Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ общей ситуации в гостиничной отрасли Новосибирска и проведение стратегического анализа общей ситуации в гостинично-ресторанном комплексе «5 элементоа».
Данная цель решается с помощью следующих задач, которые заключаются в:
анализе гостиничной индустрии Новосибирска;
рассмотрении рода деятельности, миссии и целей ООО «5 элементов»;
рассмотрении и анализе стратегий, применяемых гостиницей «Волна» для достижения своих стратегических целей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА….. 5
1.1. Сущность и функции стратегического менеджмента…………………….. 5
1.2. Процесс разработки стратегии организации на основе франчайзинга….. 14
1.3. Цель, задачи, информационная база стратегического анализа во франчайзинговых организациях………………………………………………… 20
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РЕСТОРАННО - ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА …………………………………………………………………. 24
2.1. Общая характеристика ООО «5 элементов» ……………………………… 24
2.2. SWOT-анализ деятельности ООО «5 элементов» ………………………... 28
2.3. Стратегическая сегментация регионального рынка ……………………… 35
3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ В РЕСТОРАННО - ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА …………... 38
3.1. Разработка стратегии ООО «5 элементов»…………………….……. 38
3.2. Обоснование стратегии ООО «5 элементов» на базе стратегического анализа…………………………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………... 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………… 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………… 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………… 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………… 53
Оценивая стратегические
альтернативы, необходимо определить,
повлияют ли они на гибкость компании,
усилят или ослабят степень ее
уязвимости, позволят ли использовать
эффект синергии или превратят его
в тормоз развития и т.д. Переменные,
которые характеризуют
То есть, на этапе разработки и выбора стратегии компания должна оценить перспективы своего развития на всех отобранных рынках с точки зрения того, каких они требуют затрат ресурсов, насколько соответствуют существующим стратегиям фирмы, позволяют ли в полной мере использовать имеющийся потенциал и накопленный опыт, требуют ли изменений функциональных и управленческих возможностей организации.
Работая над выбором альтернативных стратегических решений, следует учитывать тот факт, что может не хватить ресурсов (в том числе и ресурсов времени) для проработки всех возможных вариантов. Кроме того, детальный расчет нескольких стратегических альтернатив может быть неэффективным, если необходимо выбрать только один вариант. В этом случае можно осуществить работу по двум-трем альтернативам, начав с их общей оценки. Это позволит собрать больше фактических данных и более реально оценить выбранные альтернативы, сосредоточившись на одном варианте. В принципе, возможен другой подход, при котором глубоко прорабатывается одна альтернативная стратегия. Затем, если она оказывается неудовлетворительной, осуществляется переход к проработке другой стратегии и т.д. Безусловно, ни один из подходов не гарантирует, что будет найдено идеальное решение. Однако они позволяют учесть тот факт, что выбор осуществляется в реальной жизни, в условиях ограниченности времени, финансовых, человеческих и иных ресурсов.
К вопросам стратегического управления франчайзинговыми системами относятся:
1. Технология создания франчайзинговой системы.
2. Разработка комплекса
мер, направленных на
3. Разработка стратегии непрерывного роста системы.
В вопросах стратегического управления франчайзинговыми сетями критически важную роль играют: форма собственности франчайзинговых предприятий; механизмы контроля франчайзи, обеспечивающие его действия в интересах сети; правильные сроки франшизного соглашения, а также его возможное обновление; стратегия рекламной компании.
1.3. Цель, задачи, информационная база стратегического анализа во франчайзинговых организациях.
Существуют различные точки зрения на основную цель, которую преследует стратегический анализ. Но, безусловно, что все эти взгляды носят смежный характер, и различаются они между собой лишь определенным акцентированием тех или иных областей. Наиболее обще можно констатировать, что основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии, т.е. поиск факторов стратегического успеха компании. Эта установка и составляет сущность стратегического анализа, она, выступает в качестве фундаментальной установки стратегического анализа.
Стратегия предприятия состоит
из следующих взаимосвязанных
1. Определение сферы деятельности предприятия
и формирование стратегических направлений.
2. Постановка стратегических целей и задач
для их достижения.
3. Формирование стратегии для достижения
намеченных целей и результатов деятельности
производства.
4. Реализация стратегического плана.
5. Оценка результатов деятельности.
Анализ затрагивает
наиболее показательные
Информационная база стратегического
анализа - это постоянно действующая
система взаимосвязей специалистов,
оборудования и концептуальных моделей,
предназначенных для сбора, классификации,
анализа и оценки информации, необходимой
для стратегического
• макроокружения;
• непосредственное окружение;
• внутренняя среда.
Стратегический анализ макросреды
включает изучение экономики государства,
правового регулирования, политических
процессов, природных условий и ресурсов,
социальных аспектов в стратегию развития
предприятия. Эти элементы макроокружения
не имеют прямой связи с предприятием,
но влияют на формирование общей атмосферы
бизнеса.
Непосредственное окружение анализируется
по следующим основным компонентам: покупатели,
поставщики, конкуренты, рынок рабочей
силы и другие. Оно охватывает тех участников
рынка, с которыми предприятие имеет прямые
отношения или которые непосредственно
влияют на его деятельность.
Стратегический анализ внутренней
среды выявляет возможности и
потенциал, на который может рассчитывать
предприятие в конкурентной борьбе
в процессе достижения своих целей.
Внутреннюю среду включает следующие
элементы предприятия: производство, финансы,
маркетинг, управление персоналом, организационная
структура.
Макроокружения и непосредственное окружение
вместе составляют внешнюю среду.
Таким образом, объекты стратегического
анализа размещаются в трех частях
среды: макроокружения, непосредственного
окружения и внутри предприятия. Они имеют
разное влияние на стратегию деятельности
предприятия.
Эффективность стратегического анализа
зависит от количества и качества элементов,
составляющих его информационную базу.
Это означает, что специалисты-аналитики
до анализа стратегии предприятия должны
определить границы анализа среды.
Информационную базу составляют
данные официальной статистической
отчетности, отраслевых периодических
журналов, статистические данные о
деятельности гостиничных сетей. При составлении
отчетов, позволяющих контролировать
стратегический процесс, следует придерживаться
следующих общепринятых правил:• информация
и система отчетности должны содержать
данные не более, чем это необходимо для
выяснения надежной картины настоящего
времени. Среди собранных данных выделяют
важные переменные и факторы, имеющие
существенное значение для развития предприятия;•
информация должна быть необходимой и
достаточной для принятия своевременных
управленческих решений;
• статистические отчеты должны отражать
отклонения от плановых показателей, чтобы
привлечь внимание менеджеров и руководства
до выяснения причин отклонений от поставленных
задач развития предприятия;
• отчеты и статистические данные должны
быть своевременными и предоставлять
возможность оперативно корректировать
деятельность предприятия.
Отчетная и другая информация дает исполнителям стратегии оценить показатели и обеспечить условия для внедрения новых разработок и действий, которые будут способствовать улучшению выполнения или конкретизации стратегии.
2. Методические основы стратегического анализа в ресторанно - гостиничном комплексе на основе франчайзинга
2.1. Общая характеристика организаций на основе франчайзинга
Ресторанно-гостиничный комплекс «5 элементов» входит в международную гостиничною сеть Golden Tulip Hospitality Group . Работает в 3х звездочном сегменте. Это команда профессионалов в сфере гостеприимства и управления гостиничными объектами. Компания с активной жизненной позицией, которая имеет намерение и будет стремиться изменить представление россиян о гостеприимстве, как индустрии. Совокупный опыт успешной работы сотрудников – более 50 лет – позволяет предлагать лучшие проверенные решения в интересах клиентов для достижения поставленных целей
Основная цель, в том что опыт и преимущества международного франчайзинга сделают комплекс привлекательным для инвесторов, любимым – для гостей и лучшим – для сотрудников.
Миссия компании: достигнуть высокой рентабельности, всегда превосходить ожидания гостей и стать лучшим комплексом в своем сегменте.
Организационно-правовая
форма предприятия - общество с ограниченной
ответственностью. В настоящее время
на рынке услуг организационно-
Целью создания организации является оказание услуг ресторанно -гостиничного комплекса и получение прибыли. Основными видами деятельности ООО «5 элементов» являются:
Комплекс «5 элементов» предоставляет клиентам услуги: услуги размещения, обеспечение клиентов питанием, услуги пункта обмена валюты, заказ авиа и железнодорожных билетов, услуги охраняемой автостоянки, вызов такси, услуги прачечной и т.д.
В настоящее время в комплекс имеется 79 номеров различных категорий. Общее количество мест составляет 111. Оказываются услуги размещения различных ценовых категорий. Стоимость номеров варьируется от 1950 до 7500 руб. за сутки. Средняя стоимость номера составляет около 2500 - 5000 руб. за сутки. На стоимость номера оказывают влияние следующие факторы: категория предоставляемого номера; месторасположение номера. Существует также система скидок в зависимости от количества гостей в группе. В стоимость проживания включен завтрак в ресторане на первом этаже гостиницы.
Основные показатели финансово-экономической деятельности приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели
финансово-экономической
ООО «5 элементов» за 2011 -2012 год.
Наименование показателей |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение | |
абс. |
отн. | |||
1. Доходы от предоставляемых услуг, тыс. руб.: |
26150 |
28430 |
2280 |
108,72 |
1.1. Выручка от продажи номеров/путевок |
17820 |
19670 |
1850 |
110,38 |
1.2. Выручка от дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость проживания |
4590 |
4810 |
220 |
104,79 |
1.3. Доходы от общественного питания |
3740 |
3950 |
210 |
105,61 |
2. Расходы, тыс. руб.: |
22460 |
24420 |
1960 |
108,73 |
Окончание табл. 1
2.1. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции |
21140 |
22980 |
1840 |
108,70 |
2.2. Прочие расходы |
1320 |
1440 |
120 |
109,09 |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. |
3690 |
4010 |
320 |
108,67 |
4. Коммерческие, управленческие,
операционные и |
1930 |
2060 |
130 |
106,74 |
5. Операционные и |
470 |
640 |
170 |
136,17 |
6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
2230 |
2590 |
360 |
116,14 |
7. Налог на прибыль, тыс. руб. |
535 |
622 |
87 |
116,26 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1695 |
1968 |
273 |
116,11 |
9. Число работников, чел. |
64 |
64 |
0 |
100,00 |
10. Общая величина активов, тыс. руб. |
330700 |
340200 |
9500 |
102,87 |
11. Стоимость основных средств, тыс. руб. |
290500 |
295400 |
4900 |
101,69 |
12. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
18340 |
18760 |
420 |
102,29 |
13. Рентабельность продаж, % |
6,48 |
6,92 |
0,44 | |
14. Рентабельность совокупных активов, % |
0,51 |
0,58 |
0,07 | |
15. Рентабельность основной деятельности, % |
7,55 |
8,06 |
0,51 | |
16. Затраты на 1 рубль реализованной продукции/услуги |
0,86 |
0,86 |
0 | |
17. Производительность труда |
408,59 |
444,22 |
35,63 |
108,72 |
18. Средняя годовая заработная плата, тыс. руб. |
287 |
293 |
6 |
102,09 |
19. Фондоотдача |
0,09 |
0,10 |
0,01 |
111,11 |
20. Фондовооруженность |
4539,06 |
4615,63 |
76,57 |
101,69 |