Стратегический план развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа представляет разработку стратегического плана развития предприятия «Комплектсервис-бетон», который предполагает выпуск новой продукции из современного строительного материала – пенобетона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Миссия организации. 5
2.Цели организации. 7
3. Оценка и анализ внешней среды. 10
4. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации .15
4.1. План маркетинга 15
4.2. Финансы и бухгалтерский учет. 16
4.2.1. Анализ ликвидности предприятия 16
4.3. Анализ зоны операций. 19
4.4. Человеческие ресурсы. 20
4.5.Культура и имидж предприятия. 21
5. Анализ стратегических альтернатив. 25
6.Выбор стратегии. 27
7. Реализация стратегического плана. 29
8. Оценка рисков 32
8.1. Анализ безубыточности 32
8.2. Анализ риска 33
9. Управление, планирование и контроль за реализацией стратегического плана 38
10. Оценка стратегии и оценка структуры 41
10.1. Оценка стратегии 41
10.2. Оценка структуры 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список литературы. 46

Работа содержит 1 файл

Стратегиический план.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Миссия организации. 5

2.Цели организации. 7

3. Оценка и  анализ внешней среды. 10

4. Управленческое  обследование внутренних сильных  и слабых сторон организации .15

4.1. План маркетинга 15

4.2. Финансы и  бухгалтерский учет. 16

4.2.1. Анализ ликвидности предприятия 16

4.3. Анализ зоны  операций. 19

4.4. Человеческие  ресурсы. 20

4.5.Культура и  имидж предприятия. 21

5. Анализ стратегических  альтернатив. 25

6.Выбор стратегии. 27

7. Реализация  стратегического плана. 29

8. Оценка рисков 32

8.1. Анализ безубыточности 32

8.2. Анализ риска 33

9. Управление, планирование и контроль за реализацией стратегического плана 38

10. Оценка стратегии и оценка структуры 41

10.1. Оценка стратегии 41

10.2. Оценка структуры 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

Список литературы. 46 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Любое предприятие в период своей деятельности  требует преобразований, либо нововведений. Это одна из функций жизнедеятельности  предприятия. Для развития перспективы предприятия необходимо придерживаться определенной стратегии. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, что позволяет фирме достичь своих целей.

    Данная  курсовая работа представляет разработку стратегического плана развития предприятия «Комплектсервис-бетон», который предполагает выпуск новой продукции из современного строительного материала – пенобетона.

    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  во времена расширения объемов строительства, предприятиям, выпускающим строительные изделия, следует ориентироваться не только на качество, но и новые технологии, применяемые в строительстве. Так, например, появляются быстровозводимые дома, но для многих семей это дорогостоящее жилье, поэтому они предпочитают строить или модернизировать свое жилье самостоятельно, именно для такого контингента, и не только, создан материал называемый пенобетоном. В городе Воткинске это актуально еще и тем, что пенобетонные блоки продают в основной своей части организации - посредники, что увеличивает их конечную цену для покупателей, непосредственное приобретение их у производителя сделает этот материал доступным для жителей города.

    Основная  стратегия развития «Комплектсервис-бетон» - это увеличение прибыли предприятия, причем производя продукцию на месте, делая ее тем самым более доступной по цене и отвечающей всем параметрам качества. А так же «Комплектсервис-бетон» планирует завоевать долю рынка по объему продаж пеноблоков в городе Воткинске порядка 25% и выйти на рынки других городов и районов. Цель данной курсовой работы: представить стратегический план развития предприятия «Комплектсервис-бетон».

 

     1. Миссия организации. 

    Миссия – это четко выраженная причина существования фирмы. Она детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентир для определения целей стратегий на различных организационных уровнях.

    Особое  значение миссии состоит в том, что: во-первых, она является базисом, точкой опоры для всех плановых решений  компании, для дальнейшего определения  целей и задач; во-вторых, она создает уверенность, что компания преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; в-третьих, миссия помогает работникам сосредоточить их усилия на выбранном направлении, объединяет их действия; в-четвертых, она создает понимание и поддержку среди внешних участников компании (акционеров, финансовых фирм и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе. Поэтому миссия не должна быть узкой, она не должна учитывать только перспективы производства и сбыта товара, это ограничивает горизонт бизнеса, что может привести к тому, что возможности бизнеса будут упущены.

    Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией и отражать следующие аспекты:

  • Круг удовлетворяемых потребностей;
  • Характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
  • Перспективы роста бизнеса.

    В разных источниках приводятся различные  определения миссии, а также несколько  их видов. Например, профессор В. Баранчеев  в статье «Стратегический анализ: Технология, инструменты, организация» дает следующее определение миссии: миссия - это «первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме, прежде всего, у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции». Автор рассматривает три вида миссии:

    Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.

    Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

    Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. «видение» будущего состояния фирмы.

    Миссия предприятия (миссия – ориентация) «Комплектсервис-бетон»  звучит следующим образом:

    «Наша компания - это коллектив единомышленников, которые понимают, что наиболее полно  реализовать себя они могут там, где бизнес в качестве основной движущей силы использует таланты и знания своих сотрудников. Быть лидером для современной компании - значит объединить и реализовать возможности наукоемких разработок, технологий и специалистов, способных создавать новое и лучшее. Качество продукции, разработок и услуг - основа успеха и развития компании. Качество продукции складывается из качества каждого технологического элемента, в каждый момент времени, на каждом рабочем месте, на каждом этапе производственного процесса. Мы заботимся о каждом клиенте, наш товар должен сделать теплее, надежнее и уютнее каждый дом, каждую семью, каждого человека».

 

     2.Цели организации. 

    Цели  организации устанавливаются на длительный срок и имеют широкие  рамки, как правило, не имеют четко  выраженных количественных характеристик. Можно выделить восемь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет свои цели.

  1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевание лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
  2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: организацией производства новых товаров, освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
  3. Производительность. Более эффективно то предприятие, которое затрачивает на производство определенного количества продукции меньше экономических ресурсов. Показатели производительности труда, ресурсосбережения важны для любого предприятия.
  4. Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов. Сравнивается наличный уровень с необходимым, и выдвигаются цели относительно расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности.
  5. Прибыльность. Эти цели могут быть выражены количественно: достигнуть определенного уровня прибыли, рентабельности.
  6. Управленческие аспекты. Краткосрочная прибыль предприятия, как правило, является результатом предпринимательского таланта и чутья, а также везения. Обеспечит получение прибыли в долгосрочной перспективе можно только за счет организации эффективного планирования, отсутствие которого, по мнению многих специалистов, сдерживает развитие российского предприятия.
  7. Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда и т.д.
  8. Социальная ответственность. В настоящее время большинство западных экономистов признает, что отдельные фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепризнанных ценностей.

    Многоплановость целей объясняется тем, что любое предприятие является многоцелевым. И сложность заключается в определении приоритетов целей. Цели предприятия должны обладать критериями качества поставленных целей.

  1. Цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки (контроля) хода работы.
  2. Цель должна быть достижимой. Установление целей, переоценивающих возможности предприятия, может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда.
  3. Цели должны быть ориентированы во времени.
  4. Множественные цели предприятия должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, направленные на достижение одной цели, не должны противоречить достижению другой.
  5. Цели должны вести к получению максимальной прибыли.

    Проведенная работа по выявлению сильных и  слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ позволит получить ясное представление о том, что предприятие может достигнуть, и установить конкретные цели (задачи). 

    Предприятие «Комплектсервис-бетон»  ставит перед собой следующие цели:

  • внедрить новый продукт и достичь объема производства в 2011г. в размере 4000 куб.м.  в год;
  • достижение уровня прибыли от производства пенобетона в размере 100 000 руб. в год;
  • достижение доли рынка в г. Воткинске и Воткинском районе в 2011 году не менее 25% ;
  • выход на рынки других городов, районов и занять общую долю рынка равную 33,5%.
 

 

     3. Оценка и анализ внешней среды. 

    Основное  предназначение внешнего анализа – определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.

    Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли (снижение налогов, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиции конкурентов и т.д.). Задача анализа заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия.

    Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли (снижение покупательской способности населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения и т.д.).

    Влияние внешней среды на деятельность предприятия  зависит от результатов анализа  и его последствий: после анализа будут приняты необходимые стратегические решения или предприятие ограничится наблюдением за этой областью.

    Существую различные виды факторов, влияющих на деятельность предприятия из внешней  среды:

  1. Экономические факторы (уровень инфляции, процентная ставка и курс национальной валюты, уровень безработицы и т.п.);
  2. Политико-правовые факторы (правительственная стабильность, налоговая политика, кредиты федерального правительства и целевые региональные программы и т.п.);
  3. Рыночные факторы (легкость проникновения на рынок, уровень конкуренции и т.п.);
  4. Технологические факторы (НТП, затраты на НИОКР);
  5. Международные факторы (изменение валютных курсов, политика и защита против иностранной конкуренции);
  6. Факторы конкуренции (необходимо знать сильные и слабые стороны конкурентов, оценку текущей стратегии конкурентов, будущие цели конкурентов и т.п.);
  7. Социально-культурные факторы (демографическая структура населения, активность потребителей и т.д.).

    Основные  возможности и угрозы предприятия «Комплектсервис-бетон», его сильные и слабые стороны, а так же взаимодействие между всеми этими факторами можно рассмотреть подробнее, проведя SWOT-анализ (таблица1).

    Таблица 1

          Возможности:     Угрозы:
      Улучшение уровня жизни населения

Появление новых  поставщиков

Снижение цен  на сырье и готовую продукцию

Снижение налогов  и пошлин

Совершенствование менеджмента

Снижение безработицы

Разорение и  уход конкурентов

Совершенствование технологии производства

Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

Неудачное поведение конкурентов

Изменение покупательских предпочтений

Появление товаров заменителей

Сбои в поставках  продукции

Появление принципиально  нового товара

Снижение уровня жизни населения

Рост темпов инфляции

Ужесточение законодательства

Изменение уровня цен

Скачки курсов валют

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

Рост налогов 

Рост безработицы

Ухудшение политической обстановки

Появление новых  фирм на рынке

    Сильные стороны:     «Сила и возможности»     «Сила и угрозы»
Достоверный мониторинг рынка

Отлаженная сбытовая сеть

Высокий контроль качества

Рост оборотных  средств

Высокая квалификация персонала

Хорошая мотивация  персонала

Достаточная известность

Выход на новые рынки, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств;

Достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;

Квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка;

Четкая стратегия позволит использовать все возможности.

Усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;

Появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;

Известность защитит от товаров-заменителей и добавит преимуществ в конкуренции;

Достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.

    Слабые  стороны: «Слабость и возможность»     «Слабость и угрозы»
Недостатки  в рекламной политике

Средний уровень  цен

Не полная загруженность  производственных мощностей

Неучастие персонала  в принятии управленческих решений

Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений

Плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг;

Неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;

Снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.

Появление новых конкурентов, и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;

Неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;

Непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;

Неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании.

Информация о работе Стратегический план развития предприятия