Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:19, курсовая работа
Цель данной работы: после изучения теоретических аспектов проанализировать сложившиеся стили руководства данного предприятия и на основе этого разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства руково-дителя данного предприятия.
Задачи исследования данной работы:
1. Изучить стили руководства и их роль в эффективности управления
2. Проанализировать и оценить сложившиеся стили руководства на предприятии магазина одежды, выявить недостатки сложившегося стиля.
3.Рассмотреть совершенствование стиля руководства руководителя на предприятии магазина одежды.
Введение
1. Стили управления и их роль в эффективности управления.
1.1 Понятие и сущность стиля руководства.
1.2 Классификация стилей руководства.
1. 3 Одномерные стили руководства.
1.4 Многомерные стили руководства.
1.5 Подходы к управлению.
1.6 Влияние руководителя на психологический климат предприятия.
2 Анализ и оценка сложившегося стиля руководства на предприятии магазина одежды.
2.1 Организационная характеристика предприятия.
2.2 Анализ сложившегося стиля руководства.
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя магазина.
3 План мероприятий по совершенствованию стиля работы в магазинах.
3.1 Модернизация организационной системы управления.
3.2 Рекомендации по устранению недостатков в управлении руководителя.
3.3 Совершенствование стиля руководства на основе ситуационного подхода к управлению.
3.4 Поддержание благоприятного морально-психологического климата на предприятии.
Заключение.
Список используемой литературы.
Обычно
демократический стиль
Исследования
показали, что в условиях авторитарного
стиля руководства можно
Демократический стиль оказывается успешным при условиях:
Такого рода условия далеко не всегда имеются, да к тому же это именно условия делающие применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность – это тоже задача не из легких [ 5, с. 253 ].
Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический - сложными, где на первое место выступает качество.
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.
Его суть в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу.
Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивает полученные результаты, награждает за успехи.
Либеральный
стиль может легко
Таблица 1 - сравнение стилей руководства [ 7, с. 146-147 ].
Параметры руководства | Стиль руководства | ||
Авторитарный | Демократический | Либеральный | |
Порядок принятия решений | Решения принимаются только самим руководителем | Решения принимаются руководителем при участии коллектива и общественных организаций | Решения принимаются подчиненными при молчаливом одобрении руководителя |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказ, команда, требование доложить об исполнении | Рекомендация, дружеский совет, убеждение | Просьба, упрашивание |
Порядок использования руководителем его прав | Права использует только сам руководитель | Часть прав руководитель передает подчинённым | Руководитель рассчитывает, что подчинённые воспользуются его правами. |
Распределение ответственности | Руководитель перекладывает её на своих подчинённых | Руководитель несёт ответственность сам, перекладывая на подчинённых часть её в соответствии с переданными им правами | Руководитель старается переложить ответственность на вышестоящих начальников |
Стимул, побуждающий руководителя к действию | Команда сверху или чрезвычайные обстоятельства | Собственная инициатива или деловые предложения подчинённых | Только инициатива подчинённых |
Степень общения с подчинёнными | Всячески избегает общения, держится на расстоянии | Общителен | Общается с подчинёнными только по их инициативе |
Характер общения с подчинёнными | Руководитель понукает, допускает окрики, публичные выговоры | Помогает при затруднениях, благодарит за хорошую работу | Не мешает работать, предоставляет работникам полную свободу действий |
Отношение руководителя к психологическому климату в коллективе | Делает вид, что отношения в коллективе его не касаются, игнорирует их | Учитывает сложившиеся отношения, старается их улучшить | Стесняется вмешиваться во взаимоотношения подчинённых, хотя и знает о них |
Преобладающий критерий подбора подчинённых | Предпочитает очень исполнительных, дисциплинированных работников | Предпочитает высококвалифицированных, эрудированных, опытных работников | Предпочитает активных, инициативных работников |
Степень информирования подчинённых руководителем | Минимальная, сообщает только то, что необходимо по работе | Подчинённым сообщаются все задачи, трудности и перспективы | Сообщается то, о чём подчинённые сами спросят |
Отношение руководителя к внедрению нового | Настороженное, новое часто отвергается или допускается с трудом | Активно воспринимается, оценивается и применяется в работе | Сопротивления не оказывает, но и инициативы к внедрению не проявляет |
Отношение руководителя к дисциплине | Стремится к строгому подчинению всех формальной дисциплине, для себя делает исключение | Поддерживает сознательную самодисциплину, не придавая значения формальной дисциплине, для себя исключений не делает | Не стремится влиять на состояние дисциплины, допускает исключения для себя и для других |
Все три одномерных стиля управления на практике не имеют между собой непреодолимого барьера, плавно переходя друг в друга. В каждом конкретном случае между ними существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
1.4 Многомерные стили руководства
Многомерные стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других и поэтому может реализовываться наряду с ними [ 4, c. 386 ].
Стиль, при котором руководитель направляет основное внимание на организационную сторону дела (распределяет поручения среди подчиненных, составляет графики работ, разрабатывает методы их управления, обеспечивает всем необходимым и т. п.), получил на Западе название инструментального, или ориентированного на задачу.
Его преимущества состоят в быстроте принятия решений и четкости действий, обеспечении строгого контроля над работой подчиненных. Однако он ставит тех в зависимое, подчиненное положение, порождает у них пассивность, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности труда.
Стиль же, когда руководитель создает благоприятный морально - психологический климат, организует совместную работу, прислушиваясь к мнению исполнителей, максимально привлекает их к принятию решений, оказывает помощь в личных делах, поощряет профессиональный рост и т. п., характеризуется как ориентированный на человеческие отношения, или на подчиненных.
Такой стиль руководства дает простор творчеству, повышает удовлетворенность людей своим положением. Его применение снижает прогулы, текучесть, порождает заинтересованность в труде, улучшает морально – психологический климат в коллективе и отношение подчиненного к руководителю [ 1, с. 170-171 ].
Первоначально сложилась идея двумерного стиля управления, основывающегося, с одной стороны на создании в коллективе благоприятного морально-психологического климата, а с другой – хороших организационно-технических условий. Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует «управленческая решетка» Р. Блэйка и М. Моутон [ 4, с. 386 ].
Рисунок 1 - управленческая решетка Блэйка и Моутон.
Управленческая решетка включает пять основных стилей руководства, характеризуемых ситуациями в 4-х крайних и одном среднем положениях учитываемых параметров модели:
1.1 (страх перед бедностью) характеризует стиль руководства, когда со стороны руководителя требуется минимальное усилие, чтобы добиться качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1.9
(дом отдыха) соответствует стилю,
при котором руководитель
9.1
(авторитет – подчинение) отражает
стиль, необходимый в
5.5 (организация) определяется равным отношением руководителя к эффективности и хорошему моральному настрою подчиненных (находя соответствующий баланс между ними) для достижения приемлемого качества выполнения заданий.
9.9
(команда) обеспечивает
1.5 Подходы к управлению.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Подходы на основе выделения различных школ. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).
Рассмотрим подробно ситуационный подход.
"Ситуационность" означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация. Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий. Когда сторонников этой концепции спрашивают о правильном способе решения какой-нибудь организационной задачи, то их ответ начинается со слов: "это зависит от..." и "если..., то...".
Нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.
Ситуационный подход противостоит не традиционной теории управления или теории человеческих отношений как таковым, а уверениям их сторонников в том, что эти теории можно использовать с одинаковым успехом в любых условиях. В действительности и теория, и построенная на ней модель управления могут эффективно применяться в одном контексте и не давать ожидаемых результатов в другом. Чтобы избежать этого, важно установить связи между типом ситуации и применимостью к ней теорий и принципов управления.
Использование
ситуационного подхода при
Среди переменных, наиболее важных для определения положения, в котором находится данная организация, исследователи называют: используемые в ней технологии, окружающую среду, ее размер и стратегию. Другие существенные параметры включают отношения между руководителями и подчиненными и характер встающих перед организацией задач - свойства, оказывающие влияние на тип лидерства. Связи между всеми этими переменными носят сложный комплексный характер.