Стратегический анализ металлургической промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение стратегического анализа компании с использованием различных методов.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
 провести анализ внешней и внутренней среды металлургической промышленности;
 описать структуру отрасли;
 провести анализ привлекательности отрасли;
 провести анализ ресурсов ОАО «ММК»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Анализ окружающей среды отрасли
1.2 Модель пяти факторов конкуренции М. Портера
1.3 Описание структуры отрасли
1.4 Прогнозирование прибыльности отрасли металлургической промышленности
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ»
2.1 Анализ ресурсов компании
2.2 Анализ конкурентного преимущества
2.3 SWOT-анализ
2.4. GAP-анализ компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Металлургия.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

     2. Рынки и сбыт

     Магнитогорский  металлургический комбинат сохраняет лидирующие позиции по производству металлопроката в России. В 2010 г. доля компании в производстве металлопроката в РФ составила 17%. Общий рост производства товарной металлопродукции ММК в прошлом году составил 17%, продажи на внутренний рынок выросли на 44% и превысили темп роста потребления в России. Во многом это стало возможным благодаря освоению новых высокорентабельных видов продукции для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, в том числе посредством импортозамещения.

     Структура российского рынка металлопроката в 2010 году представлена на рисунке 2.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.1. – Структура российского рынка металлопроката в 2010 году

     

     Исторически основной объем продаж ММК приходится на регионы Урала (37%) и Поволжья (30%), обеспечивающих сегодня две трети сбыта комбината в России. Данная структура региональной отгрузки обусловлена концентрацией крупнейших отраслевых потребителей в указанных регионах и существенно не меняется на протяжении последних лет. Другим крупным рынком сбыта металлопродукции ММК является Центральный регион, на который приходится 10% от общего объема отгрузки на внутренний рынок, 7% отгрузки приходится на регионы Сибири. Значительный объем продаж приходится на Белоруссию и другие страны СНГ. В 2010 году на рынках этих стран реализовано свыше 680 тысяч тонн металлопродукции (около 10% от общего объема отгрузки на внутреннем рынке).

     Ключевыми потребителями продукции ММК  (рисунок 2.2) на внутреннем рынке традиционно являются предприятия трубной отрасли (37% всех продаж на внутреннем рынке в 2010 г.), машиностроительные предприятия (21%), а также предприятия строительной (12%) и метизной отраслей (10%). Порядка 18% продаж ММК на внутреннем рынке приходится на долю региональной дистрибуции. 
 

     Рисунок 2.2. – Ключевые потребители продукции ММК

     

     ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» с одинаковой эффективностью работает практически на всех экспортных рынках. Продукция ОАО «ММК» реализуется  в 60 странах мира. Доля экспорта в 2010 году составила 31,2% (44,1% - в 2009 г.). Основными регионами поставок на экспорт являются страны Ближнего Востока, Азии и Европы        (рисунок 2.3).

     Рисунок 2.3. – Основные регионы поставок на экспорт

       
 

     3. Финансирование

     В структуре активов (приложение 1)  наибольший удельный вес имеет основной капитал, причем его доля за исследуемый период (2007-2010 гг.) возросла на 9,45 процентных пункта (с 56,18% до 65,63%). Основной причиной данных изменений являются существенные капитальные вложения в предприятие. Так, согласно годовым отчетам, компания продолжает реализацию проекта «Реконструкция стана «2500» горячей прокатки», благодаря чему значительно повысится его производительность и возрастет качество продукции. Кроме того, продолжается строительство современного комплекса холоднокатаного и оцинкованного проката – стана «2000», в июле 2009 г. был пущен в эксплуатацию современный комплекс по производству листа с полимерным покрытием.

     Если  рассматривать структуру внеоборотных и оборотных активов более  детализировано, то можно сказать  следующее. Рост внеоборотных активов был достигнут, в первую очередь, за счет значительных затрат в незавершенном строительстве (основные объекты строительства были названы в предыдущем абзаце), доля которого за 2007-2010 гг. возросла на 9,79 процентных пункта. Также существенно увеличилась доля долгосрочных финансовых вложений. Что касается оборотных активов, все элементы структуры имеют тенденцию к росту за весь исследуемый период, за исключением 2010 г. Особо стоит отметить рост величины денежных средств в 2009 году на 250,5% по сравнению с величиной 2008 года, что находит объяснение в повышении ликвидности структуры баланса как необходимой меры обеспечения платежеспособности в условиях кризиса. Повышение удельного веса внеоборотного капитала было достигнуто за счет превышения его темпов роста над темпами роста оборотных средств.

     В целом по предприятию даже в кризис наблюдается положительная динамика имущества.

     Что касается источников формирования имущества, на предприятии наблюдается значительная финансовая независимость от внешних источников финансирования: величина собственного капитала за 2007-2010 гг. колеблется в интервале 70-80% от совокупных пассивов. Среди собственных источников формирования имущества наибольший вес в пассиве имеет нераспределенная прибыль (порядка 50%). Доля уставного капитала не велика (менее 10%). Существенна доля добавочного капитала (около 20% пассивов баланса). Доля совокупного заемного капитала колеблется в интервале 20-30% пассива баланса, причем в агрегированной структуре заемного капитала отсутствует всякая закономерность: нет четкого соотношения между долгосрочными и краткосрочными обязательствами, и их величина постоянно варьирует относительно друг друга.

       Темпы роста краткосрочных обязательств  ежегодно положительны, а потребность  в долгосрочных заемных средствах имела тенденцию к снижению в 2008 году.

     Структура долгосрочных обязательств состоит  в основном из займов и кредитов, вследствие чего динамика последних  первостепенным образом влияет на динамику совокупных долгосрочных заемных источников формирования капитала.

     Среди краткосрочных обязательств наиболее весомы кредиторская задолженность  и займы и кредиты (стоит отметить, что краткосрочные займы и  кредиты в структуре пассивов 2007 года отсутствовали). За исследуемый период доля кредиторской задолженности в пассивах несколько возросла (с 7,28 до 10,47%), а доля займов и кредитов (начиная с 2008 г.) не превышает 5 процентов валюты баланса.

     Рассматривая  динамику показателей отчетности формы  №2 (приложение 2), под влиянием кризиса наблюдается снижение выручки-нетто от основной деятельности в 2010 г., темп роста которой составил 60,77 процентов по отношению к показателю предыдущего года. Негативным фактором основной деятельности является превышение темпов роста себестоимости проданных товаров над темпами роста нетто-выручки, что отрицательно влияет на величину валовой прибыли, снижая скорость ее роста, а высокие темпы роста коммерческих расходов снижают величину прибыли от продаж.

     Что касается прочих видов деятельности, несмотря на то, что поступления и расходования средств по ним не имеют четко выраженных тенденций, их величина оказывает значительное влияние на прибыль до налогообложения. Так в 2007 году данное влияние фактически отсутствовало (прибыль до налогообложения на 2,07% оказалась меньше, чем прибыль от продаж), в 2008 году прибыль до налогообложения за счет прочих видов деятельности оказалась больше прибыли от продаж на 32,81 процента. В 2009 году прочая деятельность снизила прибыль на 70,93 процентов, а в 2010 году – повысила на 28,35 процентов. Среди доходов и расходов от прочей деятельности наибольшее влияние на конечный финансовый результат до налогообложения оказывают прочие операционные доходы и расходы.

     Важным  является то, что, несмотря на кризис, ОАО  «ММК», согласно финансовой отчетности, не получило чистых убытков (т.е. имело по итогам каждого года чистую прибыль).

     Таблица 2.1. - Динамика показателей рентабельности ОАО «ММК» за 2007-2010 гг., %

Показатель      Значение  показателя
2007 2008 Динамика, п.п. 2009 Динамика, п.п. 2010 Динамика, п.п.
Рентабельность  продаж      31,04      27,04 (4,00)      23,75 (3,29)      19,28 (4,47)
Чистая  рентабельность      22,99      27,18 4,19 4,45 (22,73)      19,96 15,51
Экономическая рентабельность      30,72      31,25 0,53 4,62 (26,63)      12,06 7,44
Рентабельность  собственного капитала      40,75      38,79 (1,96) 6,00 (32,79)      17,11 11,11
Валовая рентабельность      36,35      32,20 (4,15)      28,79 (3,41)      26,27 (2,52)
Затратоотдача      45,01      37,25 (7,76) 5,84 (31,41)      24,72 18,88
Рентабельность  перманентного капитала      33,50      34,66 1,16 5,46 (29,2)      14,36 8,90
 

     Таблица 2.2. - Динамика общих финансовых и экономических показателей деятельности ОАО «ММК» за 2007-2010 гг.

     Показатель      Значение  показателя
2007 г. 2008 г. Тр, % 2009 г. Тр, % 2010г. Тр, %
     1      2      3 4 5 6      7 8
Собственный оборотный капитал, млн. руб. 42917,60 49464,70 115,26 49775,70 100,63 42113,12 84,61
Текущие финансовые потребности, млн. руб. 21034,71 21189,82 100,74 15566,46 73,46 18744,47 120,42
Соотношение уставного капитала и чистых активов, % 11,66 8,17 70,07 6,65 81,40 6,97 104,81
Соотношение резервного и уставного капитала, % 5,00 5,00 100,00 5,00 100,00 5,00 100,00
EPS, руб. 3,49 4,63 132,66 0,90 19,44 2,45 272,22
Затратоемкость  руб. 0,69 0,73 105,80 0,76 104,11 0,81 106,58
Производительность  труда, руб. 517,3 616,1 119,10 811,2 131,67 545,9 67,30
Среднесписочная численность, чел. 26396 26049 98,69 24445 93,84 22701 92,87
Средняя заработная плата, руб. 19852 24785 124,85 27793 112,14 27906 100,41
Ресурсоемкость, руб. 0,75 0,87 116,00 0,96 110,34 1,65 171,88
 

     Рассматривая  показатели эффективности деятельности (табл. 2.1), за исследуемый период они значительно сократились в 2010 году. При этом наблюдается ежегодное снижение рентабельности продаж вследствие превышения темпов роста себестоимости над темпами роста объема реализации. По аналогичной причине ежегодно снижается валовая рентабельность и затратоотдача.

     Из-за значительного влияния финансового  результата от прочих видов деятельности на чистую прибыль величина чистой рентабельности является нестабильной. Так в 2007, 2009 годах прочая деятельность отрицательно повлияла на данный показатель, поскольку рентабельность продаж оказалась выше, чем чистая рентабельность, а в 2008 и 2010 годах она фактически не оказала влияния на конечную отдачу от реализации продукции.

     Рентабельность  имущества (экономическая рентабельность) также была подвержена влиянию кризиса, поскольку некоторый ее рост в 2008 году по сравнению с 2007 годом (на 0,53 п.п.) сменился значительным снижением в 2009 году (на 26,63 п.п. по сравнению с 2008 г.), а затем снова наблюдался рост на 7,44 процентных пункта.

     Аналогичным образом ведут себя рентабельность собственного капитала и рентабельность перманентного капитала (величина которой  незначительно отличается от рентабельности собственного капитала из-за невысоких  объемов долгосрочных заимствований).

     Рассматривая  основные финансово-экономические  показатели деятельности, представленные в таблице 2.2, необходимо отметить наличие внушительных размеров чистого оборотного капитала, величина которого в 2007 году составляла 81 процент, в 2008 году – 75 процентов, в 2009 году – 60 процентов, а в 2010 году – 54 процента  от общей величины текущих активов. Это говорит некотором изменении в политике управления оборотным капиталом предприятия в сторону более агрессивного типа.

     Что касается величины текущих финансовых потребностей (т.е. необходимости в краткосрочных заемных ресурсах для устранения кассовых разрывов на предприятии), их величина несколько сокращается. Так, если в 2007 г. требовалось привлечь 21,03 млрд. руб., то в 2010 г. – 18,74 млрд. руб.

     Соотношение уставного капитала и чистых активов  находится в пределах нормы, так  как величина чистых активов превосходит  величину уставного капитала. Что  касается последнего, его значение более 100 тыс. р., что полностью удовлетворяет  требованиям закона «Об акционерных обществах» в части минимально необходимого размера.

Информация о работе Стратегический анализ металлургической промышленности