Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:20, курсовая работа
Актуальность темы "Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса" бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организациях малого бизнеса. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Глава 1. Теоритические основы стратегического менеджмента
1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента
1.2. Особенности организации малого бизнеса
Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Мелекс"
2.2 Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды организации ООО "Мелекс"
Глава 3. Разработка и реализация стратегии ООО "Мелекс"
3.1 Составляющие экономической стратегии предприятия ООО "Мелекс"
3.2 Разработка стратегии предприятия ООО "Мелекс"
3.3 Экономическая эффективность мероприятий по реализации стратегии ООО "Мелекс"
3. выполняет
важные социальные функции:
4. для
экономики в целом
Исследование
деятельности предприятий малого бизнеса
как сложной экономической
Экономическая функция малого предприятия проявляется в самом факте функционирования этой деятельности и выражается выходом товара на рынок, получении выручки от продаж и увеличении поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса.
Социальную роль малого предпринимательства можно оценить снижением уровня безработицы, созданием условий для реализации потенциальных возможностей граждан.
Привлекательность
бизнес-среды для малого бизнеса
можно оценить следующей
Учитывая мнения отечественных и зарубежных экономистов, а также положения российского законодательства считаем, что малое предпринимательство - это особый вид бизнеса, связанный с инвестиционной деятельностью, которая отражает единство экономической инициативы и самостоятельности, способствует внедрению технических и технологических инноваций и характеризуется следующими признаками: инициативностью, инновационностью, готовностью к рискам.
Такое понятие малого предпринимательства отличается новым качеством, признающим инновационный характер деятельности, при помощи которой предоставляется возможность создавать новые товары, технологии, формы организации производства с целью достижения устойчивого состояния.
В условиях рынка устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает вложенные в активы предприятия средства, и расплачивается по своим обязательствам.
Устойчивость
функционирования субъектов малого
бизнеса можно
В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции состояние предприятия переходит из одного типа устойчивости в другой. Зная предельные границы изменения источников средств, можно управлять устойчивым развитием, что предполагает определение критических значений состояния предприятия и ориентация на эти значения.
Очевидно, что степень устойчивости изменяется под влиянием различных внешних и внутренних факторов.
Основными факторами, оказывающими влияние на деятельность субъектов малого бизнеса, являются:
1. положение предприятия на товарном рынке;
2. производство
и выпуск дешевой,
3. его потенциал в деловом сотрудничестве;
4. степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
5. наличие неплатежеспособных дебиторов;
6. эффективность хозяйственных и финансовых операций.
Необходимо отметить в этой связи, что под устойчивым функционированием субъектов малого бизнеса мы понимаем предвидимое, поступательное, управляемое осуществление качественных преобразований в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий, напрямую определяющее эффективность их деятельности.
Решающим фактором повышения устойчивости деятельности представителей малого бизнеса, является совершенствование финансового механизма.
Высшей формой финансовой устойчивости предприятия является его способность не только в срок расплачиваться по своим обязательствам, но и его способность развиваться в условиях меняющейся внешней и внутренней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, а также иметь возможность своевременно погашать взятую ссуду с уплатой причитающих процентов.
Одним
из важных направлений совершенствования
финансового механизма является диагностика
финансовой деятельности малого предприятия.
Глава
2. Аналитические основы стратегического
менеджмента организаций малого бизнеса.
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Мелекс"
Фирма "Мелекс" является обществом с ограниченной ответственностью, созданным в соответствии с законодательством. Дочерних и зависимых предприятий не имеет. ООО "Мелекс" является юридическим лицом и пользуется всеми правами, вытекающими из своего правового статуса - осуществлять хозяйственную деятельность, заключать договоры и т.д.
Преимуществом выбранного направления деятельности является отсутствие проблемы нехватки трудовых ресурсов. Набор рабочей силы осуществляется путем заключения договоров с работниками на любой оговоренный срок.
Потенциальными
потребителями продукции
Основной вид деятельности производство и реализация минеральной, питьевой, газированной воды и соков. Предприятие оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, соответствующим всем европейским стандартам, что позволяет производить высококачественные минеральные и питьевые воды.
Забор природной воды производится из собственной глубинной артезианской скважины, в экологически чистом районе Московской области поселок Малаховка. Передовые технологии, используемые в производстве, позволяют донести до потребителя воду в ее первозданном виде - она подвергается обработке, при которой не нарушается ее природная структура и минерализация.
Вода разливается под торговой маркой "МАЛАХОВСКАЯ" и "Мелекс", в удобной ПЭТ таре ёмкостью 0,5л., 1,5л., 5,0л.
Продукция, приобретаемая для реализации в организации ООО "Мелекс" закупается исключительно у проверенных и надежных производителей.
Продукция обладает
высокими потребительскими свойствами
благодаря применению высокоэффективного
конверсионного оборудования. Продукцию
отличает от импортных(Pepsi-cola "Аква минерале")
и отечественных("Ессентуки") аналогов
низкая конкурентная цена.
К недостаткам
продукции можно отнести
В ООО "Мелекс" бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в России.
Ответственность
за организацию бухгалтерского учета,
соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций несет генеральный
директор организации. Основные показатели
работы ООО "Мелекс" за 2009-2011 гг., приведена
в таблице 1.
Таблица 1. Основные показатели экономического роста фирмы ООО "Мелекс" за 2009-2011 гг.
Показатели | Единицы изм. | 2011 | ||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2009 | 2010 | ||||
абс. | % | абс. | % | |||||
Выручка | тыс.руб. | 900000 | 1002000 | 1100000 | 20000 | 122 | 98000 | 109 |
Себестоимость | тыс.руб. | 76000 | 852000 | 940000 | 180000 | 123 | 88000 | 110 |
Прибыль | тыс.руб. | 140000 | 1500000 | 160000 | 20000 | 114 | 20000 | 107 |
Рентабельность | % | 15 | 14,97 | 14,55 | -0,45 | 970 | -0,42 | 971 |
Среднее число рабочих | чел. | 12 | 13 | 13 | ||||
Фонд оплаты труда | тыс.руб. | 97200 | 115700 | 122850 | 25650 | 126 | 7150 | 106 |
Производительность труда | тыс.руб/чел. | 75000 | 77076 | 84615 | 9615 | 112 | 7539 | 110 |
Стоимость ОПФ | 7607000 | 7607000 | 7607000 |
2009 год:
Сб.= В-П=900000 руб.
- 140000 руб. = 760000 руб.
Р.= П/В * 100% = 140000
руб./ 900000 руб. * 100% = 0,15 * 100% = 15%
Пр тр. = В/численность
= 900000 руб./12 чел. = 75000 руб.
2010 год:
Сб.= В-П=1002 000 руб.
- 150 000 руб. = 852000 руб.
Р.= П/В * 100% = 150000
руб./ 1002000 руб. * 100% = 14,97%
Пр тр. = В/численность
= 1002000 руб./13 чел. = 77076 руб.
2011 год:
Сб.= В-П=1100000 руб. - 160000 руб. = 940000 руб.
Р.= П/В * 100% = 160000 руб./ 1100000 руб. * 100% = 14,55%
Пр тр. = В/численность = 1100000 руб./13 чел. = 84615 руб.
Выручка от продажи продукции организации ООО "Мелекс" за 2010 год увеличилось на 102000 руб. в 2011 году увеличилась на 98000 руб., что связано с возросшим спросом на продукцию. Себестоимость реализованной продукции за 2010 год увеличилась на 92000 руб., в 2011 году себестоимость продукции увеличилась на 88000 руб.
Фонд оплаты труда работников ООО "Мелекс" ежегодно увеличивался, с 97200руб. в 2009 году до 122850 руб. по итогам 2011года.
Прибыль от реализации продукции увеличилась в 2010 году на 10000руб. и составила 150000 руб., в 2011 году также увеличилась на 10000 руб. и составила 160000 руб.
Рентабельность производственной деятельности уменьшилась с 15 % в 2009 году до 14,55 % по итогам 2011 года (на 0,45 процентных пункта).
Рост величины чистой прибыли предприятия в 2011 году объясняется высокими результатами деятельности предприятия, увеличением выручки, малыми темпами роста себестоимости.
Исходя
из вышеприведённого анализа, можно
сделать вывод, что производственно-финансовая
деятельность ООО "Мелекс" к концу
анализируемого периода улучшается.
2.2 Анализ
влияния факторов внешней и
внутренней среды организации
Анализ внешней среды - необходимое действие, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно учитывать и контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста фирмы или опасности для нее.
Экономическая среда. Для исследования этого фактора необходимо анализировать ситуацию в стране, безработицу, уровень инфляции.
В данное время в России складывается шаткое и нестабильное положение, что касается всех сфер деятельности. Это обстоятельство не обошло и отрасль, в которой работает предприятие "Мелекс".
Дело в том, что минеральная вода не является товаром первой необходимости для потребителя, поэтому даже незначительное повышение цены может привести к существенному снижению потребления. Это происходит из-за крайне низкой покупательной способности потребителя. При этом в стране растёт инфляция что негативно сказывается на ценах на закупочные материалы (тара, этикетки, оборудование).
Политико-правовая среда. Одним из неблагоприятных моментов является то, что, благодаря существующему законодательству, оказывается существенное налоговое давление на предприятие, а выплаты в этой сфере несоизмеримы с возможностями предприятия.
Научно-техническая среда. Деятельность предприятия фактически заключается в предоставлении потребителю возможности пользоваться редкостными природными ресурсами, коэффициент участия предприятия в производстве самого продукта практически равен нулю. В остальном же предприятие обеспечивает полностью все остальные мероприятия, необходимые для передачи ресурса потребителю. Все основные технологические новинки используются именно на этом этапе. Это могут быть такие аспекты:
- дизайн и материал упаковки;
- дизайн и материал этикетки;
- технологии механической очистки минеральной воды;
- технологии разлива минеральной воды в тару;
- технологии и рецепты изготовления безалкогольных напитков.
Демографическая среда. Если оценивать, насколько существенно влияют на ООО "Мелекс" демографические изменения, то можно сказать, что это один из важных факторов, позволяющий оценивать приблизительные объёмы продаж. Это происходит потому, что объёмы закупок посредников напрямую зависят от спроса конкретных потребителей.
Микросреда организации включает в себя те наиболее важные факторы, которые непосредственно влияют на организацию. Эту среду так же называют средой прямого воздействия. Она включает в себя поставщиков, посредников, клиентов и конкурентов организации.
Поставщики организации. Основной ресурс, необходимый для производства - вода, при помощи мощностей предприятия. Минеральная вода, используемая в производстве, добывается из глубины. Других поставщиков этого ресурса предприятия не признаёт принципиально.
Но всё же предприятие ООО "Мелекс" вынуждено закупать оборудование, тару, заказывать этикетки у сторонних организаций. Поставщики такой продукции, с которыми работает предприятие являются давними партнёрами. В свете этого никаких сбоев в поставках быть не должно.
Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса