Статус и функции главы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах – это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Президент Российской Федерации
1.1. Конституционный статус Президента РФ 5
1.2. Становление института Президента в России 5
1.3. Основные функции Президента РФ 10
1.4. Порядок избрания Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.5. Прекращение полномочий Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.6. Полномочия Президента РФ 17
Глава 2. Президент США
2.1. Идея президентсва Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Порядок избрания Президента США 27
2.3. Внеочередная передача полномочий Президента США 29
2.4. Полномочия Президента США. 31
Глава 3. Сравнительный анализ статуса президентов Российской Федерации и США 35
Заключение ……..………………………………………………………………….39
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая по ГМУ Статус и функции главы государства 2.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

      Президент обладает правом обращаться к Конгрессу  с посланием о положении в  стране. Данное послание обычно содержит законодательную программу правительства.

    2). Делегированные полномочия.

    Делегированные  полномочия прямо не упоминаются в конституции, но

переданы  Президенту решением Конгресса и утверждены законодательно, в отличие от подразумеваемых полномочий. Можно сказать. Что это подразумеваемые полномочия, получившие силу закону. Примером их могут быть бюджетные права Президента. Согласно Акту о бюджете Президенту поручалось составление проекта бюджета, который затем отправлялся на утверждение Конгресса. Правда, здесь он обрастает многочисленными поправками, поэтому реальная способность исполнительной власти контролировать параметры бюджета невелика. Этому мешает и то, что многие расходные статьи являются «защищенными» и автоматически закладываются в проект бюджета. Так как Президент США не обладает правом налагать вето на отдельные статьи законов, в том числе о бюджете, он часто бывает вынужден соглашаться с внесенными в проект поправки.

      Конгресс  может разрешить Президенту и  подчиненным ему федеральным  учреждением издавать исполнительные приказы, имеющие силу закона. Они касаются таких вопросов, как приведение в действие законов, международных соглашений или регулирование деятельности административных органов. Для контроля над подобным административным нормотворчеством в 1964 г. Был издан Акт об административной процедуре.

      3).  Подразумеваемые полномочия.

      Подразумеваемые полномочия наиболее «коварны», так  как вносят в политическую практику неудобный элемент «произволения». Это вызывает справедливую критику  тех, кто полагает, что власти в  своей деятельности должны опираться на прямое указание закона. Однако практика широкой трактовки Конституции возникла ещё на заре американской государственности и превратилась в устойчивую традицию. Контроль над тем, как Президент трактует свои конституционные полномочия, осуществляют Конгресс и Верховный суд, которые в своих оценках часто исходят из конкретной  политической ситуации. К подобным правам Президента относятся, например, его чрезвычайные полномочия в условиях внутренних и международных кризисов. Первоначально Верховный суд  полагал, что «чрезвычайность не создает права». Но в 1936 г. он, уступая политической целесообразности, вынужден был изменить свою позицию.

      Ещё одно подразумеваемое полномочие Президента – привилегия (иммунитет) исполнительной власти – право отказываться от явки в Конгресс или суд. Не представлять требуемую ими информацию. Данный иммунитет обосновывается принципом разделения властей, а также правом исполнительной власти на необходимую конфиденциальность своих действий. Пределы этой привилегии были установлены Верховным судом в деле «США против Никсона» (1974).

      Конституция ничего не говорит ещё об одной важной роли Президента. Он является главой своей политической партии. Уже отмечалось относительная слабость американских политических партий. Тем не менее, Президент имеет достаточные возможности для осуществления своего партийного лидерства. Этому способствует его право производить назначения на высшие государственные должности. Президент также может поддержать политическую или избирательную кампанию своих партийных соратников. Все они, защищая интересы избирателей, нуждаются в добрых отношениях с главой исполнительной власти.

      Конституция США не знает понятия «глава государства». Оно противоречило бы заложенной в ней идее разделения властей, однако американская и мировая общественность склонны наделять современных американских президентов именно данным статусом. Это связано не только с расширением их полномочий, но и «плебисцитарным» характером избрания: Президент – единственное должностное лицо, которое избирается общенациональным голосованием и поэтому воспринимается как представитель всей нации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3Сравнительный анализ статуса Президентов Российской Федерации и США 

      Теперь, после рассмотрения структур правления в России и США проведем сравнительный анализ статуса президентов данных государств.

      Президент РФ на основе и во исполнение Конституции  РФ и  законов РФ издает указы, имеющие  обязательную силу на всей территории страны. Президент имеет право  издавать указы нормативного характера по ряду вопросов, относящихся к ведению парламента. Указы должны соответствовать Конституции, а парламент может отменить или изменить любой из них. Президент США, к примеру, издает обязательные для применения исполнительные приказы, заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. На практике Конгресс либо прямо делегирует Президенту законодательные полномочия по определенным вопросам, либо формулирует законы в столь общих выражениях, что их применение требует детализации в нормативных указах Президента.

     Президент РФ обязан оформлять своим указом решения  возглавляемого им Совета Федерации. В системе органов  исполнительной власти США  нет и  намека на органы, которые вправе были бы принимать решения, обязательные для Президентов. Президент РФ обязан представлять Совету Федерации ежегодные доклады о положении дел страны и информировать его о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики РФ. Президент регулярно присутствует на заседаниях Совета Федерации, выступает на них, отвечает на вопросы депутатов. В США Президент периодически дает конгрессу информацию о положении дел в стране и рекомендует ему рассмотреть такие примеры, которые Президент считает необходимыми и целесообразными. Он присутствует в конгрессе, лишь, когда зачитывает свои послания (как правило, раз в году). Процедуры ответов Президента на вопросы членов конгресса во время заседаний не существует.

     Президент РФ может вернуть закон со своими возражениями в Совет Федерации  для повторного обсуждения и голосования. Если Совет Федерации двумя третями голосов подтвердит ранее принятое им решение, президент подписывает закон. Аналогичное правило существует и в отношениях президента и конгресса США.

     Президенты  РФ и США не имеют никаких полномочий на роспуск парламента (кроме права Президента РФ на роспуск Государственной Думы).

     Президент РФ имеет в своем подчинении Кабинет  министров, который формируется  им с учетом мнений Совета Федерации. Кабинет министров самостоятельно принимает свои постановления и  распоряжения, которые могут быть отменены Президентом и Советом Федерации. Структура кабинета определяется Советом Федерации по предложению Президента. В США определение структуры кабинета - личная прерогатива Президента, который является главой правительства и потому Конгресс не имеет никакого влияния на назначение или освобождение главы правительства (если только он не уличен в государственной измене, взяточничестве или других преступлениях). Назначение Президентом РФ членов кабинета министров требует  согласия Совета Федерации. Освобождение их от должности также должно быть согласованно с Советом Федерации. Президент США назначает глав министерства с совета и согласия Сената. Но вопрос об освобождении министров президент на практике не согласовывает с сенатом. Ни в том, ни в другом случае согласия парламента не требуется. Выражение Советом Федерации недоверия кабинету министров влечет за собой его отставку. Президент не может воспрепятствовать отставке кабинета. Конгресс США не имеет права принимать решение об отставке кабинета.

     Президенты  РФ и США являются главнокомандующими, вооруженными силами страны. В Российской Федерации Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, объявляет военное положение в отдельных местностях. Военное положение по всей стране может быть введено только Советом Федерации. Президент также объявляет состояние войны в случае нападения на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Совета Федерации. В случае необходимости выполнения международных договорных обязательств решение об  объявлении состояния войны и использовании Вооруженных Сил принимается только Советом Федерации. В США только Конгресс объявляет войну. Но если Президент вынужден без промедления и без предварительного согласия конгресса использовать вооруженные силы, то он может это сделать, представив в течение 48 часов доклад о причинах такой акции. Она не может продолжаться более 60 дней, если Конгресс не продлит этот срок. В случае восстания против правительства какого-либо штата Президент США может по ходатайству властей штата использовать для подавления восстания Национальную гвардию и регулярные войска. Если Президент считает, что в штате организуются незаконные препятствия функционированию государственной власти и исполнению законов, создаются и активизируются незаконные объединения или вспыхивают мятежи, он может самостоятельно, без помощи со стороны властей штата, использовать Национальную гвардию и регулярные войска для восстановления порядка. Президент вправе использовать вооруженные силы в случае неспособности властей обеспечить исполнение законов США обычными средствами. Решение Президента о применении его военных полномочий внутри страны не подлежит судебному рассмотрению. Президентское правление может вводиться президентом РФ как временная мера в местностях, где в описанном выше порядке уже объявлено чрезвычайное положение, и при условии, что в этих местностях органы государственной власти и управления не обеспечивают, надлежащего осуществления своих функций президентское правление вводится при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.

     Президент РФ может быть смещен парламентом  в случае нарушения им Конституции  и законов РФ. Решение о смещении принимается не менее чем двумя  третями голосов от общего числа  депутатов. В США Президент может быть отстранен от должности после осуждения за государственную измену, взяточничество или другие преступления. Дело по отстранению президента возбуждается палатой представителей и рассматривается сенатом. Он не может быть осужден без согласия двух третей присутствующих сенаторов.

     Итак, Президент РФ и Президент США  являются главой государства. Избираются на 4 года и не более двух сроков подряд,  35-ти летний возрастной ценз, разница в проживании в своей стране непосредственно перед выборами (в России – 10 лет, в США – 14 лет).  Оба Президента назначают на высшие государственные должности с согласия высшего органа законодательной власти. Обращаются к Федеральному Собранию и Конгрессу с ежегодными посланиями. Обладают правом «вето» на решения высшего органа законодательной власти. Являются Верховными Главнокомандующими, Вооруженными Силами. Ведут переговоры и подписывают международные договоры, осуществляют помилования. Также оба могут быть отстранены от должности в порядке импичмента.

     Президент РФ избирается прямыми выборами, не принадлежит к исполнительной власти по Конституции, однако фактически возглавляет её, может распустить Государственную Думу, и занимает господствующее положение над тремя ветвями власти.  Выступая в роли всеобщего противовеса, Президент США избирается косвенными выборами, является главой правительства, компетенция Кабинета министров в Конституции отсутствует, а также не может распустить сенат.

     Таким образом, как мы видим, хотя и при  установлении в России Президента было очень много мнений о том, что Президент это почти то- же самое, если не хуже чем монарх, на самом деле это не так. Все зависит от конституции и предоставляемых ею полномочий Президенту. В разных странах разные права и возможности у президентов.  
 
 
 

    Заключение

      Итак, я в своей курсовой работе рассмотрела такую интересную тему как статус и функции главы государства на примере Российской Федерации и США.  Основные направления, которые я изучила: история становления института президента, порядок избрания, функции и полномочия Президента РФ и Президента США, прекращение их полномочий, а также провела сравнительный анализ статуса президентов.

      Понятие «глава государства» является родовым  по отношению к понятию «президент»  и общим для глав государств, как  с республиканской, так и с монархической формой правления. Следует отметить, что возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации высшей государственной власти, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность её превращения в тиранию. Мыслившийся первоначально как глава исполнительной власти Президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о Президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства.  Институт президентства, возникнув как отрицание монархии, утвердил республиканскую форму правления. Её характерные черты – выборность и срочность главы государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. В нашей стране процесс становления института президентства затянулся на десятилетия.

Информация о работе Статус и функции главы государства