Стратегический анализ металлургической промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение стратегического анализа компании с использованием различных методов.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
 провести анализ внешней и внутренней среды металлургической промышленности;
 описать структуру отрасли;
 провести анализ привлекательности отрасли;
 провести анализ ресурсов ОАО «ММК»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Анализ окружающей среды отрасли
1.2 Модель пяти факторов конкуренции М. Портера
1.3 Описание структуры отрасли
1.4 Прогнозирование прибыльности отрасли металлургической промышленности
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ»
2.1 Анализ ресурсов компании
2.2 Анализ конкурентного преимущества
2.3 SWOT-анализ
2.4. GAP-анализ компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Металлургия.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

     Величина  резервного капитала также соответствует  законодательно установленному нормативу (5% от величины уставного капитала).

     Положительную динамику имеет показатель производительности труда (за исключением 2010 г.). Это объясняется существенным ростом объема продаж за 2007-2009 гг. при некотором сокращении среднесписочной численности работников. Падение выручки в 2010 г. отрицательно отразилось на данном показателе, поскольку темпы снижения выручки оказались выше, чем темпы снижения среднесписочной численности за 2010г.

     Среднемесячная  заработная плата имеет тенденцию  к росту, а темп ее роста превосходит  темп роста производительности труда, что говорит о существенности социальной политики на предприятии (к тому же среднемесячная заработная плата по ОАО «ММК» превосходит среднюю заработную  плату по г. Магнитогорску на 21%).

     В целом стоит отметить, что показатели предприятия ОАО «ММК» с учетом кризиса находятся на очень высоком  уровне. У предприятия есть существенный задел финансовой устойчивости, его деятельность является прибыльной (что является достаточно необычным явлением в условиях данного кризиса). Однако имеются и недостатки, главный из которых – проблемы в управлении прочей (не основной)  деятельностью, которая в исследуемый период оказывала значительное (обычно негативное) воздействие на чистую прибыль комбината. Следовательно, для повышения эффективности деятельности и повышения точности прогнозирования конечного финансового результата необходимо уделить особое внимание данной проблеме.

     5. Персонал

     У анализируемого предприятия обеспеченность трудовыми ресурсами характеризуется  данными, приведенными в аналитической таблице 2.3. Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы: численность персонала в 2010 году резко увеличилась (рост численность персонала предприятия вызван созданием новых структурных подразделений).

     Качественный  состав рабочих, руководителей, специалистов и служащих (РСС) комбината по годам в удельном весе приведен в таблице 2.3.

     По  итогам 2010 г. удельный вес рабочих, имеющих  среднее – специальное, высшее образование или закончивших ПТУ возрос. Общее среднее, неполное среднее и начальное образование имеют 36,8% рабочих, что меньше показателя  2008 года (42%). Этот уровень образования характерен для рабочих старшей возрастной группы 55-60 лет и старше. Удельный вес РСС по образованию практически не изменился.

     Таблица 2.3. – Качественный состав рабочих комбината

Наименование  2008 2009 2010
уд. вес, % уд. вес, % уд. вес, %
По  образованию:      
Высшее 7,9 8,06 8,2
Среднее специальное 22,1 21,57 22,4
Окончили  ПТУ 28 28,13 30,8
Общ. Среднее 36,5 37,72 36
Неполное  среднее 3,5 3,48 2,35
Начальное 2 1,04 0,25
По  возрасту:      
До 20 лет 4,8 5 3,7
21-30 лет 28 27 28,7
31-40 лет 21,5 22 24
41-50 лет 22,7 23 25,5
51-60 лет 16,1 16 16,3
60 лет  и более 6,9 7 1,8
 

     На  предприятии проводится работа, направленная на омоложение персонала ОАО «ММК». Проводимая политика позволила сохранить  удельный вес рабочих возрастом  до 30 лет на уровне 28,7%, до 40 лет- 24%. Удельный вес рабочих возрастом 51-60 лет так же практически не изменился и составил 16,3%, старше 60 лет снизился до 1,8%. Удельный вес РСС по возрасту остается на одном уровне (незначительно возрос вес персонала в возрасте до 30 лет).

     В таблице 2.4. приведена численность персонала ОАО «ММК». 

     Таблица 2.4. – Численность персонала ОАО «ММК»

Показатели 2009 г. 2010 г. Изменение,

нат. ед.

Темп роста,

%

Численность, всего 76 733 77 649 916 101,2
  в  т.ч.         
  1. Промышленно-производственный, чел.
47 835 49 012 1177 102,5
из  него        
Рабочие, чел. 40 737 42 011 1274 103,1
Руководители, чел. 3 202 3 096 - 106 96,7
Специалисты, чел. 3 566 3 585 19 100,5
Служащие, чел 330 320 - 10 96,9
  1. Непромышленный персонал, чел.
28 898 28 637 - 216 99,1
Фонд  оплаты труда, тыс. руб. 1298250 1220323 - 77927 93,9
Среднемесячная  зарплата, руб. 1610 1472 - 138 91,4
 

     Социальная  политика ОАО «ММК» направлена в первую очередь на улучшение качества жизни работников предприятия. Основные мероприятия в рамках проводимой социальной политики в 2010 году были ориентированы:

  • на формирование здорового образа жизни работников;
  • на адресную поддержку неработающих пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных категорий работников;
  • на оказание благотворительной помощи и спонсорской поддержки общественным объединениям, работающим с инвалидами, детьми, малоимущими категориями населения города, бюджетными и другими организациями образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сфер общественной жизни.
 

     2.2 Анализ конкурентного преимущества

     ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в основном сочетает элементы стратегии дифференцирования (таблица 2.5). 
 
 

     Таблица 2.5. – Характеристика стратегии дифференциации ОАО «ММК»

Основной  элемент Описание
Обслуживание      В высоком ценовом сегменте, на который  компания делает ставку, особую важность играет высокое качество обслуживания со стороны продавца и дополнительные услуги.
Качество  товара      Компания  осуществляет контроль качества своей продукции, по каждому из видов продукции есть свои сертификаты соответствия
Разработка  новых товаров      Компания  ведет постоянный мониторинг рынка, его основных тенденций, следит за потребностями  покупателей.

     ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» реализует долгосрочную инвестиционную программу, направленную на удовлетворение потребностей российских потребителей и увеличение объемов продукции с высокой добавленной стоимостью. В 2010 году доля такой продукции увеличена до 34% от общего объема производства.

 

     В данной отрасли, с учетом факторов внешней  среды, использование в качестве конкурентного преимущества дифференциации представляется наилучшим вариантом, поскольку она менее уязвима для изменений во внешней окружающей среде, ее труднее копировать.

     Данный  вид бизнеса обладает огромным потенциалом для дифференциации, ОАО «ММК» это осознает и прилагает усилия для получения наибольшего преимущества.

      Цепочка ценности представлена на рисунке 2.4.

     

     

       
 
 

       

     Рисунок 2.4. – Цепочка ценностей ОАО «ММК»

     Для того чтобы потребитель купил  продукцию, необходимо, чтобы было видно  ее высокое качество (производство), необходимо приложить определенные усилия для продажи ( маркетинг и продажи), а также провести качественное обслуживание клиентов.

     Наконец, чтобы потребителю было удобно пользоваться продукцией, чтобы она оставила благоприятное мнение о компании-производителе, следует уделить большое внимание производству этой продукции.

     Кроме перечисленных факторов, большое  влияние на успех фирмы-производителя  оказывает ее репутация, известность  бренда и другие нематериальные факторы. 

     2.3 SWOT-анализ и GAP-анализ компании

     Проведем  SWOT-анализ ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». В таблице 2.6 приведен перечень сильных и слабых сторон компании, возможности и угрозы внешней среды.

     Таблица 2.6 – Факторы SWOT-анализа

Сильные стороны Угрозы
- Хорошая репутация предприятия у потребителей. ОАО «ММК» за свою историю развития смог зарекомендовать себя не только как производитель качественного товара, но и как общественно ответственная организация.

- Стабильное  положение на внешнем и внутреннем рынке. Предприятие имеет отлаженные связи с поставщиками сырья и потребителями.

- Удобное географическое положение предприятия. Размещение завода в городе Магнитогорск обеспечивает близость сырьевых и топливных ресурсов, наличие рабочей силы.

- Наличие необходимых финансовых ресурсов. Комбинат обладает достаточным объёмом финансовых ресурсов, которые образуются за счет чистой прибыли предприятия и привлеченных средств.

- Высокий уровень корпоративной культуры, наличие единой цели. Каждый работник ОАО «ММК» причастен к достижению поставленных перед организацией целей.

- Высокий уровень  инфляции. Нестабильное положение  экономики в целом дает основания  полагать, что инфляция будет  продолжать расти.

- Неблагоприятная  политика правительства в области  налогообложения. Высокая ставка налогов не оставляет предприятию достаточно средств для развития.

- Обострение  конкуренции в следствии вступления  в ВТО. На российский рынок  получат доступ другие крупные  металлургические предприятия, которые  составят конкуренцию ОАО «ММК». 

Слабые  стороны Возможности
- Наличие  старого, изношенного оборудования  на предприятии. Хотя комбинат  и начал вкладывать значительные  финансы в обновление основных  средств, но пока этого очень  мало. Износ основных средств  составляет более 50 %.

- Неполное  использование производственных  мощностей. Предприятие не работает  на полную мощность. Причина этого  – простои оборудования из-за  перебоев с заказами, поставками  сырья и текущих ремонтов оборудования.

- Высокие  затраты на производство. Металлургическое производство требует постоянных финансовых и материальных вложений в больших объёмах.

- Большой  удельный вес расходов на энергоресурсы  в себестоимости. Комбинат потребляет  очень много таких ресурсов, как  газ, электроэнергия, вода. Цены на  них постоянно растут. Резкое повышение цен даже на один из этих ресурсов может вызвать кризисное состояние предприятия.

- Расширение  ассортимента продукции. Предприятие  может расширить номенклатуру  продукции с целью удовлетворения  потребностей большего числа  клиентов.

- Увеличение спроса на продукцию. Спрос на продукцию в России, странах СНГ и в мире достаточно высок и имеет тенденцию к увеличению.

- Улучшение  потребительских свойств продукции.  Предприятие проводит инновационную  деятельность, которая позволит  усовершенствовать продукцию в ближайшем будущем.

- Расширение  рынков сбыта в следствии вступления  России в ВТО. ОАО «ММК» сможет получить доступ к новым рынкам сбыта, а соответственно к новым потребителям его продукции.

Информация о работе Стратегический анализ металлургической промышленности