Стратегический анализ металлургической промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение стратегического анализа компании с использованием различных методов.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
 провести анализ внешней и внутренней среды металлургической промышленности;
 описать структуру отрасли;
 провести анализ привлекательности отрасли;
 провести анализ ресурсов ОАО «ММК»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Анализ окружающей среды отрасли
1.2 Модель пяти факторов конкуренции М. Портера
1.3 Описание структуры отрасли
1.4 Прогнозирование прибыльности отрасли металлургической промышленности
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ»
2.1 Анализ ресурсов компании
2.2 Анализ конкурентного преимущества
2.3 SWOT-анализ
2.4. GAP-анализ компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Металлургия.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

     1.5. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже вовсе исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами, технические барьеры в торговле.

     2. Власть поставщиков. 

     2.1. Материальные ресурсы.

     - рынок горнообогатительных комбинатов (ГОКов) сильно консолидирован, это приводит к завышению цен на железнорудное сырье;

     На  долю трех ведущих железнорудных  предприятий России (Михайловский, Лебединский и Стойленский ГОКи) приходится более половины производимого  в России железнорудного сырья, что говорит о высоком уровне концентрации в отрасли.

     - высокая потребность и ограниченность  ресурсов позволяют поставщикам  неконтролируемо повышать цены;

     Стремительный рост на продукцию черной металлургии  привел к повышению цен на жедезнорудное  сырье. Лидеры железнорудной промышленности диктуют мировые цены на свою продукцию.

     2.2. Трудовые ресурсы на сегодняшний день по численности вполне достаточны для удовлетворения потребности отрасли.

     Россия  отстает от многих индустриально  развитых стран по квалификации, производительности труда и трудовой дисциплине. Снижает качество рабочей силы также ее низкая мобильность, обусловленная рядом экономических и административных причин (проблемы с регистрацией и обеспеченностью жильем при переезде из одного региона в другой).

     2.3. Технологические ресурсы предприятий отрасли, как совокупность применяемых технологий, в целом развиты недостаточно. В то же время Россия по-прежнему остается одной из ведущих стран в Европе и мире.

     Действующее налоговое и таможенное законодательство создает мощный экономический заслон ввозу в страну современного технологического оборудования. На сегодняшний день нет реальных перспектив повышению уровня технологических ресурсов как одного из важнейших факторов конкурентоспособности отрасли.

     2.4. Инвестиционные ресурсы также недостаточны. Естественно, что в существующих рыночных отношениях основными инвесторами должны являться собственники. Отечественные предприятия в подавляющем большинстве не располагают достаточными собственными ресурсами для осуществления значительных капиталовложений. Также они не могут широко пользоваться значительными объемами банковских кредитов и внебанковских займов в связи с их относительной дороговизной и отсутствием обеспечения возвратности кредитов.

     3. Власть покупателя.

     Относительная рыночная власть покупателей.

     - высокие требования к качеству  и технологическому процессу  производства;

     - потребители готовы работать  с импортерами продукции в  случае ценового преимущества (трубный  рынок);

     - сложности выживания в других  отраслях промышленности

     4. Отраслевая конкуренция.

     Для металлургической промышленности характерна олигополия, где представлены разные металлургические группы: группа «Евраз», НЛМК, Трубная металлургическая компания (ТМК), УГМК (Уральская горно-металлургическая компания), группа Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), «Русал», группа «Российских технологий» (в лице ВСМПО – Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения), «Кузбассразрезуголь», СУЭК, «Северсталь» Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), «Мечел» и др.

     5. Угроза со стороны товаров-заменителей существует только в секторе труб общего назначения.

     Таким образом, состояние и перспективы  развития факторных условий не обеспечивают безусловных преимуществ российским предприятиям и ограничивают возможности ускоренного повышения конкурентоспособности.

     1.3 Описание структуры отрасли

     В металлургическом комплексе в зависимости  от производимых металлов выделяют черную и цветную металлургию.

     Черная  металлургия включает добычу и обогащение руд черных металлов, производство чугуна, стали и ферросплавов. К черной металлургии относят также производство проката черных металлов, стальных, чугунных и других изделий из черного металла.  К цветной металлургии относят добычу, обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов и их сплавов.

     На  рисунке 1.3 представлена схема металлургического комплекса.

      Почти 90% металла, используемого в  народном хозяйстве, - это черные металлы. 

     

     

     

       

       

       
 

       

89% 20% 1% 

     Рисунок 1.3 –Схема металлургического комплекса 

     1.4 Обзор финансовых показателей металлургической отрасли

     В таблице 1.1 приведена сводная отчетность о прибылях и убытках, млн. долл. США.

     Таблица 1.1 – Сводный отчет о прибылях и убытках, млн. долл. США

  2010 2009 Изменение Изменение, %
Выручка 119 686 83 127 36 559 44%
Операционные  расходы (80 966) (61 568) (19 399) 32%
Амортизация (7 050) (6 910) (140) 2%
Прибыль до налогообложения 26 531 10 387 16 144 155%
Чистая  прибыль 20 800 7 882 12 918 164%
 

     Сумма выручки 25 металлургических и горнодобывающих компаний увеличилась с 83 млрд. долл. до почти 120 млрд. долл. США, в основном в результате роста мирового спроса и цен на продукцию горнодобывающей и металлургической отраслей. Рост выручки компаний объясняется как ростом цен на сырьевые товары, так и ростом объемов их производства и продаж.

     Рост  операционных затрат на 32% связан с  активизацией деятельности основных отраслевых игроков и последующим ростом объемов производства.

     В таблице 1.2 представлены 5 крупнейших компаний по объему выручки.

     Таблица 1. 2 – 5 крупнейших компаний по объему выручки, млрд. долл. США

Название  компании 2010 г. 2009 г. 2010г., чистая  рентабельность 2009г., чистая  рентабельность
Северсталь 13,6 9,6 11% 0%
Евраз 13,4 9,8 4% -3%
Норникель 12,8 8,5 41% 29%
Русал 11 8,2 13% -1%
Мечел 9,7 6,3 2% 1%
 

     Выручка «Северсталь» возросла существенно  – на 41%. В 2010 году выручка «Евраза» выросла на 37% - с 9,8 млрд. до 13,4 млрд. долл. США. Такой стремительный рост объясняется главным образом более высокой средней ценой на стальную продукцию, которая составила 812 долл. США за тонну в 2010 году. Кроме того, сыграло свою роль и повышение объемов продаж стальной продукции.

     Выручка «Норильского некеля» возросла в 2010 году на 50% - с 8,5 млрд. долл. США в 2009 году до 12,8 млрд. долл. США в 2010 году. Это связано со значительным ростом средней цены на никель, медь, палладий и платину.

     Выручка «Русала» возросла на 34% по сравнению  с 2009 годом. Данный рост связан с ростом средней цены реализации алюминия на 36% по сравнению с 2009 годом. Выручка «Мечела» выросла на 56% - до 9,7 млрд. долл. США. Это объясняется главным образом ростом цен на угольное и металлургическое сырье и повышение объема продаж продукции.

     На  рисунке 1.4,1.5 представлены распределение выручки по сегментам металлургической отрасли за 2009-2010 гг.

     Рисунок 1.4 – Распределение выручки по сегментам металлургической отрасли за 2009 год

       
 
 
 

     Рисунок 1.5 – Распределение выручки по сегмантам металлургической отрасли за 2010 год 

       

     Исследуя матрицу BCG, можно сделать вывод, что отрасли присущи характеристики безвыходного положения (рисунок 1.6).

     У предприятия существует несколько  путей конкуренции, но они не обеспечивают значительных конкурентных преимуществ, т.е. нельзя применить ни эффект масштаба производства, ни эффект дифференциации продукции. Все производители довольствуются низкой прибыльностью. Цена является ключевой характеристикой для покупателей. В этих условиях важно осуществлять строгий контроль над издержками и вести поиск внешних источников финансирования. Вся отрасль может оказаться в тяжелом положении, единственным выходом из которого может стать изменение характера деятельности. Например, черная металлургия стремится перейти к специализированным производствам, используя новые технологии. 
 
 
 

     

     

       
 

     

     

       

                                    МАЛЕНЬКИЙ                                                 БОЛЬШОЙ

     

                                     Размер конкурентного преимущества 

     Рисунок 1.6 – Стратегическая матрица окружающей среды BCG 

     В металлургии часто начали  применять инновации, в основном они связаны с обновлением технологий и оборудования. В отрасли используются следующие виды защиты технологий: коммерческая тайна, патенты, время опережения.

     Определим стадию жизненного цикла металлургической отрасли (таблица 1.3).

     Таблица 1.3 – Определение стадии жизненного цикла отрасли

Стадия Характеристика
Спрос Ускоренное  проникновение, массовый рынок
Технология Новые технологии, оборудование имеет резерв для модернизации
Товары Поиск новых  мест применения, расширение ассортимента, соответствие нормативным стандартам.
Торговля Снижение объемов  прибыли, получаемой от реализации произведенной  продукции
Конкуренция Рост уровня конкуренции
Ключевые  факторы успеха Расширение  производственных возможностей комплекса, близость поставщиков
 

     Таким образом, металлургическая промышленность переживает стадию зрелости.

2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ОАО «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ»

     2.1 Анализ ресурсов организации

     1. Ресурсы и организация компании

     ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» является крупнейшим предприятием черной металлургии России. ММК производит пятую часть всей металлопродукции, реализуемой на внутреннем рынке  страны, и входит в число ведущих  сталелитейных компаний мира. Его динамичному развитию способствуют модернизация производства, внедрение передовых технологий, претворение в жизнь перспективных инвестиционных проектов и интеграция в мировую экономику.

Информация о работе Стратегический анализ металлургической промышленности