Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:35, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
1.1. ОСОБЕННОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8
1.3. НЕДОСТАТКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.4. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
1.5. ОБЩИЙ ПОДХОД К ВЫДЕЛЕНИЮ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 13
1.6. СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 16
1.7. ВЫБОР ПРИЕМЛЕМОГО ПЛАНА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
1.8. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ СТРАТЕГИИ 25
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 28
2.1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА 28
2.1.2. СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 30
2.1.3. МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 31
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
3.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «БЕЛИССИМО» 34
3.1.1. АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОГО МАКРООКРУЖЕНИЯ ОТРАСЛИ 34
3.1.2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ М. ПОРТЕРА 36
3.1.3. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОВ 40
3.1.4. ОЦЕНКА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ О КОМПЛЕКСНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ 41
3.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 44
3.2.1. SWOT-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» 44
3.2.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ ООО «БЕЛИССИМО» 48
3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИССИМО» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 50
3.3.1. ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Чтобы получить логически последовательную, реальную, реализуемую, эффективную и единую стратегию, все этапы процесса стратегического управления должны выполняться, последовательно и скоординировано.
Существует
множество определений
По форме стратегия - это разновидность управленческих документов, которая может быть представлена в виде графиков, таблиц, описаний и т.д.
По содержанию стратегия - это модель действий, инструмент для достижения целей организации.
Стратегия
выступает не только в качестве инструмента
обоснования, выработки и реализации
долгосрочных целей и задач
Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа портфельная (или корпоративная); конкурентная (или бизнес-стратегия) и функциональная. Выделяются соответственно и три уровня стратегических решений.
Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.
Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.
Функциональные
решения принимаются в
Считается, что независимое формирование функциональных стратегий - не поднятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.
Корпоративная стратегия на предприятиях с одним видом деятельности будет совпадать с бизнес стратегией. В свою очередь иерархическая структура управления предполагает, что корпоративная стратегия состоит из ряда бизнес - и функциональных стратегий. Кроме того, стратегия высшего иерархического уровня выступает в качестве целей на более низком уровне.
Основной акцент при разработке стратегии фирмы делается на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций, а также конкурентоспособности. Учитываются также возможности успешной деятельности в том или ином секторе рынка, выпуска новых товаров, освоения прогрессивных технологий, направлений деятельности, зон хозяйствования.
На разработку стратегии помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются миссия и цели организации; состояние рынка: конкурентные преимущества; организационная культура; продукция; компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний.
Основными вопросами разработки стратегий являются следующие:
-
какие произошли и в чем
состоят изменения во внешней
среде (как изменился рынок
по объему, структуре и др. характеристикам,
каково поведение на рынке
конкурентов, что в их
-
в каком направлении должна
развиваться товарная политика
организации с тем, чтобы в
большей степени
-
характеристиками он должен
-
в каком направлении должно
идти развитие организации (
-
как сделать реальным новое
состояние организации (как
От действующей стратегии зависит не только возможность реализации потенциала организации, но и с другой стороны высокий потенциал позволяет расширить круг возможных стратегий, сделать их более активными, наступательными.
Итогом процедуры разработки стратегии организации является предварительный проект развития на перспективу. Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность которых должна быть ориентирована фирма; определение источника и типа используемых ресурсов; составление перечня технологий, планируемых к пользованию; выбор способов, отраслей и направлений будущей деятельности, а также вида производимого продукта. В совокупности это и составляет стратегию организации.
Методы построения стратеги предприятия отражены во многих литературных источниках. Различные авторы, описывающие основные принципы стратегического планирования, сходятся во мнении, что выбор миссии и целей организации является ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно, накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Полезным и простым инструментом формирования миссии является модель Эйбелла. Согласно Эйбеллу, границы сферы деятельности компании могут быть определены по трем измерениям:
-
Каковы потребности, функции
Каковы различные группы потребителей, которых нужноудовлетворять,(кто) ?
-
Каковы существующие
При разработке миссии руководство должно стремиться, чтобы миссия не получилась слишком узкой или слишком широкой. Уже в 60-е годы стало очевидно, что узкая миссия является ограничивающей. Многие организации с сужеными сферами деятельности перестали существовать. Например, «руководители железных дорог предполагали, что занимаются железнодорожным бизнесом. В действительности же они занимались бизнесом создания ценности при перевозках людей и грузов. Этим же занимались водители грузовиков и авиакомпании. Их жесткая конкуренция при некотором содействии государственной политики погубила железные дороги». Для организаций опасна и широкая миссия. В идеале миссия должна быть сформулирована в терминах достаточно конкретных, чтобы дать практические направления деятельности, и в то же время - достаточно широких, чтобы стимулировать творческий подход, например, в отношении возможностей расширения производимого ассортимента или диверсификации в смежные отрасли.
Хорошо сформулированная миссия имеет реальную управленческую ценность. Во-первых, разработка миссии позволяет высшему руководству компании, по образному выражению Р. Фалмера, «взглянуть на свой бизнес с высоты птичьего полета». Без этого долгосрочная конкуренция невозможна. Подобный обзор бизнеса не только помогает организационной подготовке будущего, но и способствует гибкости менеджмента.
Во-вторых, четкая миссия предотвращает разброс усилий менеджеров среднего уровня и способствует направлению их действий в единое русло, помогает выработке единой позиции, способствующей укреплению фирменной культуры.
В-третьих,
хорошо проработанная миссия позволяет
сотрудникам фирмы
Мотивационное влияние миссии на сотрудников подтверждено в целом ряде исследований. В-четвертых, миссия способствует созданию цельного образа фирмы, объясняя, какую экономическую и социальную роль в обществе фирма стремится играть.
Цели устанавливаются на основе миссии, предпочтениях высшего руководства, позиций, занимаемых организацией на рынке, и др. факторов и отражают желаемое состояние организации, которое следует достичь в ходе использования потенциала
Важность и необходимость формирования целей в организациях объясняется тем, что без них становится вообще невозможным управление. Цель придает осмысленность любым действиям. Общая логическая цепь здесь такова: цель - задачи подразделений - планы - задания исполнителям - функции (работы) - контроль за исполнением.
Трудно точно выделить области, в которых руководству следует определять цели. Почти каждый автор имеет собственный перечень. Так, А. Райа выделяет 10 областей для установки целей: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности и здания, исследования, организация, человеческие ресурсы, социальная ответственность. Предполагается, что этот перечень не является всеобъемлющим, какой-нибудь конкретной организации может потребоваться сформулировать цели и в других областях. Признанные авторитеты в области стратегического менеджмента Стейнер и Майнер утверждают, что «цели должны быть установлены для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным, и выполнение которого она хочет наблюдать и измерять».
Многочисленные цели фирмы могут быть классифицированы по нескольким признакам:
1.
По горизонту планирования
2.
По характеру целей и
-
Финансовые цели - могут быть заданы
относительно объема прибыли,
дохода на инвестированный
Финансовые
цели, по мнению большинства авторов,
являются приоритетными. Котлер предлагает
начинать процесс разработки организационных
целей с установления финансовых
целей, из которых выводятся
1. Определить желаемый уровень чистой прибыли и рассчитать размер продаж, необходимый для достижения этого результата;
2.
С учетом ожидаемого
Правильно сформулированные цели организации должны быть:
-
конкретными - означает, что при
определении цели необходима
точность отражения ее