Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:23, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в комплексном анализе конкурентоспособности и определении критериев, количественных, качественных характеристик эффективности предприятия швейной отрасли и на этой основе - разработка рекомендаций по ее дальнейшему повышению.
Введение ……………………………………………………………………….....3
Часть 1. Общая характеристика ООО Тренд…………………………………...4
Часть 2. Стратегический анализ………………………………………………....7
2.1. Анализ макросреды……………………………………………………….. 7
2.2. Анализ мезосреды………………………………………………………….14
2.3. Анализ внутренней среды…………………………………………………19
2.4. СВОТ-анализ……………………………………………………………….23
Часть 3. Формулировка стратегии и разработка мероприятий по реализации стратегии…………………………………………………………………………25
3.1. Стратегические альтернативы…………………………………..………....25
3.2. Доводка стратегии с использованием портфельного анализа…………...27
3.3. Рекомендации по реализации стратегии организации…………………...32
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………………...39
По данным Департамента
экономической безопасности
Таблица 1.
Возможности и угрозы политических факторов для ООО «Тренд»
Возможности |
Угрозы |
1. Государственное |
1. Сокращение расходов государства на поддержку легкой промышленности |
2. Ориентация на соблюдение законов в т.ч. по таможенным пошлинам |
2. Отсутствие стабильного
законодательства ведет к |
3. Государственная поддержка отрасли |
3. Государственное |
4.Угроза фальсификации продукции. |
Экономические факторы. Для этой группы факторов важна покупательская способность населения, которая зависит от уровня текущих цен, доходов, сбережений и доступности кредита. Макроэкономическая ситуация в стране характеризуется состоянием инфляции, ростом производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал. Внешнеэкономические и внутренние условия, характеризующиеся расширением потребительского и инвестиционного спроса способствуют экономическому росту.
Российский рынок одежды и обуви вырастет до 2,3 трлн. рублей к 2013 году.
Таковы данные европейского исследовательского агентства PMR.
В 2010 году этот же рынок
составлял $ 56 млрд. Средний темп роста составит около 10 % в год, расти
рынок будет в основном за счет среднеценового
сегмента. Информацию предоставила Доминика
Кубака, PMR consulting.
Россия остается одним из самых привлекательных
розничных рынков в Европе – 143 млн жителей
и рост экономики на 4 % в год в среднесрочном
периоде обеспечивают этот интерес. В
2010 году вся российская розница выросла
на 13 %, продажи достигли $ 540 млрд., сегмент
одежды и обуви вырос на 11 %. Ожидается,
что в этом году розница вырастет на 6,6
% (+ 4 % в 2010 году). Рынок одежды и обуви по
объему продаж находится на втором месте,
после продуктов питания.
После стагнации 2009 года покупательная
способность начала расти. Во многих сегментах
есть возможности и для тех, кто уже присутствует
на рынке, и для тех, кто только хочет выйти
в страну. Две трети продаж приходятся
на одежду, 32 % приходится на обувь, 2 % -
на аксессуары.
Оживающий средний ценовой сегмент будет
главным драйвером роста. Вырастет сегмент
детской одежды. Большую роль в динамике
роста сыграет спортивная и повседневная
одежда. Далек от насыщения сегмент аксессуаров.
Начинает восстанавливаться люксовый
сегмент.
До кризиса растущая покупательная способность
стимулировала переход с дешевых товаров
на более дорогие. Во время кризиса покупатели
ушли в масс-маркет. В 2010 году началось
восстановление цен.
Рынок одежды и обуви остается специфическим
с точки зрения каналов дистрибуции. По
сравнению с продуктами питания и бытовой
электроникой остается большой доля уличных
рынков. Сетевая торговля составляет одну
пятую часть.
Пост-кризисный климат делает сети сильнее
– рестайлинг и изменение ассортимента
создают базу для дальнейшего расширения.
Независимые магазины остаются частым
местом для шопинга, но доля их уменьшается.
Многие люксовые ретейлеры, к примеру,
Ritter Group, планируют выйти за пределы Москвы
и Санкт-Петербурга. Свою собственную
дистрибуцию начали строить Hermes Group и Prada.
Hugo Boss, который планировал развиваться
самостоятельно, поменял стратегию развития
на франчайзинг. Вновь возвращаются в
страну Stella McCartney и Jimmy Choo.
В 2011 году расстановка сил изменилась
за счет ухода с рынка Crocus Group. Компания,
которая с 1991 года открыла около 60 бутиков,
сейчас закрывает свои магазины и продает
права на люксовые бренды, которыми управляла.
PMR Consulting обеспечивает консультации в
20 странах Центральной и Восточной Европы.1
Таблица 2. Объем продаж
одежды и обуви в России, трлн.
руб.
2005 |
1,222 |
2006 |
1,338 |
2007 |
1,452 |
2008 |
1,533 |
2009 |
1,539 |
2010 |
1,704 |
2011 |
1,916 |
2012 |
2,095 |
2013 |
2,263 |
Таблица 3.
Показатели социально-
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 (прогноз) |
Уровень инфляции (в %) |
8.8 |
~7 |
5-6 |
ВВП (в %) |
4 |
4.2 |
3.5 |
Продукция пром-сти (в %) |
3,6-4,7 |
4.7 |
4,6-5,7 |
Общ. уровень безработицы(в %) |
6.6 |
6 |
6.6 |
Среднемес. зар. плата (руб.) |
20383 |
20782 |
24906 |
Таблица 4.Основные экономические и социальные показатели Российской Федерации в динамике1
Как видно из приведенных таблиц, тенденцию к увеличению имеют объемы промышленного производства. Это говорит о том, что постепенно российская экономика начинает восстанавливаться. Дальнейшее экономическое развитие предполагает снижение уровня инфляции, рост инвестиций в основной капитал, снижение уровня безработицы, повышение зарплаты.
Также положительным фактором является рост уровня доходов и благосостояния населения.
Таблица 5. Возможности и угрозы экономических факторов для ООО «Тренд»
Возможности |
Угрозы |
1. Снижение инфляции |
1. Повышение уровня
инфляции при медленном |
2. Рост производства товаров и услуг и инвестиций в основной капитал |
2. Высокая конкуренция
со стороны аналогичных |
3. Уменьшение налогового бремени |
3. Дефицит квалифицированных кадров |
Социальные факторы.
Демографическая обстановка. К ней относится динамика численности населения, которая образует потребительские рынки. В настоящее время наблюдается постоянное уменьшение численности населения России, что отрицательно сказывается на возможности развития и расширения производства. Негативное воздействие региональных демографических факторов сглаживает место рынка сбыта товаров ООО «Тренд» - столичный регион. Рассмотрим табл. 6.
Таблица 6. Численность постоянного населения.
Годы |
Все |
в том числе |
В общей численности населения, процентов |
||
городское |
сельское |
городское |
сельское | ||
1970 |
129941,2 |
80631,4 |
49309,8 |
62 |
38 |
1979 |
137409,9 |
94942,3 |
42467,6 |
69 |
31 |
1989 |
147021,9 |
107959,0 |
39062,9 |
73 |
27 |
2002 |
145166,7 |
106429,0 |
38737,7 |
73 |
27 |
2003 |
144963,6 |
106321,2 |
38642,4 |
73 |
27 |
2004 |
144168,2 |
105818,4 |
38349,8 |
73 |
2 |
2005 |
143474,2 |
104719,3 |
38754,9 |
73 |
27 |
2006 |
142753,5 |
104104,8 |
38648,7 |
73 |
27 |
2007 |
142221,0 |
103778,4 |
38442,6 |
73 |
27 |
2008 |
142008,8 |
103773,0 |
38235,8 |
73 |
27 |
2009 |
141904,0 |
103690,4 |
38213,6 |
73 |
27 |
2010 |
141914,5 |
103705,3 |
38209,2 |
73 |
27 |
Таким образом, численность экономически активного населения не увеличится. В результате реализации Концепции демографической политики РФ на период до 2015 года следует ожидать некоторого улучшения отдельных параметров демографической ситуации. Увеличение численности экономически активного населения будет определяться приростом численности населения в трудоспособном возрасте, а также миграционным приростом населения. Доля трудоспособных возрастов в населении относительно стабильна и составляет в настоящее время 58,5%, хотя в целом и в ней увеличивается число работников в возрасте 40 лет и старше. Численность населения старше трудоспособного возраста до 2010г. незначительно сократится (на 0.3 млн. чел.), а ее доля стабилизируется на отметке 20.6%. Неблагоприятным является тот факт, что произошло значительное постарение населения, а также сокращение численности детей за последние 10 лет с 33,9 млн. человек до 27,9 млн.
Таким образом, демографическая обстановка создает для ООО «Тренд» ряд угроз, таких как старение населения, уменьшение его численности и снижение рождаемости.
Таблица 7.Возможности и угрозы социальных факторов для ООО «Тренд».
Возможности |
Угрозы |
1. Индексация зарплаты |
1. Увеличение уровня безработицы по РФ |
2. Рост доходов населения |
2. Дефицит денежных средств - снижение покупательной способности |
3. Уменьшение налогов |
3. Старение населения, уменьшение его численности и снижение рождаемости |
Технологические факторы. Научно-технические инновации оказывают влияние на эффективность разработки, изготовления и продажи продукции, на скорость устаревания продукта и на ожидания потребителей. Большая часть техники легкой промышленности «морально» устарела, но «физически» еще вполне работоспособна. Она нуждается в коренной модернизации и замене. В наше время для сохранения конкурентоспособности фирма должна увеличивать ассигнования на НИОКР. Также огромное значение имеет ужесточение госконтроля за доброкачественностью товаров. Госучреждения по контролю за качеством спецодежды выпустило детально разработанные инструкции о проверке вновь создаваемых модификаций, что существенно увеличило затраты на проведение промышленного исследования.
Введение новых технологий
в производство позволяет определить
технологический процесс
Таблица 8. Возможности и угрозы технологических факторов для ООО «Тренд».
Возможности |
Угрозы |
1. Введение новых технологий в производство основных видов продукции |
1. Появление новых технологий, позволяющих мобильным конкурентам производить более дешевую продукцию |
2. Модернизация технологического оборудования на направлении производства основных видов продукции |
2. Предельная амортизация оборудования |
3. Увеличение ассигнований на НИОКР и производственную инфраструктуру предприятия |
3. Дефицит денежных средств для НИОКР |
Для обобщения результатов оценки факторов внешней среды косвенного воздействия может быть использована таблица 9. Оценка производится по параметрам: важность для отрасли (по шкале 3-большая, 2-умеренная, 1-слабая); влияние на организацию (3-сильное, 2-умеренное, 1-слабое, 0-отсутсвие влияния); направленность влияния (+1-позитивное, -1-негативное). Далее все три экспертные оценки перемножаются.
Таблица 9. Обобщение результатов оценки факторов внешней среды ООО «Тренд»
Факторы |
Важность для отрасли, Х |
Влияние на орг-ю, Y |
Направленность влияния, Z |
Степень важности S=X*Y*Z |
Политические | ||||
1. Государственное 2. Сокращение расходов
государства на поддержку 3. Ориентация на соблюдение законов в т.ч. по таможенным пошлинам 4. Отсутствие стабильного законодательства 5. Государственная поддержка отрасли 6. Государственное |
3
2
3 2 3
3 |
3
2
2 2 3
3 |
+1
-1
+1 -1 +1
-1 |
9
-4
6 -4 9
-9 |
Итого: |
7 | |||
Экономические | ||||
1. Снижение инфляции 2. Повышение уровня
инфляции при медленном 3. Рост производства товаров и услуг и инвестиций в основной капитал 4. Высокая конкуренция 5. Уменьшение налогового бремени 6. Дефицит квалифицированных кадров |
3
1
3 3 3 3 |
3
1
3 3 3 3 |
+1
-1
+1 -1 +1 -1 |
9
-1
9 -9 9 -9 |
Итого: |
8 | |||
Социальные | ||||
1. Индексация зарплаты 2. Увеличение уровня безработицы по РФ 3. Рост доходов населения 4. Снижение покупательной способности 5. Уменьшение налогов 6. Старение населения, уменьшение его численности и снижение рождаемости |
1 2 3 3 3
3 |
2 2 3 3 3
3 |
+1 -1 +1 -1 +1
-1 |
2 -4 9 -9 9
-9 |
Итого: |
-2 | |||
Технологические | ||||
1. Введение новых технологий в производство продукции 2. Технологическая конкуренция 3. Модернизация технологического оборудования 4. Предельная амортизация оборудования 5. Увеличение ассигнований на НИОКР 6. Дефицит денежных средств для НИОКР |
3 2 3 3 3 3 |
3 3 3 3 3 3 |
+1 -1 +1 -1 +1 -1 |
9 -6 9 -9 9 -9 |
Итого: |
3 |