Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:38, курсовая работа
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах – это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Президент Российской Федерации
1.1. Конституционный статус Президента РФ 5
1.2. Становление института Президента в России 5
1.3. Основные функции Президента РФ 10
1.4. Порядок избрания Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.5. Прекращение полномочий Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.6. Полномочия Президента РФ 17
Глава 2. Президент США
2.1. Идея президентсва Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Порядок избрания Президента США 27
2.3. Внеочередная передача полномочий Президента США 29
2.4. Полномочия Президента США. 31
Глава 3. Сравнительный анализ статуса президентов Российской Федерации и США 35
Заключение ……..………………………………………………………………….39
Список использованной литературы 41
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Филиал
в городе Нижняя Тура
Курсовая работа
«Система государственного и муниципального управления»
на тему
«Статус
и функции главы государства»
Выполнила:
Казанцева М.В.
Проверил:
к.э.н. профессор
Бадаш Х.З.
Н-Тура
2007г.
Оглавление:
Введение
Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы будут обусловлены следующими положениями.
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах – это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти. При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальные, в других – они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне неё.
В первом разделе курсовой работы рассмотрим функции и полномочия Президента Российской Федерации. В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве. Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти. Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей. Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.
Поскольку в Российской Федерации президентская власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами то рассмотрение президентской формы правления логично будет проводить на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию. Об этом пойдет речь во втором разделе работы.
В
третьем разделе мы проведем небольшую,
сравнительную характеристику президентских
форм правления на примере Российской
Федерации и США.
1.1. Становление института
Президента в России
Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации высшей государственной власти, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию. Мыслившийся первоначально как глава исполнительной власти Президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о Президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Институт президентства, возникнув как отрицание монархии, утвердил республиканскую форму правления. Ее характерные черты - выборность и срочность полномочий главы государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире.
Само
понятие «президент»
Особый интерес представляет собой анализ понятий «институт президента» и «правовой статус президента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Российский ученый отмечает первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом Президента. В отличие от последнего институт Президента определяет не только функционирование, но и избрание Президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус - как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность.
Очень важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих данный институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие: Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей; в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов; пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.
Понятие «Президент» (от лат. Praesidens) буквально означает «сидящий впереди». В современном значении Президент - это выборный глава исполнительной власти в республике, он же считается главой республики вообще и представителем ее в международных отношениях. Современная версия.1 - Исторические корни рассматриваемого института уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства. В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них, был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является Президент.
При
подготовке проекта Конституции 1962
г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост
президента. Была создана Конституционная
комиссия, которая подготовила
Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность - Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.
С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост Президента в Российской Федерации. 2 В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года.3
Итак, процесс становления института президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.
1.2. Конституционный статус Президента РФ
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный
статус реализуется в нормах Конституции,
определяющих функции и полномочия
главы государства. Эти два понятия
очень близки, но не тождественны. Под
функциями понимаются наиболее важные
общие обязанности главы
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных случаях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991г. А 12 июня 1991г. на этот пост всенародным голосованием был избран Б.Н. Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1991г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996г.). Однако с 1993г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией.
По Конституции 1993г. «Президент Российской Федерации является главой государства» (ст. 80). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление термина «президентская власть» означает только особенный статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном – с исполнительной властью.
Федеральное
собрание представляет многонациональный
народ России в лице своих избирателей.
Т.е. населения избирательных
Как
и в других государствах, Президент
РФ обладает неприкосновенностью. Это
означает, что до отрешения Президента
от должности против него нельзя возбудить
уголовное дело, принудительно доставить
его в суд в качестве свидетеля и т.д. В
статус Президента РФ также входит его
право на штандарт (флаг), оригинал которого
находится в его служебном кабинете, а
дубликат поднимается над резиденцией
Президента как в столице, так и над другими
резиденциями Президента во время пребывания
в них.