

  • международная торговля;
  • международная специализация производства и научно-технических работ;
  • обмен научно-техническими результатами;
  • информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
  • движение капитала и рабочей силы;
  • деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Возможности, перспективы  и роль МЭО, значение и соотношение  их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходом к высшим его  типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой  международный обмен, в частности, товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное  разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе  внутриотраслевой. Наконец, единичный  тип международного разделения труда  означает специализацию на отдельных  этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских  и технологических разработок и  даже инвестиционного процесса. Тем  самым создаются предпосылки  ускоренного роста ёмкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.

Из сказанного можно сделать  вывод, что в принципиальных характеристиках  международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом  приложения труда, капитала, природных  и других ресурсов представляют собой  одну из сфер рыночного хозяйства  со свойственными ему основными  признаками. Как известно, исходя из принципа свободы выбора для продавцов  и покупателей, и в этой сфере  рыночные отношения предполагают:

    • множественность их объектов и субъектов;
    • определяющее воздействие спроса и предложения;
    • их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;
    • конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное пространство его осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создают  более чем достаточные предпосылки  множественности объектов. Это же можно сказать о множественности  субъектов - их число на рынке возрастает: наряду с национальными предпринимателями  и фирмами в МЭО участвуют  иностранные, международные компании и организации, государственные  структуры различных стран. Не изменяя  механизм спроса и предложения, МЭО  расширяют его границы, охватываемые объёмы и ассортимент обмена. Новые  количественные и качественные характеристики приобретает система рыночных цен. И, конечно, ужесточаются условия конкуренции. В качестве основных признаков МЭО  как сферы развитого рыночного  хозяйства могут быть названы  следующие.

Во-первых, как и в любой  национальной экономике в основе мирового хозяйства и МЭО лежат  разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран  в той или иной мере связаны  между собой.

Во-вторых, участники МЭО  экономически обособлены, в частности, в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обуславливает  товарно-денежный характер связей.

В-третьих, в совокупности мирохозяйственных обменных связей, МЭО действуют законы спроса, предложения  и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного  механизма.

В-четвертых, так же, как  национальные рынки, мировой рынок  МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и  покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и  услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

В-пятых, одна из основных форм МЭО - международная торговля - представляет собой множество межстрановых потоков  продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение  факторов производства опосредствовано  движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными  отношениями. Наряду с товарными  рынками функционирует мировой  финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные  инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают  мировой финансовой системе завершенный  вид. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения  определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей  силы, что обуславливает формирование мирового рынка труда. Возрастание  роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое  внедрение системы патентования и лицензирования изобретений и  открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают  предпосылки для становления  мирового информационного рынка.

В-седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные  институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как  общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный  валютный фонд и т.д.), так и регионального  значения (КЕС, ЕБРР и т.п.).

В-восьмых, МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии  концентрации производства и сбыта  частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК), и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы  поставщиков некоторых видов  продукции (к примеру, ОПЕК).

Наконец, МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно  проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране также влияют на состояние и развитие МЭО.

Все вышесказанное принципиально  характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

 

1.2 Объекты и субъекты МЭО в условиях рынка

Объекты и субъекты МЭО, в  принципе, не отличаются от таковых  в рамках национального рыночного  хозяйства. Новые количественные и  качественные моменты характеризуют  их множественность. В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной  торговле, объём которой превышает  в настоящее время 8 трлн. долларов. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен  товарами и услугами отличается крупными объёмами, широтой ассортимента, дифференциацией  по качеству, как правило, большей  конкурентоспособностью. Предметом  МЭО являются непосредственные связи  по специализации и кооперированию в области производства и научно-технических  работ. Особое значение приобрело перемещение  факторов производства между странами, хотя, как отмечалось, в мирохозяйственных  отношениях тому есть ряд препятствий. Сюда относится, прежде всего, движение капитала в разных формах, международное  использование финансово-кредитных  ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью. В качестве особого  объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций  в области экологии и по решению  других проблем глобального характера. Больше особенностей в субъектах  МЭО. Но и здесь, как в целом  в рыночной среде, отношения между  партнерами из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных  фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Такие варианты государственного участия различны:

Информация о работе Стратегическое планирование и регулирование международных экономических отношений