Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:38, курсовая работа
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах – это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Президент Российской Федерации
1.1. Конституционный статус Президента РФ 5
1.2. Становление института Президента в России 5
1.3. Основные функции Президента РФ 10
1.4. Порядок избрания Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.5. Прекращение полномочий Президента РФ Ошибка! Закладка не определена.
1.6. Полномочия Президента РФ 17
Глава 2. Президент США
2.1. Идея президентсва Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Порядок избрания Президента США 27
2.3. Внеочередная передача полномочий Президента США 29
2.4. Полномочия Президента США. 31
Глава 3. Сравнительный анализ статуса президентов Российской Федерации и США 35
Заключение ……..………………………………………………………………….39
Список использованной литературы 41
1.3. Основные функции Президента РФ
Основные функции Президента как главы государства определены ст. 80 Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
1) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
2) В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной ценности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3)
В соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами
определят основные
4)
Как глава государства
Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого, он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствии с Конституцией РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действия президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих …), по борьбе с организованной преступностью и т.д.
Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности. И предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапным, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.
Грош цена конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела ли развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в установленном Конституцией РФ порядке. Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к токованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают).
Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ выполняет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.
Представительские
функции Президент осуществляет
единолично. Он вправе направлять своих
представителей в субъекты РФ (это
и есть представительство внутри
страны), и эти представители
наделены полномочиями от имени всего
государства. Выступая в сфере международных
отношений, Президент РФ ведет переговоры
с главами других государств, вправе подписывать
от имени России международные договоры,
вступать в международные организации,
назначать послов и представителей в другие
государства. В соответствии с международным
правом он пользуется по протоколу правом
на высшие почести при несении официальных
визитов в другие государства. Любые
международные обязательства, взятые
на российское государство должностными
лицами без поручения Президента РФ, могут
быть им объявлены недействительными.
Выборы Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г. и других федеральных законов.
Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Четырехлетний срок является распространенным в мировой практике, хотя в ряде стран глава государства избирается и на более длительный срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.
Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Есть и ряд конституционных требований к Президенту РФ. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в РФ не менее 10 лет означает только непрерывность проживания на основном месте жительства непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и не обязательно по рождению, но также по натурализации. Скупые конституционные требования к Президенту – признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то же время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.
Право выдвижения кандидата на пост Президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного объединения. Объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат, может быть, выдвинут также инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 % от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами. Со дня зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ – не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом. Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий, порядок финансирования выборов. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давления на избирателей.
Выборы
Президента назначаются Советом
Федерации Федерального Собрания. Днем
выборов является первое воскресенье
после истечения
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающими в себя всю территорию РФ. Подготовку выборов и их проведение осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорией (районов, городов), участков, имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.
Подсчет
голосов избирателей проводистя
непосредственно членами
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (второй тур характерен для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Результаты голосования объявляются Центризбиркомом не позднее, чем через три месяца со дня выборов.
Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.
Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента.
Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента в случае:
Первый случай предполагает наличие заявления Президента. По второму
случаю в Конституции РФ не предусмотрено никакой процедуры, но можно предположить, что инициатива проведения медицинского консилиума принадлежит Федеральному Собранию. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании. А о неизлечимой болезни, делающей невозможным исполнение обязанностей. Третий случай предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ на основании обвинения. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Этот институт предполагает сложную процедуру. Начало процедуры отрешения Президента от должности сопряжено с выполнением двух условий: