Стратегический менеджмент и его применение на предприятии ресторанно-гостиничного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
1.1. ОСОБЕННОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8
1.3. НЕДОСТАТКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.4. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
1.5. ОБЩИЙ ПОДХОД К ВЫДЕЛЕНИЮ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 13
1.6. СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 16
1.7. ВЫБОР ПРИЕМЛЕМОГО ПЛАНА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
1.8. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ СТРАТЕГИИ 25
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 28
2.1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА 28
2.1.2. СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 30
2.1.3. МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 31
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
3.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «БЕЛИССИМО» 34
3.1.1. АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОГО МАКРООКРУЖЕНИЯ ОТРАСЛИ 34
3.1.2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ М. ПОРТЕРА 36
3.1.3. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОВ 40
3.1.4. ОЦЕНКА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ О КОМПЛЕКСНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ 41
3.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 44
3.2.1. SWOT-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 44
3.2.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ ООО «БЕЛИССИМО» 48
3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 50
3.3.1. ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент и его применение на предприятии ресторанногостиничного бизнеса.doc

— 482.50 Кб (Скачать)

     - измеримыми - означает, что цель должна  быть представлена количественно  или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения;

     - достижимыми - означает, что цели  должны быть реальными, не выходящими  за рамки возможностей исполнителей;

     - согласованными - означает, что цели  следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи;

     - приемлемыми - означает, что необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности;

     - гибкими - означает необходимость  внесения корректировок по мере  происходящих в среде изменений. 

     Для облегчения коммуникации цели должны быть представлены в письменной форме.

     Сочетание указанных требований представляет собой сложную задачу, так как  некоторые из них противоречивы (например, конкретность отвергает  гибкость). Противоречивость можно  устранить, если учитывать и анализировать  единичные, двойные и др., влияния каждого из требований. Практически это сводится к установлению важности каждого из требований.

     Следующим этапом разработки стратегии является анализ внутренней и внешней среды  предприятия.

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.

     Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого, функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

     Организация находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

     Стратегическое  управление рассматривает окружение  как совокупность трех сред; макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда.

     Макроокружение  создает общие условия, в которых  действует предприятие, определяя  для него и других предприятий  границы допустимого и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера по разному действует на человека, так  и макроокружение в разной степени влияет на организации в зависимости от уровня ее «здоровья».

     Макроокружение  по отношению к предприятию выступает:

     - как причина и условие ограничения  (или возможности расширения) деятельности;

     - как предпосылка, вызывающая необходимость  изменений на предприятии.

     Состав  макроокружения, групп факторов позволяет  получить полное представление о  складывающихся тенденциях развития внешней  среды организации, приводятся ниже.

     1. При анализе экономических факторов  рассматривают темпы инфляции (дефляции), налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий.

     2. При анализе политических факторов  следует следить за соглашениями  по тарифам и торговле между  странами, протекционистской таможенной политикой, направленной против третьих стран, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.

     3. Руководство организации обязано  постоянно следить за технологической  внешней средой, чтобы не упустить  момент появления в ней изменений,  которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новых технологий), конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.

     4. Социальные факторы внешней среды  включают изменяющиеся общественные  ценности, установки, отношения,  ожидания и нравы. В условиях  экономической нестабильности именно  в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

     В нашей стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных ценностей.

     5. Анализ международных факторов  приобрел большое значение для  отечественных организаций после  отмены государственной монополии  на внешнюю торговлю. Многие крупные  и средние организации активно действуют или и собираются действовать на международном рынке. Поэтому руководство фирм должно следить за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей. С учетом факторов внешней среды стратегия организации, может быть направлена на поиск защиты у правительства против иностранных конкурентов, укрепление внутреннего рынка или на расширение международной активности.

     После определения основных факторов макроокружения компании целесообразно провести их анализ. Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, полученная в ходе обсуждении и т.д., а также мнения и заключения экспертов.

1.7. Выбор приемлемого  плана разработки  стратегии предприятия

 

     Проанализировав методы построения стратегии можно сделать вывод, что не все из них реализуемы в российских условиях. При выборе методов принимается во внимание возможность получения информации о ситуации в отрасли и о положении конкурентов, а также возможности проведения некоторых видов анализа в рамках дипломной работы.

     Отобрав наиболее приемлемые пути разработки стратегии, отражающие в полной мере ситуацию, в которой действует  компания, был составлен план анализа  деятельности предприятия и факторов окружающей среды, влияющих на его работу:

     1. Характеристика внешней среды  предприятия:

     - макросреды;

     - непосредственного окружения. 

     2. Характеристика внутренней среды  предприятия: 

     - общая информация о предприятии;

     - производство;

     - маркетинг;

     - кадры;

     - финансы. 

     3. SWOT - анализ, определение ключевых  факторов успеха (КФУ), построение  матрицы БКГ. 

     Результаты  этого анализа приводят к выработке  альтернативных стратегий работы предприятия  и принятию решения, по какому из путей  руководство организации должно направить свою деятельность для получения наибольшего успеха.

1.8. Оценка и контроль  стратегии

 

     Разработка  и последующая реализация стратегического  плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации  применяют метод «внедрить немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.

     Оценка  стратегии проводится путем сравнения  результатов работы с целями. Процесс  оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.

     При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:

     1. Является ли стратегия внутренне  совместимой с возможностями  организации? 

     2. Предполагает ли стратегия допустимую  степень риска? 

     3. Обладает ли организация достаточными  ресурсами для реализации стратегии?

     4. Учитывает ли стратегия внешние  опасности и возможности? 

     5. Является ли эта стратегия  лучшим способом применения ресурсов  предприятия? 

     Оценка  и контроль реализации стратегии  являются логически завершающим  процессом, осуществляемым в стратегическом управ-лении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

     Основные  задачи любого контроля следующие:

     - определение того, что и по  каким показателям проверять;

     - оценка состояния контролируемого  объекта в соответствии с принятыми  стандартами, нормативами или  другими эталонными показателями;

     - выяснение причин отклонений, если  таковые вскрываются в результате  проведенной оценки;

     В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций.

     Стратегический  контроль сфокусирован на выяснении  того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей предприятия.

 

Глава 2. Стратегическая деятельность предприятия

 

       Тема  разработки стратегии развития предприятия  общественного питания весьма актуальна  в наше время. Индустрия питания  и развлечений стремительно развивается, и это неудивительно - в этих отраслях очень высокие показатели доходности. В подобный бизнес охотно вкладывают деньги, и растущий рынок дает возможность выживать и развиваться новым предприятиям. Не так уж и сложно, имея достаточную сумму денежных средств, открыть своё заведение общепита, главная проблема, с которой сталкивается большинство начинающих предпринимателей - это удержание заведения «на плаву», как раз для этого и необходима разработка стратегии развития предприятия, что собственно и является целью данной работы.

       Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:

       Сформулировать  миссию предприятия «Кафе Белиссимо», построить иерархию целей.

       Провести  анализ внешней среды.

       Провести  анализ внутренней среды предприятия  ООО «Белиссимо», путём составления SWOT-анализа, стратегического ценового анализа.

Информация о работе Стратегический менеджмент и его применение на предприятии ресторанно-гостиничного бизнеса