Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:38, курсовая работа
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах – это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Президент Российской Федерации
1.1. Конституционный статус Президента РФ 5
1.2. Становление института Президента в России 5
1.3. Основные функции Президента РФ 10
1.4. Порядок избрания Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.5. Прекращение полномочий Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.6. Полномочия Президента РФ 17
Глава 2. Президент США
2.1. Идея президентсва Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Порядок избрания Президента США 27
2.3. Внеочередная передача полномочий Президента США 29
2.4. Полномочия Президента США. 31
Глава 3. Сравнительный анализ статуса президентов Российской Федерации и США 35
Заключение ……..………………………………………………………………….39
Список использованной литературы 41
8).
Полномочия Президента по
К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Республики, входящие в состав РФ могут иметь свое гражданство, но поскольку оно одновременно является и гражданством РФ, не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.
Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные звания.
Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Право же амнистии принадлежит Государственной Думе.
9). Акты Президента РФ.
Вся деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты. Основными из них являются указы и распоряжения, которые издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства и обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие и не должны противоречить как Конституции РФ, так и Федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
10). Аппарат Президента РФ.
Как и в любом другом государстве, Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Согласно Конституции, он формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законам. Совет Безопасности рассматривает важнейшие вопросы, связанные с безопасностью государства.
Президент также формирует Администрацию Президента РФ, которая включает в себя большое число управлений (государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, федеральной государственной службы, по работе с территориями, информационное, по вопросам гражданства, по взаимодействию с политическими париями, общественными объединениями, фракциями и депутатами пала Федерального собрания и др.). При Президенте созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.
Большую роль в организации работы Президента РФ играют Служба помощников, различные советы и комиссии. Президент самостоятельно назначает и смещает сотрудников аппарата, дает им поручения и определяет участки работы. Управление делами Президента является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.
Глава 2. Президент США
Институт президентства является одним из важнейших новшеств, которые
ввели в политическую практику составители Конституции США. При этом они не могли опереться на какую-либо оформленную теорию или, тем более, обширный практический опыт. Закономерно, что при её разработке были высказаны различные точки зрения на статус высшего должностного лица государства. Дискуссия велась преимущественно вокруг двух проблем:
Сторонником
сильной и эффективной
Гамильтон,
который одновременно опасался и
общей слабости федеральной власти, и
возможной «диктатуры» её законодательной
ветви. Противники упрекали его в стремлении
к монархии. В результате был заключен
компромисс, в большей степени, однако,
отражавший взгляды Гамильтона. Решено
было, что исполнительную власть в федерации
будет осуществлять одно лицо (президент)
с широкими полномочиями, но избранное
на срок. Достижению компромисса способствовало
то, что в качестве естественного кандидата
на пост первого президента США рассматривался
Вашингтон, пользовавшийся всеобщим уважением
и не практике продемонстрировавший отсутствие
у него цезаристских наклонностей.
Квалификационные требования к президенту установлены в параграфе 5
раздела 1 ст. II конституции. Они более жесткие, чем предъявляемые к членам Конгресса: 35-летний возрастной ценз и 14-летний – проживание в стране, гражданство США по рождению. Последние требования – уникальные, они не применяются к законодателям. Цель их – высшее должностное лицо должно быть американцем не только по рождению, но и, достаточно долго прожив в своей стране, впитать её дух. Срок полномочий Президента – 4 года, причем первоначально не существовало ограничений на его избрание. Правда, уже первый Президент – Вашингтон – создал прецедент, добровольно ограничив своё пребывание на посту двумя сроками. Его наследники в течении 150 лет следовали данному примеру. Однако Ф.Д. Рузвельт, не нарушая буквы конституции, четырежды становился президентом. Только ХХII поправка (1951) конституционно закрепила положение о двух сроках пребывания в Белом доме.
Президентская избирательная компания подразделяется сейчас на два
этапа. Первый – борьба за статус официального кандидата своей политической партии на выборах. Решающее значение здесь имеют предварительные выборы – праймериз. Второй – собственно президентские выборы. Последние строятся на всеобщем, равном, тайном, но косвенном голосовании. Механизм президентских выборов отличался сложностью и недостаточной обработанностью. Выборы Президента и вице-президента не были разделены. Выборы носили не прямой, но косвенный характер, т.е. граждане, выбирали не самого президента, а его выборщиков. Последние рассматривались в качестве свободных агентов, не связанных при выборах главы исполнительной власти мнением своих избирателей. В настоящее время они голосуют не за выборщиков вообще, а за список выборщиков от конкретной политической партии, которые обязуются отдать голоса конкретному кандидату. Подобный механизм не закреплен в законе. Поэтому теоретически сохраняется возможность «бунта» некоторых выборщиков, их свободного голосования. Победителем становился тот кандидат, который набирал голоса абсолютного большинства выборщиков. Если никто единолично не получал абсолютного большинства, выборы переносились в Палату представителей, которая избирала президента из числа лиц, получивших наибольшее число голосов. Прекратить данную практику помогла постепенно сформировавшаяся двухпартийная система, которая позволяет кандидату одной из ведущих политических партий – демократической или республиканской – всегда набирать необходимое большинство голосов выборщиков. В случае возникновения нескольких крупных партий, которые бы раскололи электорат, избрание президента Палатой представителей вновь могло бы стать обычным явлением.
Наблюдающийся в последние десятилетия резкой рост расходов на
проведение избирательной кампании, связанный с необходимостью прибегать к дорогостоящей телевизионной рекламе, заставил американских законодателей обратить внимание на проблемы её финансирования. В настоящее время она регулируется следующими правилами:
2.3. Внеочередная передача полномочий
Конституция
предусматривает следующие
Наиболее неопределенными основаниями к досрочному прекращению полномочий являются импичмент и неспособность осуществлять свои полномочия. Процедура импичмента была заимствована американцами у Великобритании. Её механизм прост: обвинение должна вынести Палата представителей, а осуждающий приговор – Сенат (2/3 голосов). Импичмент имеет своим последствием отстранение от должности и запрещение в будущем занимать ответственные посты на службе США. Если обвинение серьезно, за импичментом может последовать привлечение к обычному суду. Неопределенными являются условия привлечения к импичменту: «измена, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки». Последнее понятие достаточно «размыто», поэтому на практике поводы для импичмента могут быть самыми разнообразными, в том числе политическими.
Ещё сложнее юридически корректно определить «неспособность» Президента. Когда в 1881 г. Смертельно раненный Д. Гарфилд умирал в течении двух с половиной месяцев, никто, в том числе вице-президент Честер А. Артур, не решался признать его неспособным исполнять свои обязанности, в том числе потому, что конституция не говорила о возможности временного исполнения вице-президентом президентских обязанностей. Проблема частично была урегулирована ХХV поправкой (1967), которая определила механизм признания президентской «неспособности». В том числе временной, оставив открытым вопрос о её критериях. История США пока не знает ни одного случая отстранения президента на этом основании.
Не
менее сложной оказалась
Полномочия Президента, как и полномочия Конгресса, можно разделить на конституционные (исключительные), делегированные Конгрессом, а также подразумеваемые, опирающиеся на широкую трактовку конституции.
1) Конституционные полномочия.
Конституция объявляет Президента главой исполнительной власти с широкими полномочиями, которые, впрочем, не раскрыты достаточно ясно и подробно. Среди конституционной терминологии не встречаются понятия «правительство» или «кабинет». Президент это и есть правительство, которое он непосредственно возглавляет. Как глава исполнительной власти он является руководителем многочисленного штата федеральной бюрократии, численность которой превышает 3 млн. человек. В свое время президент обладал над ней обширной властью, но после принятия в 1883г. Закона о государственной службе его полномочия в данной сфере сократились. В настоящее время он непосредственно назначает только высших должностных лиц, причем политически наиболее важных – «с совета и согласия Сената».
Конституция не отвечает прямо на вопрос, имеет ли Президент право самостоятельно увольнять тех лиц, при назначении которых требуется согласие законодателей. Другим важным исключительным правом президента является возможность отсрочивать исполнения приговора и осуществлять помилования в случае совершения преступлений против США, т.е. в отношении приговоров федеральных судов. Данные полномочия не распространяются на осужденных в порядке импичмента.
Права Президента как верховного главнокомандующего поставлены в конституции на первое место. Здесь он располагает большей самостоятельностью, чем в других сферах. Несмотря на то что право объявления войну принадлежит Конгрессу, история США знает немало случаев использования вооруженных сил и ведения боевых действий исключительно на основании президентского приказа. Наиболее известный пример – война во Вьетнаме.
Руководство внешней политикой является ещё одним важным конституционным полномочием Президента. Так, он принимает иностранных послов, назначает дипломатических представителей США, имеет право заключать международные договоры. В последнем случае требуется согласие 2/3 членов Сената, получить которое не всегда бывает легко.
Если Конгресс контролирует и ограничивает действия исполнительной власти, то и последняя, следуя логике «сдержек и противовесов». Имеет аналогичные полномочия в отношении законодателей. Президент по конституции – важный элемент законодательного процесса. В настоящее время именно правительство на деле превратилось в главного законодателя. Кроме того. Он обладает таким мощным средством воздействия на законодательный процесс, как вето, преодолеть которое можно только 2/3 голосов в каждой из палат, что случается крайне редко.