Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы "Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса" бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организациях малого бизнеса. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Содержание

Глава 1. Теоритические основы стратегического менеджмента

1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента

1.2. Особенности организации малого бизнеса

Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Мелекс"

2.2 Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды организации ООО "Мелекс"

Глава 3. Разработка и реализация стратегии ООО "Мелекс"

3.1 Составляющие экономической стратегии предприятия ООО "Мелекс"

3.2 Разработка стратегии предприятия ООО "Мелекс"

3.3 Экономическая эффективность мероприятий по реализации стратегии ООО "Мелекс"

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 16 ТЕМА .doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по стратегическому менеджменту  на тему:

«Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса» 
 
 

Исполнитель: Казаченко Алеся Владимировна

Специальность: менеджмент организации

№ зачетной книжки: 08ММД13410

Руководитель: Кондрашов Виктор Михайлович 
 
 
 
 
 

Смоленск 2011

Содержание 

Глава 1. Теоритические основы стратегического менеджмента 

1.1 Сущность и  функции стратегического менеджмента 

1.2. Особенности  организации малого бизнеса 

Глава 2. Аналитические  основы стратегического менеджмента  организаций малого бизнеса 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия ООО "Мелекс" 

2.2 Анализ влияния  факторов внешней и внутренней среды организации  ООО "Мелекс" 

Глава 3. Разработка и реализация стратегии  ООО "Мелекс" 

3.1 Составляющие  экономической стратегии предприятия  ООО "Мелекс" 

3.2 Разработка  стратегии предприятия  ООО "Мелекс" 

3.3 Экономическая  эффективность мероприятий по  реализации стратегии  ООО "Мелекс" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы "Стратегический менеджмент в  организациях малого бизнеса" бесспорно  велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организациях малого бизнеса. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.

Разработка  стратегии является одной из основных функций менеджмента. Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию  как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иным грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Основной  целью является исследования теорий стратегического менеджмента, доказать что стратегия является основным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе, разработать стратегию по увеличению доли рынка на примере ООО "Мелекс"

Достижение  поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать  теоретические основы стратегического менеджмента;

2. выполнить  анализ деятельности организации  и сегментов регионального рынка;

3. разработать  стратегии по увеличению доли рынка ООО "Мелекс"

Объектом  исследования является стратегическая деятельность предприятия по реализации газированной воды ООО "Мелекс".

Предметом исследования является выработка и  реализация стратегии, создание структуры  управления предприятием, ориентированной  на решение проблем стратегического менеджмента.

Методологической  основой курсовой работы является аналитический  метод, сравнение, расчетный, синтез, монографический.

Научной основой моей курсовой работы труды  отечественных и зарубежных ученных 

Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. ,Гольдштейн Г.Я, Зайцев Л. Г, Люкшинов А. Н. , Маркова В. Д., Кузнецова С. А. , Панов А. И. , Сайман, Г. , Томпсон А. А., Семёнов А.К. и другие.

Работа  состоит из введения, заключения, списка литературы, трех глав, 5таблиц, 1диаграммы и изложена на 25 станицах машинописного текста. Библиография включает в себя 14 литературных источника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоритические основы стратегического менеджмента 

1.1 Сущность и  функции стратегического менеджмента 

Стратегический  менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

В настоящее  время существует множество определений  стратегии, но всех их объединяет понятие  стратегии как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

"Стратегия  - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения".

"Стратегическое  управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать

как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь  ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей". Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение  назначения и главных целей бизнеса фирмы,

- анализ  внешней среды фирмы,

- анализ ее внутренней обстановки,

- выбор и разработка стратегии фирмы,

- анализ  портфеля диверсифицированной фирмы,

- проектирование ее организационной структуры,

- выбор  степени интеграции и систем управления,

- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",

- определение  нормативов поведения и политик  фирмы в отдельных сферах ее деятельности,

- обеспечение  обратной связи результатов и стратегии компании,

- совершенствование  стратегии, структуры, управления.

Выделяют  следующие функции стратегического менеджмента:

- планирование стратегии;

- организация выполнения стратегических планов;

- координация при решении стратегических задач;

- мотивация к достижению стратегических результатов;

- контроль процесса выполнения стратегии.

Планирование стратегий включает в себя:

- прогнозирование - в него входят анализ внутренних и внешних факторов, обоснование стратегии, оценка риска и так далее;

- разработка стратегии - формирование миссии, определение перспектив, формулировка стратегии, увязка стратегий по подразделениям и так далее;

- бюджетирование - стоимостная оценка стратегии, распределение ресурсов, составление бюджета и так далее;

Организация выполнения стратегических планов включает:

- формирование потенциала фирмы;

- согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией;

- создание корпоративной культуры поддерживающей стратегию

Координация действий по формированию и реализаций стратегий заключается в следующем:

- согласование управленческих решений отдельных уровней;

- последовательная консолидация целей;

- консолидация стратегий структурных подразделений.

Мотивация, как функция стратегического  менеджмента представляет собой  систему стимулов побуждающих персонал к выполнению стратегии, достижению нужных результатов. Непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

Контроль  состоит из следующих действий:

- непрерывное наблюдение за реализацией стратегии;

- заблаговременное выявление опасностей;

минимизация последствий ошибок, отклонений. непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

Данные  функции стратегического менеджмента  выражают его сущность, способствуют реализации стратегии в нестабильной внешней среде. 

1.2 Особенности  организации малого бизнеса 

Воздействуя на те или иные отношения, государство, с одной стороны, способствует устранению несовершенства существующих механизмов, особенно в рыночных отношениях, а  с другой преодолевает влияние негативных факторов, обусловленных обеспечивающими  подсистемами финансового механизма.

Малое предпринимательство  или малый  бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет таким предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В определении  термина "малое предпринимательство" у теоретиков нет пока единого  мнения. В мировой практике не выработано единых критериев и показателей  для определения размеров бизнеса.

Во-первых, они существенно разнятся по странам  и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения малого предпринимательства. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения малого предпринимательства не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но и в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.

Правильное  понимание сути этого вида бизнеса  имеет большое теоретическое и практическое значение по следующим причинам:

1. процесс  его функционирования тесно связан  с государственной поддержкой, в  том числе в сфере финансово-кредитной,  налоговой политики, а поэтому  необходим контроль со стороны  государства;

2. он  особенно уязвим при неблагоприятных  изменениях в макро- и микросреде  фирмы, недостаточно устойчив  в кризисных ситуациях;

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса