Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение стратегического анализа компании с использованием различных методов.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
провести анализ внешней и внутренней среды металлургической промышленности;
описать структуру отрасли;
провести анализ привлекательности отрасли;
провести анализ ресурсов ОАО «ММК»;
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Анализ окружающей среды отрасли
1.2 Модель пяти факторов конкуренции М. Портера
1.3 Описание структуры отрасли
1.4 Прогнозирование прибыльности отрасли металлургической промышленности
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ»
2.1 Анализ ресурсов компании
2.2 Анализ конкурентного преимущества
2.3 SWOT-анализ
2.4. GAP-анализ компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Рынки и сбыт
Магнитогорский металлургический комбинат сохраняет лидирующие позиции по производству металлопроката в России. В 2010 г. доля компании в производстве металлопроката в РФ составила 17%. Общий рост производства товарной металлопродукции ММК в прошлом году составил 17%, продажи на внутренний рынок выросли на 44% и превысили темп роста потребления в России. Во многом это стало возможным благодаря освоению новых высокорентабельных видов продукции для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, в том числе посредством импортозамещения.
Структура
российского рынка металлопроката в 2010
году представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. – Структура российского рынка металлопроката в 2010 году
Исторически основной объем продаж ММК приходится на регионы Урала (37%) и Поволжья (30%), обеспечивающих сегодня две трети сбыта комбината в России. Данная структура региональной отгрузки обусловлена концентрацией крупнейших отраслевых потребителей в указанных регионах и существенно не меняется на протяжении последних лет. Другим крупным рынком сбыта металлопродукции ММК является Центральный регион, на который приходится 10% от общего объема отгрузки на внутренний рынок, 7% отгрузки приходится на регионы Сибири. Значительный объем продаж приходится на Белоруссию и другие страны СНГ. В 2010 году на рынках этих стран реализовано свыше 680 тысяч тонн металлопродукции (около 10% от общего объема отгрузки на внутреннем рынке).
Ключевыми
потребителями продукции ММК
(рисунок 2.2) на внутреннем рынке традиционно
являются предприятия трубной отрасли
(37% всех продаж на внутреннем рынке в 2010
г.), машиностроительные предприятия (21%),
а также предприятия строительной (12%)
и метизной отраслей (10%). Порядка 18% продаж
ММК на внутреннем рынке приходится на
долю региональной дистрибуции.
Рисунок 2.2. – Ключевые потребители продукции ММК
ОАО
«Магнитогорский
Рисунок 2.3. – Основные регионы поставок на экспорт
3. Финансирование
В структуре активов (приложение 1) наибольший удельный вес имеет основной капитал, причем его доля за исследуемый период (2007-2010 гг.) возросла на 9,45 процентных пункта (с 56,18% до 65,63%). Основной причиной данных изменений являются существенные капитальные вложения в предприятие. Так, согласно годовым отчетам, компания продолжает реализацию проекта «Реконструкция стана «2500» горячей прокатки», благодаря чему значительно повысится его производительность и возрастет качество продукции. Кроме того, продолжается строительство современного комплекса холоднокатаного и оцинкованного проката – стана «2000», в июле 2009 г. был пущен в эксплуатацию современный комплекс по производству листа с полимерным покрытием.
Если
рассматривать структуру
В
целом по предприятию даже в кризис
наблюдается положительная
Что
касается источников формирования имущества,
на предприятии наблюдается
Темпы роста краткосрочных
Структура долгосрочных обязательств состоит в основном из займов и кредитов, вследствие чего динамика последних первостепенным образом влияет на динамику совокупных долгосрочных заемных источников формирования капитала.
Среди краткосрочных обязательств наиболее весомы кредиторская задолженность и займы и кредиты (стоит отметить, что краткосрочные займы и кредиты в структуре пассивов 2007 года отсутствовали). За исследуемый период доля кредиторской задолженности в пассивах несколько возросла (с 7,28 до 10,47%), а доля займов и кредитов (начиная с 2008 г.) не превышает 5 процентов валюты баланса.
Рассматривая динамику показателей отчетности формы №2 (приложение 2), под влиянием кризиса наблюдается снижение выручки-нетто от основной деятельности в 2010 г., темп роста которой составил 60,77 процентов по отношению к показателю предыдущего года. Негативным фактором основной деятельности является превышение темпов роста себестоимости проданных товаров над темпами роста нетто-выручки, что отрицательно влияет на величину валовой прибыли, снижая скорость ее роста, а высокие темпы роста коммерческих расходов снижают величину прибыли от продаж.
Что касается прочих видов деятельности, несмотря на то, что поступления и расходования средств по ним не имеют четко выраженных тенденций, их величина оказывает значительное влияние на прибыль до налогообложения. Так в 2007 году данное влияние фактически отсутствовало (прибыль до налогообложения на 2,07% оказалась меньше, чем прибыль от продаж), в 2008 году прибыль до налогообложения за счет прочих видов деятельности оказалась больше прибыли от продаж на 32,81 процента. В 2009 году прочая деятельность снизила прибыль на 70,93 процентов, а в 2010 году – повысила на 28,35 процентов. Среди доходов и расходов от прочей деятельности наибольшее влияние на конечный финансовый результат до налогообложения оказывают прочие операционные доходы и расходы.
Важным является то, что, несмотря на кризис, ОАО «ММК», согласно финансовой отчетности, не получило чистых убытков (т.е. имело по итогам каждого года чистую прибыль).
Таблица 2.1. - Динамика показателей рентабельности ОАО «ММК» за 2007-2010 гг., %
Показатель | Значение показателя | ||||||
2007 | 2008 | Динамика, п.п. | 2009 | Динамика, п.п. | 2010 | Динамика, п.п. | |
Рентабельность продаж | 31,04 | 27,04 | (4,00) | 23,75 | (3,29) | 19,28 | (4,47) |
Чистая рентабельность | 22,99 | 27,18 | 4,19 | 4,45 | (22,73) | 19,96 | 15,51 |
Экономическая рентабельность | 30,72 | 31,25 | 0,53 | 4,62 | (26,63) | 12,06 | 7,44 |
Рентабельность собственного капитала | 40,75 | 38,79 | (1,96) | 6,00 | (32,79) | 17,11 | 11,11 |
Валовая рентабельность | 36,35 | 32,20 | (4,15) | 28,79 | (3,41) | 26,27 | (2,52) |
Затратоотдача | 45,01 | 37,25 | (7,76) | 5,84 | (31,41) | 24,72 | 18,88 |
Рентабельность перманентного капитала | 33,50 | 34,66 | 1,16 | 5,46 | (29,2) | 14,36 | 8,90 |
Таблица 2.2. - Динамика общих финансовых и экономических показателей деятельности ОАО «ММК» за 2007-2010 гг.
Показатель | Значение показателя | ||||||
2007 г. | 2008 г. | Тр, % | 2009 г. | Тр, % | 2010г. | Тр, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Собственный оборотный капитал, млн. руб. | 42917,60 | 49464,70 | 115,26 | 49775,70 | 100,63 | 42113,12 | 84,61 |
Текущие финансовые потребности, млн. руб. | 21034,71 | 21189,82 | 100,74 | 15566,46 | 73,46 | 18744,47 | 120,42 |
Соотношение уставного капитала и чистых активов, % | 11,66 | 8,17 | 70,07 | 6,65 | 81,40 | 6,97 | 104,81 |
Соотношение резервного и уставного капитала, % | 5,00 | 5,00 | 100,00 | 5,00 | 100,00 | 5,00 | 100,00 |
EPS, руб. | 3,49 | 4,63 | 132,66 | 0,90 | 19,44 | 2,45 | 272,22 |
Затратоемкость руб. | 0,69 | 0,73 | 105,80 | 0,76 | 104,11 | 0,81 | 106,58 |
Производительность труда, руб. | 517,3 | 616,1 | 119,10 | 811,2 | 131,67 | 545,9 | 67,30 |
Среднесписочная численность, чел. | 26396 | 26049 | 98,69 | 24445 | 93,84 | 22701 | 92,87 |
Средняя заработная плата, руб. | 19852 | 24785 | 124,85 | 27793 | 112,14 | 27906 | 100,41 |
Ресурсоемкость, руб. | 0,75 | 0,87 | 116,00 | 0,96 | 110,34 | 1,65 | 171,88 |
Рассматривая показатели эффективности деятельности (табл. 2.1), за исследуемый период они значительно сократились в 2010 году. При этом наблюдается ежегодное снижение рентабельности продаж вследствие превышения темпов роста себестоимости над темпами роста объема реализации. По аналогичной причине ежегодно снижается валовая рентабельность и затратоотдача.
Из-за
значительного влияния
Рентабельность имущества (экономическая рентабельность) также была подвержена влиянию кризиса, поскольку некоторый ее рост в 2008 году по сравнению с 2007 годом (на 0,53 п.п.) сменился значительным снижением в 2009 году (на 26,63 п.п. по сравнению с 2008 г.), а затем снова наблюдался рост на 7,44 процентных пункта.
Аналогичным образом ведут себя рентабельность собственного капитала и рентабельность перманентного капитала (величина которой незначительно отличается от рентабельности собственного капитала из-за невысоких объемов долгосрочных заимствований).
Рассматривая основные финансово-экономические показатели деятельности, представленные в таблице 2.2, необходимо отметить наличие внушительных размеров чистого оборотного капитала, величина которого в 2007 году составляла 81 процент, в 2008 году – 75 процентов, в 2009 году – 60 процентов, а в 2010 году – 54 процента от общей величины текущих активов. Это говорит некотором изменении в политике управления оборотным капиталом предприятия в сторону более агрессивного типа.
Что касается величины текущих финансовых потребностей (т.е. необходимости в краткосрочных заемных ресурсах для устранения кассовых разрывов на предприятии), их величина несколько сокращается. Так, если в 2007 г. требовалось привлечь 21,03 млрд. руб., то в 2010 г. – 18,74 млрд. руб.
Соотношение уставного капитала и чистых активов находится в пределах нормы, так как величина чистых активов превосходит величину уставного капитала. Что касается последнего, его значение более 100 тыс. р., что полностью удовлетворяет требованиям закона «Об акционерных обществах» в части минимально необходимого размера.
Информация о работе Стратегический анализ металлургической промышленности