Стили работы руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: после изучения теоретических аспектов проанализировать сложившиеся стили руководства данного предприятия и на основе этого разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства руково-дителя данного предприятия.
Задачи исследования данной работы:
1. Изучить стили руководства и их роль в эффективности управления
2. Проанализировать и оценить сложившиеся стили руководства на предприятии магазина одежды, выявить недостатки сложившегося стиля.
3.Рассмотреть совершенствование стиля руководства руководителя на предприятии магазина одежды.

Содержание

Введение
1. Стили управления и их роль в эффективности управления.
1.1 Понятие и сущность стиля руководства.
1.2 Классификация стилей руководства.
1. 3 Одномерные стили руководства.
1.4 Многомерные стили руководства.
1.5 Подходы к управлению.
1.6 Влияние руководителя на психологический климат предприятия.
2 Анализ и оценка сложившегося стиля руководства на предприятии магазина одежды.
2.1 Организационная характеристика предприятия.
2.2 Анализ сложившегося стиля руководства.
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя магазина.
3 План мероприятий по совершенствованию стиля работы в магазинах.
3.1 Модернизация организационной системы управления.
3.2 Рекомендации по устранению недостатков в управлении руководителя.
3.3 Совершенствование стиля руководства на основе ситуационного подхода к управлению.
3.4 Поддержание благоприятного морально-психологического климата на предприятии.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

по дисциплине «Основы менеджмента»

Тема: «Стили работы руководителя»

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Стили управления  и их роль в эффективности  управления.

1.1 Понятие и  сущность стиля руководства.

1.2 Классификация стилей руководства.

1. 3 Одномерные стили руководства.

1.4 Многомерные стили руководства.

1.5 Подходы к управлению.

1.6 Влияние руководителя на психологический климат предприятия.

2 Анализ и  оценка сложившегося стиля руководства  на предприятии магазина одежды.

2.1 Организационная  характеристика предприятия.

2.2 Анализ сложившегося  стиля руководства.

2.3 Оценка личных  и деловых качеств руководителя магазина.

3 План мероприятий по совершенствованию стиля работы в магазинах.

3.1 Модернизация организационной системы управления.

3.2 Рекомендации по устранению недостатков в управлении руководителя.

3.3 Совершенствование  стиля руководства на основе  ситуационного подхода к управлению.

3.4 Поддержание  благоприятного морально-психологического  климата на предприятии.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

     Введение:

    Каждый  руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности  в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

    Данная  тема имеет особую актуальность в  данный момент, т.к. сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависит мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

    Цель  данной работы: после изучения теоретических аспектов проанализировать сложившиеся стили руководства данного предприятия и на основе этого разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства руководителя данного предприятия.

    Задачи  исследования данной работы:

    1. Изучить стили руководства и  их роль в эффективности управления

    2. Проанализировать и оценить сложившиеся стили руководства на предприятии магазина одежды, выявить недостатки сложившегося стиля.

    3.Рассмотреть  совершенствование стиля руководства  руководителя на предприятии магазина одежды.

    Объектом  исследования является организация  – магазин одежды , предметом – стиль руководства, применяемый руководителем данной фирмы.

 

1. Стили управления и их роль в эффективности управления.

1.1 Понятие и сущность стиля руководства

    В психологии управления существуют понятия  «психология руководителя» и «психология подчинённого». Последняя проявляется в том, как работник относится к выполнению своих обязанностей. Это отношение у людей весьма разнообразное (халатное, формальное, безответственное, творческое, обязательное, заинтересованное, и т.д.). Психология подчинённого во многом определяет отношение к нему его непосредственного руководителя.

    Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

    Синонимами  слов «руководство» и «руководитель» являются слова  «лидерство» и «лидер».

    Лидерство – это тип управленческого  взаимодействия (между лидером и  последователем), направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

    Быть  менеджером и быть лидером в организации  – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти. Лидерство основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации [ 2, с.470-472 ].

    Стиль руководства - относительно постоянно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, который формируется как под влиянием условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

    В основе определения стиля руководства лежит психологический рисунок типа принятия решений, который имеет две стороны: содержание решений, предлагаемых руководителем, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. В результате такого рассмотрения стилей руководства их можно расписать по следующим характеристикам: формальная сторона и содержательная, то есть форма и содержание.

    Следует иметь в виду, что далеко не всегда они выступают в чистом виде. Нередко  бывает так, что форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой. Этот факт объясняется тем, что в чистом виде выделенные стили редко себя обнаруживают, чаще всего стиль руководства зависит от целого ряда социально-психологических факторов, которые необходимо учитывать, например, специфика ситуации, своеобразие решаемой задачи, квалификация и сработанность членов коллектива, их личностные особенности [ 9, с. 283 ].

1.2 Классификация стилей руководства

    Рассмотрим  основные моменты классификации  стилей руководства.

    По  способу воздействия на подчиненных в процессе принятия решений и осуществления управленческой деятельности можно выделить авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный стили.

    В зависимости от объекта приложения стили могут быть общими, групповыми или индивидуальными.

    По  форме стиль руководства может быть деловым (рациональным), бюрократическим, попустительским.

    По  способу передачи распоряжений выделяют побуждающий, убеждающий, принуждающий стили [ 1, с. 166 ].

    Для предприятий торговли наибольшее значение приобретает воздействие, основанное на убеждении, разъяснении. Оно является инструментом работы не только руководителя с подчиненными, но и продавца с покупателем. В его основе лежит передача информации, способной повлиять на формирование точки зрения другого человека, направить его поведение в нужное русло. Облегчает эту задачу сочетание форм воздействия. Например, убеждение покупателя часто подкрепляется различными формами вознаграждения: ценовыми скидками, розыгрышами призов и т. д. [ 8, с. 460 ].

    Условно различные стили управления можно подразделить на одномерные и многомерные.

1.3 Одномерные стили руководства

    Одномерные  стили управления обусловлены каким-то одним фактором управления, и среди  них выделяются следующие стили: авторитарный, демократический, либеральный [ 4, с. 386 ].

    Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике стилем руководства является авторитарный. Он считается универсальным, особенно часто у первых лиц. Его характерными чертами являются:

    1) централизация всей власти в руках руководителя и принятие им единоличных решений, которые впоследствии навязываются исполнителям;

    2) дистанцирование его от подчиненных  и преобладание между ними  официальных отношений;

    3) отдача исполнителям в приказной форме распоряжений без объяснения их связи с общими целями и задачами организации;

    4) широкое использование администрирования,  наказаний.

    В результате в организации (подразделении) формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов [ 1, с. 166-169 ].

    Но  авторитарному стилю присущи  немалые достоинства:

    1) обеспечивает четкость и оперативность управления;

    2) создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;

    3) минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;

    4) не требует особых материальных затрат;

    5) в «молодых» предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления [ 6, с. 228 ].

    Можно говорить о двух разновидностях авторитарного стиля.

    Автократический стиль предполагает, что его черты выражены максимально ярко. Руководитель рассматривает подчиненных как «говорящие орудия», держит «в ежовых рукавицах», наказывает за любые провинности, игнорирует их проблемы и саму личность.

    При патерналистской разновидности авторитарного стиля эти крайности во многом сглажены. Организация рассматривается как одна семья, а руководитель - ее глава. Он заботится о подчиненных, интересуется их мнением, предоставляет им некоторую самостоятельность, но под жестким контролем со своей стороны, ожидая от них преданности, благодарности, беспрекословного подчинения.

    Авторитарный  стиль за счет сосредоточения всей полноты власти в руках руководителя обеспечивает максимальную производительность при выполнении простых видов деятельности, позволяет быстро стабилизировать сложную ситуацию. Но он не формирует внутренней заинтересованности исполнителей к труду, ибо излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, подавляют инициативу.

    Авторитарный  стиль руководства обобщенно  отражает так называемая теория «X» Д. Мак-Грегора, излагающая взгляды Ф. Тейлора на работника индустриальной эпохи.

    В соответствии с ней среднему человеку присуще отвращение к труду и  желание избежать его при первой же возможности. Большинство работников ни к чему не стремятся, избегают брать на себя ответственность и предпочитают, чтобы ими руководили. Поэтому людей требуется, в основном с помощью наказаний, принуждать к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия.

    Однако  Мак-Грегор оговаривает, что подобное поведение вызывается не столько  свойствами человеческой натуры, сколько  теми внешними условиями, в которых  людям приходится жить и трудиться.

    В своей теории «Y» он утверждал, что на самом деле затраты физических и умственных усилий в процессе трудовой деятельности столь же естественны, как, например, игра или отдых. Большинство людей обладают достаточной фантазией, изобретательностью, творчеством, которые можно с успехом применить в интересах организации.

    Теория  «Y» описывает демократический стиль руководства, который доминирует в современных фирмах. Он характеризуется высокой степенью децентрализации управления, активным участием сотрудников в принятии решений, в том числе и групповых, свободным обменом информацией между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к проблемам развития персонала.

    В этих условиях выполнение служебных  обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности.

    Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.

    Как и у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: консультативную и партисипативную.

    Партисипативная предполагает, что руководители полностью доверяет подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает, используют все конструктивные предложения; в условиях же консультативной формы привлекают множество людей к постановке целей и контролю над их исполнением.

Информация о работе Стили работы руководителя