Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:02, курсовая работа
Цель данной работы состоит в поиске путей стимулирования различных категорий персонала торгового предприятия.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
-определить сущность стимулирования труда на предприятии;
-рассмотреть существующие системы стимулирования труда;
-рассмотреть взаимосвязь оплаты труда с эффективностью деятельности;
-на примере ООО "Промтекс" провести анализ существующей системы стимулирования труда на предприятии;
-на примере ООО «Промтекс» провести анализ объема продаж на предприятии и его взаимосвязь с стимулированием труда.
Введение…………………………………………………………………………….3
I. Теоретические и правовые основы стимулирования персонала организации……………………………………………………………………..….5
1.1. Правовые основы, сущность и формы стимулирования труда…………………………………………………………………………..…….5
1.2. Системы материального и морального стимулирования труда работников………………………………………………………………………...10
1.3 Взаимосвязь оплаты труда с эффективностью деятельности…….....24
II. Анализ стимулирования труда торговой организации и объема продаж……………………………………………………………………………..26
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Промтекс»……...….26
2.2. Социально-демографической и квалификационная структура…….32
2.3. Стимулирование труда персонала на ООО «Промтекс»…………...36
III Основные направления стимулирования торгового персонала и объема продаж……………………………………………………………………………..39
3.1. Социальная политика торговой организации………………………..39
3.2. Оценка торгового персонала предприятия и методы увеличения объема продаж…………………………………………………………………….41
3.3.Предложения по улучшению стимулирования труда торгового персонала и увеличению объема продаж……………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………………………….52
Таблица 2.2.1. Численный и профессиональный состав персонала
Профессиональный состав персонала |
Численность персонала |
Возрастные показатели |
Профессиональное образование |
Административно-управленческий персонал, в том числе: - директор; -начальник производства; - бухгалтер; |
3
1 1 1 |
40 – 50 лет |
Высшее |
Торгово-оперативный персонал, в том числе: -продавец-консультант; -менеджер по продажам; |
3
2
1 |
25 - 50лет |
Высшее |
Вспомогательный персонал, в т.ч.: - складской персонал; - производственный персонал; - дизайнеры; - секретарь-референт; - подсобные рабочие. |
38
2 30
2 1 3 |
30 - 50 лет |
Высшее, средне-профессиональное |
Итого: |
44 |
- |
- |
Из данных таблицы 2.2.1. видно, что в соответствии с профессиональным составом выделяют три основные группы:
По уровню образования можно выделить следующие группы работников: с высшим профессиональным образованием, со средним профессиональным образованием (техникум, колледж).
Состав работников на планируемый
период времени определяется учетом
тенденции изменения
На ООО «Промтекс» осуществляется программа повышения квалификации персонала. Она определяется стратегией организации, ее кадровой политикой, перспективами технического развития и внедрения новых форм торгового обслуживания. В разрезе профессиональных групп приводится сложившийся уровень общего и специального образования работников, квалификация, полученная в процессе обучения в различных ее формах (стажировка, наставничество, специальные курсы и сборы). Затем оценивается их соответствие сложности выполняемых работ и уровню их технической оснащенности.
В разрезе перечисленных групп выделяются работники, прошедшие дополнительную специальную подковку по установленной программе. Определяется соответствие образовательной структуры должностным требованиям и квалификационным разрядам. В соответствии с отклонениями разрабатывается программа обучения и повышения квалификации персонала.
2.3. Стимулирование труда персонала на ООО «Промтекс»
К основным документам, регламентирующим
деятельность персонала, можно отнести
его утвержденную структуру и
штатную численность, штатное расписание,
правила трудового распорядка, должностные
инструкции, квалификационные характеристики,
положение о структурном
Главным стимулирующим фактором на ООО «Промтекс» является заработная плата. Так как именно от усердной и добросовестной работы колектива предприятия зависит успех предприятия. На ООО «Промтекс» на настоящий момент применяется оплата труда в форме оклада.
Таблица 2.3.1.Показатели заработной платы на ООО «Промтекс»
Персонал |
Численность |
Заработная плата, руб. |
Среднегодоваязароботная плата, руб |
Директор |
1 |
35000 |
420000 |
Начальник производства |
1 |
18300 |
219600 |
Бухгалтер |
1 |
20200 |
242400 |
Менеджер по продажам |
1 |
17500 |
210000 |
Продавец-кассир |
2 |
24400 |
292800 |
Дизайнер |
2 |
16400 |
196800 |
Производственный цех |
30 |
300000 |
3600000 |
Секретарь-референт |
1 |
9200 |
110400 |
Грузчик |
1 |
8500 |
102000 |
Водитель |
1 |
8600 |
103200 |
Складскиеработники |
2 |
24400 |
292800 |
Уборщица |
1 |
6000 |
72000 |
Итого: |
44 |
11102,27 |
133227,27 |
Показателипроизводительности труда на ООО «Промтекс» за 2009-2011гг представлены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2. Производительность труда
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение, руб. |
Относительное отклонение, % | ||
2010г. в сравнении с 2009 г. |
2011г.в сравнении с 2010 г. |
2010г к 2009г |
2011г к 2010г | ||||
1.Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
12124 |
15010 |
20135 |
2886,00 |
5124,86 |
123,80 |
134,14 |
2.Среднегодовая численность работников, чел. |
36 |
38 |
44 |
2,00 |
6,00 |
105,56 |
115,79 |
3.Среднегодова оплата труда на 1 работника, руб. |
98763,80 |
103563,50 |
133227,27 |
4799,70 |
29663,77 |
104,86 |
128,64 |
4.Производительность труда, тыс.руб. , (стр.1/стр.2) |
336,78 |
395,00 |
457,61 |
58,22 |
62,61 |
117,29 |
115,85 |
Из данных таблицы 2.3.2.
видно, что выручка от реализации в период
2009-2011 гг. увеличилась на 8011 тыс. руб. или
на 66,08%. Среднегодовая численность работников
в этот же период увеличилась на
8 человек или на 22,22%, а среднегодовая оплата
труда на 1 работника увеличилась на 34463,47руб
или на 33,5%. Как видно, и производительность
труда повысилась на120,83 тыс. руб. или на
33,14%. Из данных результатов следует, что
в связи с увеличением штата и увеличением
зарплаты, заинтересованность работников
в повышении производительности возросла.
На данномпредприятиииспользуется система
социальныхвыплат и льгот. Социальныевыплаты
и льготы, предоставляемыепомимо прямого
материальногопоощрения, играютважную
роль в стимулированиитрудовойактивнос
К стимулирующим выплатам в организации ООО «Промтекс» относят премирование. Данная форма поощрения является разовой и выплачивается в соответствии с Положением об оплате труда. Премиальная система оплаты труда предполагает выплату работникам дополнительно к заработной плате материального поощрения за надлежащее выполнение трудовых функций при соблюдении работниками условий премирования в виде регулярных и/или единовременных (разовых) премий в соответствии с трудовым договором:
1. Премии, начисленной по
итогам деятельности
Размер премии зависит от:
а) Выполнения плана по количеству
выполненных работ или
б) Качества выполненных работ и (или) оказанных услуг.
в) При невыполнении плана по количеству и (или) по качеству выполненных работ или оказанных услуг премия не начисляется.
2. Доплаты и надбавки.
Доплата за работу или оказанные услуги в праздничные дни для работников, которые работают по 8-часовому 5-дневному режиму рабочего времени, производится в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказов и распоряжений об организации работ.
III Основные направления стимулирования торгового персонала и объема продаж
3.1.Социальная политика торговой организации
Социальная политика администрации обеспечивает формирование условий для наиболее полной реализации трудового потенциала персонала. Она способствует:
Социальная политика является составной частью кадровой политики предприятия. Ее принципы направлены на обеспечение интересов организации с учетом интересов отдельного работника. Они отражаются в плане социального развития организации.
Социальное планирование развития торгового предприятия представляет собой обоснованную и материально обеспеченную систему мероприятий, направленную на регулирование социально-трудовых отношений, мобилизацию кадрового потенциала организации, формирование приверженности, преданности персонала ее интересам. При разработке разделов плана социального развития учитывалисьвнешние и внутренние регламентирующие документы (ТК РФ, трудовые соглашения, коллективные договоры). Исходной информацией для составления плана являлись:
3.2. Оценка торгового персонала предприятия и методы увеличения объема продаж
Оценка работников проводиться с помощью различных методов.
Метод структурной оценки. В соответствии с ней оценивается уровень исполнения работником установленных обязанностей.
Таблица.3.2. 1.Схема оценки торгового персонала
№ п/п |
Функции |
Сфера ответственности |
Показатели |
1. |
Предпродажная подготовка товаров |
Наличие и выкладка товаров. Качество и товарный вид. Комплектность, сортность. Оформление внутри- магазинных витрин, стеллажей и стендов |
Соблюдение правил подготовки товаров к продаже. Полнота ассортимента в торговом зале. Наличие и соответствие маркировки, фабричных ярлыков и пломб. Соблюдение принципов размещения и выкладки товаров, мерчендайзинга. Правильность оформления ценников |
2. |
Продажа товара |
Демонстрация товара в действии. Оформление паспорта на товар и иной технической документации |
Соблюдение правил продажи товара. Соблюдение правил торговли. Соблюдение правил пользования оборудованием. Скорость и четкость выполнения операций. Переключение с одних операций на другие |
3. |
Качество обслуживания покупателей |
Выяснение требований покупателя. Разъяснение потребительских свойств товара и информации, содержащейся в потребительской маркировке. Подбор взаимозаменяемых товаров. Консультирование покупателей |
Отсутствие фактов неспособности предоставить исчерпывающую информацию о товаре. Отсутствие жалоб и конфликтных ситуаций. Отсутствие фактов непрофессионального поведения в общении. Отсутствие необоснованных отказов в удовлетворении требований покупа-телей. Отсутствие фактов отклонения от принятого в организации стиля продаж. Отсутствие нарушений внутренних правил обслуживания покупателей |
4. |
Стимулирование продаж |
Увеличение объема продаж |
Объем продаж. Число обслуженных посетителей. Число покупок. Размер покупки. Средняя стоимость одной покупки. Предложение дополнительных и сопутствующих товаров. Использование методов стимулирования продаж, подкрепление положительных решений. Внесение предложений по изменению цены. Участие в программах по стимулированию продаж |
5. |
Изучение спроса и составление заявок на товары |
Учет неудовлетворенного спроса. Анализ спроса. Составление заявок на товары. |
Внесение предложений по совершенствованию ассортимента и упаковки товара. Обоснованность рекомендаций по закупке товара (например, сроки реализации товара, закупленного по рекомендации продавца) |
6. |
Контроль сохранности товаров |
Обеспечение сохранности товаров в торговом зале. Снижение потерь товара |
Отсутствие фактов хищений товара. Сокращение потерь в результате порчи товара, находящегося в торговом зале. Реализация программ предотвращения потерь |
7. |
Личностные характеристики |
Внешний вид. Речь. Поведение |
Прическа, состояние форменной одежды, состояние рук. Культура речи (наличие, отсутствие). Этичность поведения (наличие, отсутствие) |
8. |
Дисциплина труда |
Соблюдение правил внутреннего распорядка. Исполнение (своевременное исполнение) требований руководства |
Количество опозданий, прогулов. Факты отсутствия на рабочем месте. Посторонние занятия (еда, разговоры, чтение книги и т. д.). Несоблюдение техники безопасности и противопожарных правил. Факты неисполнения (несвоевременного исполнения) требований руководителя |
9. |
Ведение документации |
Полнота и правильность ведения документации |
Несоблюдение сроков предоставления документации (количество фактов). Наличие ошибок. Предоставление неполной (неточной) информации (количество фактов) |